search
main
0

Мгновения жизни

8 октября исполняется 75 лет со дня рождения писателя и публициста Юлиана СЕМЕНОВА (1931 – 1993 гг.), создателя образа самого известного и популярного отечественного разведчика штандартенфюрера Штирлица. О нем рассказывают 12 произведений писателя – «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен», «Альтернатива», «Третья карта» «Майор Вихрь», «Бомба для председателя» и другие.

Юлиан Семенов родился 8 октября 1931 г. в Москве. После школы поступил в столичный Институт востоковедения, окончив его, преподавал в МГУ пушту (афганский язык) и одновременно учился там же на историческом факультете. Затем был направлен в Афганистан переводчиком.

Первую повесть «Дипломатический агент» он написал в 1959 г. в Кабуле. В основе сюжета – приключения дипломата и тайного агента востоковеда Виткевича.

В те же годы Семенов начинает пробовать себя в журналистике, печатается в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене».

За свою жизнь он написал большое количество рассказов, повестей и романов: «49 часов 25 минут» (1960 г.), «При исполнении служебных обязанностей» (1962 г.), «Петровка, 38» (1963 г.), «Майор Вихрь» (1967 г.), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971 г.) и другие. Многие произведения Семенова были экранизированы и пользовались большим успехом у зрителей. Самой известной также благодаря экранизации стала одна из повестей Юлиана Семенова о Штирлице – «Семнадцать мгновений весны» (1969 г.).

В августе 1973 г. телезрители нашей страны впервые увидели одноименный 12-серийный телефильм. Прошло более 30 лет, но центральные российские телеканалы хотя бы раз в год обязательно демонстрируют этот сериал, и люди разных поколений с удовольствием его смотрят. Время и место действия остросюжетной драмы – Германия, канун Победы в Великой Отечественной войне. Советский разведчик полковник Исаев – штандартенфюрер СС Штирлиц исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.

«Когда Штирлиц идёт по улицам Берлина, улицы Москвы пустеют», – так писала одна из немецких газет о премьерном показе «Семнадцати мгновений весны». И это не было преувеличением. Фильм приковал к телеэкранам многомиллионную аудиторию. Один из первых отечественных телесериалов создала замечательный режиссер Татьяна Лиознова.

«Когда мне в руки попал журнальный вариант «Семнадцати мгновений весны», я поняла, что должна поставить фильм, – вспоминала она. – Я читала и чувствовала, как мороз пробегает по коже – это было не просто захватывающее повествование. Это была история войны, в которой я потеряла всех мужчин нашего рода, включая отца и трёх маминых братьев. Это моя история».

Работа над фильмом шла несколько лет. Картину курировал шеф КГБ Юрий Андропов. Он справедливо считал, что фильм о героической работе умного, гуманного, мужественного разведчика будет способствовать созданию положительного имиджа вверенного ему ведомства.

Лиозновой удалось собрать блистательное созвездие актеров. Штирлица сыграл замечательный артист Вячеслав Тихонов. Он буквально загипнотизировал зрителей сдержанной, благородной манерой игры.

«Актёр всегда ищет возможность раскрыть себя, а сделать это можно только через характер героев, – говорил Вячеслав Тихонов. – Даже самые маленькие роли актёры играли с воодушевлением, с полной отдачей, не говоря уже о главных ролях. Зритель не любит показного актёрства, он хочет угадать то, о чем герой думает, вот тогда ему интересно».

По словам Льва Дурова сыгравшего в фильме «Семнадцать мгновений весны» агента Клауса, «феномен сериала до сих пор не разгадан. Мне кажется, что главная его удача принадлежит именно Татьяне Лиозновой – как режиссеру и соавтору сценария… Ее заслуга в стопроцентном «попадании» в актеров. Начиная от Штирлица (Тихонова) и заканчивая закадровым голосом Ефима Копеляна… А то, что до сих пор народ придумывает анекдоты о героях картины, является лучшим подтверждением популярности фильма. В сериале много отрицательных персонажей, но мой герой – самый мерзкий. Клаус законченный мерзавец. Мы с Лиозновой долго спорили, до хрипоты. Я не мог сам понять, откуда появляются такие иуды? Только в процессе съемок пришло озарение. Это потому, что он болтливый. Помните, пастор (Плятт) спрашивает его: «А вы не хотели стать писателем?». Да, мой герой хотел писать, но таланта не хватило, и из-за своей неудовлетворенности жизнью он превратился в провокатора».

