search
main
0

Мгновенье, остановленное цветом С любовью к Тициану и лубку

С момента открытия Государственного музея А.С.Пушкина в 1960 году в создании его экспозиций участвовали двое московских художников: супруги Николай Кузьмин и Татьяна Маврина. В музее устраивались выставки их работ. Знаменитые мавринские “коты ученые”, царевны-лебеди, избушки на курьих ножках теперь экспонируются в музее. Художники прожили долгую жизнь: по 96 лет. Татьяна Маврина умерла в 1996 году, но уже при ее жизни возникла идея создать в музее мемориальную комнату. Татьяна Алексеевна передала музею не только свою Пушкиниану, но и циклы рисунков с видами Подмосковья, другие живописные работы, коллекцию народной игрушки – всего более тысячи предметов. Часть их можно теперь увидеть в мемориальной комнате художников, которая недавно открылась в музее.
В этой комнате есть все. Предметы быта – кресло и комод, собственноручно расписанный Мавриной, соседствуют с выставкой детских книг, которые она иллюстрировала. Напротив семейной иконы “Восхождение Ильи Пророка” (ХV век!) – народные игрушки. Графика двух художников самобытна и неповторима. Николай Кузьмин иллюстрировал только любимых писателей – Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Лескова. У Мавриной был талант смотреть на все “веселыми глазами заволжских кустарей”, что придавало ее рисункам особый колорит, наполняло неповторимыми деталями. Ее иллюстрации к пушкинским сказкам – целый волшебный мир. У нее было “цветное” восприятие жизни. “Какой цвет здесь, какой там, какой теплее, какой холоднее. А тут во всю силу краску из тюбика”. Она создала мир буйства красок, архитектурных нагромождений. Цвета в ее рисунках – “маковый, соломенный, вишневый, брусничный, червленый, багряно-красный, жаркий, огненный – те же, что на иконах и фресках. В дождь тусклее, серее, в ведро – “звонче”, – писала сама художница.
Фирмой “Интербук-бизнес” в 1997 году был выпущен альбом “Мгновенье, остановленное цветом”, который знакомит с творчеством Татьяны Мавриной. Здесь воспроизведены ее яркие натюрморты, рисунки в стиле “ню”. В 30-е годы художница хотела, работая над ними, “дотянуться” через импрессионистов до любимого тогда Тициана. Ей нравилась его картина “Венера перед зеркалом”. Мир народного творчества Маврина открыла для себя после войны. Собирала с мужем коллекцию, делала копии лубков (некоторые из них представлены в мемориальной комнате), расписывала туески, подносы. Это дало возможность отойти от социалистического реализма и выработать особенный почерк – “декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитивизма”. Когда Маврина уже не могла выходить из дома, рисовала натюрморты у открытого окна… Ее творческая биография насчитывает более семидесяти лет.
Мемориальная комната художников в Музее А.С. Пушкина открыта для посещения только организованных групп (не более 20 человек), а также для проведения занятий с детьми. Сюда могут прийти группы из художественных школ, лицеев, кружков, где изучается народное творчество.
Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте