Казалось, все у нее складывалось вполне логично и успешно. Алла Каракуца закончила музыкальное училище с красным дипломом, заочно – Уральскую государственную консерваторию, работала учителем в музыкальной школе, потом заведующей отделением, завучем. Ей, молодой и перспективной, был предложен и пост директора музыкальной школы, но поруководила она всего два дня. Случайная встреча со своей бывшей учительницей биологии, директором 57-й курганской школы, только что поменявшей статус на гимназию, повернула ее профессиональную карьеру на 360 градусов. Предложили вести новый предмет – мировую художественную культуру.
Понимаете, я по гороскопу – Стрелец, не могу долго задерживаться на одном месте, – пояснила тот порыв Алла Григорьевна, – еще не люблю работать по стандарту. А здесь передо мной открылась непроторенная дорожка поиска, эксперимента. Все нужно начинать с нуля. Это было так заманчиво!
По специальности “теоретик, музыковед”, Каракуца, став преподавателем истории искусств и мировой художественной культуры, серьезно задумалась не только над тем, что и как, но даже и когда давать гимназистам, чтобы они могли ориентироваться в культуре. Многие ее коллеги работали в основном со старшеклассниками. Вести МХК в начальной школе решались лишь единицы. Алла Григорьевна стала автором программы (над которой трудилась долгих девять лет), рассчитанной на учеников с 1-го по 11-й класс. Труд ее издан, зарегистрирован с авторским правом.
Она сумела сделать так, что ее предмет стал одним из самых любимых. Рефераты по искусству в гимназии пишут уже восьмиклассники. И какие рефераты! Одна ученица самостоятельно собрала материал о Далматовском монастыре, побывала там и не просто грамотно подала полученную информацию, а изложила искусствоведческий взгляд на это культурное явление. Другая – взялась за тему “Интерьер в творчестве художников XIX века”. А поскольку критической литературы не было никакой, работа получилась самостоятельной, научной, исследовательской.
– Если гимназистка говорит, что в 11-м классе будет писать реферат по Дали, значит, я задела какую-то ее струнку, пробудила интерес, – размышляет Каракуца. И тут же задает риторический вопрос: а что может быть ценнее раскрытия в ребенке таланта?!
Педагог открывает способности у своих подопечных необычными средствами, в том числе на изобретенном ею уроке созерцания. Представьте: звучит живая музыка, Алла Григорьевна играет на фортепьяно специально подобранную, например к теме природа, музыку, школьники читают об этом стихи и смотрят на картину, где лес, и поле, и цветы… Происходит одновременное погружение в атмосферу поэзии, живописи, музыки. И как результат – взрыв эмоций, потрясение, слияние душ.
Иной раз ее спрашивают: “Зачем вы все усложняете?” Она же не понимает, как не говорить о том, что встречается в жизни. В 11-х классах по предмету МХК у нее нет жестких планов. Идет от выбора учеников, от тем, которые их волнуют. Обсуждают фильмы, вышедшие на экран, творчество актера, поп-культуру, бывает, говорят о роли компромисса в жизни, о душе…
Для подобного прикосновения к прекрасному учитель идет на все: покупает, собирает художественные альбомы, открытки, слайды, репродукции. Ее ученики, считает она, должны потрогать тарелочку из каслинского литья, пощупать павлово-посадский платок, полюбоваться на греческую амфору…
Уже который год 10-15 выпускников выбирают МХК для сдачи государственного экзамена. Это разве не завоевание учителя?!
С ее легкой руки появился в гимназии музыкальный театр. Без кафедры эстетики, на которой работает А.Каракуца, не обходится ни один школьный праздник. А во время Недели искусств устраивается конкурс педагогов. У Аллы Григорьевны есть сольный номер – любимые романсы.
В 1996 году Каракуца вошла в плеяду “педагогических звезд Кургана”, став победителем городского конкурса “Учитель года”. Была участницей Всероссийского конкурса “Учитель года России”, после которого на имя губернатора области пришло письмо от зам. министра общего и профессионального образования, в котором он отметил ее высокое мастерство, авторский подход в обучении и воспитании детей.
В прошлом году ее как участницу конкурса пригласили поучиться на курсах в Московском центре Интернет-образования. Теперь она еще и тьютор мультимедийных технологий. А “тьютор” в переводе с английского – учитель учителей. Чтобы знания педагога не пропали даром, администрация гимназии оснастила кафедру эстетики компьютером. Теперь творческий учитель открывает своим ученикам новый мир.
А.Каракуца – яркий, современный, удивительный человек не только в стенах учебного заведения. Может вырастить хороший урожай на шести сотках земли и это тоже считает своего рода искусством. Одевается исключительно по журналу “Бурда”, шьет оригинальные вещи своими руками, вяжет крючком потрясающие шали, которые дарит и просто раздает, вкусно готовит. Полагает, что никогда не осталась бы без работы, потому что умеет клеить обои, красить, белить, настилать линолеум, пробивать полы, обшивать стены деревом, рыть траншеи, заливать фундамент, управляться с дрелью и…водить машину.
Валентина ШАЛАЙ
Курган
Комментарии