Штирлиц в исполнении Тихонова сразу стал народным героем, всеобщим любимцем и центральным персонажем множества анекдотов. Его имя стало нарицательным для обозначения проницательного, умеющего ловко конспирироваться, а главное, необычайно везучего человека. Им восхищались взрослые, в него играли дети. Фразы из фильма цитировали применительно к жизненным ситуациям («Штирлиц, а вас я попрошу остаться» и т.д.). Великолепная актерская игра всеми любимых отечественных звезд кинематографа (Л. Броневого, О. Табакова, Р. Плятта, Е. Евстигнеева, Л. Дурова) вкупе с острым семеновским сюжетом создала настоящий шедевр отечественного кино.

В «Семнадцати мгновениях весны» враги были показаны умными, решительными людьми, не лишёнными обаяния и человечности, что не делало их менее опасными и коварными. Зрители оценили мастерство актеров по достоинству. А известный актер и режиссер Олег Табаков, сыгравший роль шефа гитлеровской разведки Шелленберга, после показа «Семнадцати мгновений весны» по германскому телевидению получил письмо от племянницы Шелленберга. Она благодарила актера за то, что он создал на экране образ интеллигентного, обаятельного и проницательного человека, каким на самом деле и был ее «дядя Вили».

В советское время романы Юлиана Семенова вносили разнообразие в монотонную жизнь, оживляя ее событиями из жизни разведчиков, контрразведчиков, сыщиков, спецагентов, в общем всех, чьи жизни не могли быть монотонными по долгу службы. Книги Семенова были настоящей находкой для поклонников приключенческого жанра. Они – неотъемлемая часть отечественной литературы.

Начало было положено фильмом по произведению Семенова «Майор Вихрь». В основе сюжета – исторические факты и события героической операции по спасению древнего Кракова нашими разведчиками. В

1944 г. Гитлер отдает приказ уничтожить города славянской культуры. Должен быть уничтожен и польский Краков. Чтобы сорвать планы фашистов, на территорию врага забрасывают группу советских разведчиков под командованием майора Вихря. В фильме использованы кадры документальной хроники военных лет. Трехсерийный фильм пользовался большой популярностью.

Огромный успех выпал на долю экранизации «шпионского» романа «ТАСС уполномочен заявить» по одноименному произведению Юлиана Семенова. Он рассказывает о работе советских контрразведчиков, срывающих планы ЦРУ в отношении недавно завоевавшего независимость африканского государства Нагония, которому Советский Союз оказывает экономическую помощь. В КГБ поступает анонимное письмо о вербовке американскими спецслужбами советского специалиста, работающего в столице молодого государства. Утечка важной информации, известной этому человеку, может ускорить американское военное вторжение и погубить завоевания освободительного движения. Чтобы выявить предателя и найти американского агента, работающего в Москве, советские контрразведчики ведут расследование параллельно в двух столицах.

В фильме «Петровка, 38» по повести Юлиана Семенова бандиты грабят городскую сберкассу. Свидетели утверждают, что в преступлении участвовал подросток. Парнишка, выпив из-за личных неприятностей и украв у отца пистолет, чтобы застрелиться, влип в историю пьяным, а протрезвев, сам пришел в милицию. Его показания помогли сыщикам поймать остальных участников ограбления.

В остросюжетном многосерийном детективе «Противостояние», который собирал у экранов всю страну, следователь по особо важным делам (О. Басилашвили) распутывает серию загадочных убийств. Андрей Болтнев очень хорош в роли Кротова, убийцы, тайна зла которого скрывается в страшных днях Великой Отечественной войны.

Журналистская же деятельность Юлиана Семенова была полна приключений. Он побывал в тайге с охотниками на тигров, на полярной станции, строительстве БАМа, вскрытии алмазной трубки, в центре самых важных событий в Афганистане, франкистской Испании, Чили, Парагвае, на Кубе. Он выслеживал укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей сицилийской мафии, участвовал в боевых операциях вьетнамских и лаосских партизан.

В 1982 г. Семенов удостоен звания заслуженного деятеля искусств СССР. И продолжал очень активную жизнь, был действительным членом Академии наук США, секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом общества дружбы «СССР – Аргентина», членом Советского комитета солидарности со странами Латинской Америки, активным участником общественной кампании за перенесение праха Ф.И. Шаляпина на Родину. Участие в поисках Янтарной комнаты стало темой серии очерков. Закономерным продолжением его деятельности явили посты вымышленными президента Международной ассоциации детективного и политического романа и главного редактора издания «Детектив и политика».

Семенову принадлежит заслуга создания газеты «Совершенно секретно», главным редактором которой он был до конца жизни. К несчастью, бурная деятельность надорвала здоровье крепкого с виду человека, в прошлом чемпиона по боксу. После инсульта он оказался прикованным к постели и, увы, подняться не смог…

Писатель ушел из жизни 5 сентября 1993 г. На Новодевичьем кладбище стоит памятник Юлиану Семенову, так называемый кенотаф – символическое надгробие. Согласно его завещанию, кремированные останки писателя развеяли над Черным морем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте