“А учеба в этот образ не попала…”
Мы предлагаем вашему вниманию своего рода реферат подобного мифотворчества.
Студент этого времени носил потертый сюртук, разбитое пенсне и имел длинные нечесанные волосы, козлиную бородку, а также социал-революционные взгляды. Чахоточный кашель непрерывно содрогал его худые плечи и впалую грудь. За пазухой у него обязательно должны были лежать брошюра Лафарга или Бебеля, посвященная вопросам развития сельского хозяйства в Австрии, и бомба, которую студент раза два в неделю метает в царя.
Понятно, что учеба не вмещалась в этот образ, поскольку основную часть времени студент тратил на посещение подпольных сходок, чтение классиков революции и искусства, руководство рабочими кружками и террористические акты. Немногочисленные минуты, свободные от революционной борьбы, он посвящал своей возлюбленной, отец которой был обязательно графом и непременно обладал крайне реакционными взглядами.
В экстазе платонической любви в перерывах между приступами кашля студент шептал на ухо бедной девушке многостраничные цитаты из первого тома “Капитала” и просил спрятать у нее на квартире тираж газеты “Знамя революции” и небольшую партию бомб.
Студент был, естественно, очень бедным, всегда голодным и, ежели от голода не хватало сил на революционную борьбу, погружался в нравственные муки, после чего грубо нарушал Уголовный кодекс, проламывая череп злостной старушке-эксплуататорше.
Студент облачился в клетчатую ковбойку, слегка клешированные брюки и мощные очки в роговой оправе. Под мышкой у него неизменно торчит учебник квантовой механики, который он пытается прочесть на протяжении всего времени появления перед зрителем или читателем. Времени на учебу опять-таки не остается, но на этот раз авторы отправляют бедолагу-студента на более мирное поприще, например, на комсомольскую стройку, уборку урожая или в крайнем случае в туристический поход. У студента появляется походная гитара.
Появляется и образ отрицательного студента. Примерное соотношение положительных и отрицательных – 20:1. Отрицательный студент пользуется шпаргалками, отлынивает от работы, а также перманентно разоблачается и перевоспитывается коллективом положительных под руководством мудрого старого профессора или вожака комсомольской организации.
Каждый студент, как правило, оснащен любимой девушкой, с которой прогуливается на фоне великих строек, читая отрывки из раннего Вознесенского и вышеупомянутого учебника квантовой механики. К любимой обычно прилагается гитара, на которой (в смысле, на гитаре) студент задушевно поет оптимистические песни.
Студент живет скромно, ведет здоровый образ жизни, пьет кефир и занимается спортом. В общении слегка ироничен, что регулярно шокирует домохозяек постбальзаковского возраста и вызывает добродушное порицание ветеранов войны и революции. Он также комично рассеян, способен сжевать собственный галстук вместо общепитовской котлеты или же, отправляясь в очередной поход, запихать в рюкзак электродрель и соседскую кошку.
Несмотря на ироничность и даже на некоторый цинизм, положительный студент продолжает оставаться убежденным строителем коммунизма и активным общественником.
Студент сего периода начисто лишен прежнего оптимизма и веры в светлое социалистическое будущее. В его взглядах появился явный диссидентско-нонконформистский душок. Студент стал тайно почитывать самиздат и книжки по дзен-буддизму, посещать концерты андеграунда, а также зло иронизировать над высшим партийным руководством.
Из прежнего романтического интерьера бедняга переселился в мрачные стены общежитий, где ему приходилось испытывать весь гнет застоя, материализованный в коменданте общаги и группе комсомольских активистов с одинаковыми серыми лицами и в таких же одинаковых и серых костюмах. Так же появляются фигуры отрицательных студентов, которые сотрудничают с КГБ и комсомолом, хорошо учатся и наотрез отказываются давать взаймы чирик на пиво. Отрицательный студент обязательно гладко выбрит, причесан, одет в строгий костюм и не пользуется успехом у девушек. У положительного, разумеется, все наоборот.
Студент стал пить. Причем пить достаточно серьезно. Хотя денег у него снова нет, студент ведет активную борьбу с тоталитарной системой, уходя в глубокий многомесячный запой. Во время запоя ему постоянно мерещатся фиолетовые черти, прыгающие экскаваторы и Хари Кришна в кожаной куртке и сапогах. Изредка финансовое положение поправляется мелкой фарцовкой. На учебу времени снова не остается.
Целостный образ пока что не сформировался. Среди его фрагментов – будущее России, получающее маленькую стипендию и проводящее массовые акции протеста. Непонятно, как, но в нем уживается бурная политическая активность с полным инфантилизмом и тотальным скепсисом. Студент окончательно переселился в коммерческие палатки, но при этом положительный персонаж неимоверно беден и нуждается в государственной поддержке, а отрицательный – имеет два-три “Мерседеса” и годами ленится получать стипендию в кассе.
Учеба снова не вошла в образ российского студента. А жаль…
Григорий ТАРАСЕВИЧ
Комментарии