За кажущейся на первый взгляд суровой и жесткой аббревиатурой МСД, не всегда знакомой московскому обывателю, стоит вполне конкретная и понятная структура управления образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы.
Задачи у межрайонных советов сегодня самые разные и многоплановые, зачастую выходящие за пределы школьной орбиты. Сюда входит и дидактическая деятельность, направленная на обеспечение качественного массового образования в городе. Кроме того, советы директоров реализуют ключевые направления современного московского образования, отраженные в общегородских проектах и сетевых взаимодействиях организаций. Межрайонные советы директоров вырабатывают единую политику управления, действий и ценностей, которые являются частью единого пространства столичного образования.Московское образование развивается, становится еще более инновационным благодаря таким проектам, как МЭШ, не теряя при этом годами наработанных технологий и методик, что отражается в объективных данных: рейтинговых показателях города и страны, цифрах международных исследований PISA и PERLS. Принимая во внимание сегодняшний контекст, объединениям МСД следует ответить на следующий вопрос: как безболезненно совместить в своей оперативной деятельности стабильность и инновации, а также какие задачи будут стоять перед данной структурой в будущем?На этот вопрос постарались ответить руководители МСД №35, которые участвовали в стратегической сессии в филиале МГДУ «Поведники». Директора образовательных организаций постарались определить место МСД в системе городского управления образованием, конкретизировать цели и задачи совета и наметить перспективы его развития с учетом разрабатываемой стратегии образования до 2025 года. По мнению участников семинара, цель современного совета директоров заключается в построении эффективного управления образовательными организациями, координации их работы для достижения общих результатов в соответствии с городскими задачами и с учетом утвержденных показателей результативности государственных образовательных организаций Москвы. Задачи, которые ставит перед собой совет, – это использование всех возможных ресурсов города в образовании, расширение сетевого взаимодействия образовательных организаций, а также налаживание взаимодействия с учреждениями культуры, социальной защиты города, советами муниципальных депутатов районов, управами и префектурой для реализации социально значимых проектов города. Кроме того, важным является максимальное вовлечение образовательных организаций в образовательные проекты города, развитие инфраструктуры школ для сетевого взаимодействия и взаимодополнения при выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Отличным примером такого взаимодействия школы внутри совета директоров является ежегодный фестиваль МСД, который не только демонстрирует уровень и достижения московского образования, но и рассказывает жителям о тех возможностях личностного развития, которые готова предложить каждая образовательная организация, входящая в совет директоров. Сегодня помимо фестиваля МСД московские школы предлагают тематические встречи, профориентационные мероприятия, обучающие семинары для сотрудников школ межрайона и его жителей. В этом контексте стоит упомянуть еще одно новое и социально важное мероприятие городского значения – клубный день для жителей города, приобщающий заинтересованных родителей школьников к открытой беседе с руководителями образовательных организаций. Здесь поднимаются разнообразные по содержанию темы столичного образования – от вопросов развития района и города до вопросов системы ценностей современного российского ученика.Думается, что в будущем роль межрайонных советов директоров будет только усиливаться с целью консолидации возможностей образовательного пространства города. Помимо очевидных задач в распространении образовательных практик, системных изменений в отрасли и инновационных подходов к построению управления образованием будущее МСД, на мой взгляд, состоит в выстраивании единого, согласованного межрайонного подхода ко всей деятельности школ, входящих в его состав. Имеются в виду не только инструменты управления, ресурсы и инструкции внутри системы, но также и организация финансово-хозяйственной, закупочной деятельности, проведение единых мероприятий по повышению взаимопонимания и развитию доверительных деловых отношений межрайонного совета директоров. Кроме того, возможно развитие профильных экспертных групп внутри МСД для выработки и принятия совместных решений по кадровым, финансовым, контрольным и организационным мероприятиям, что в свою очередь поможет повысить ответственность и значимость межрайонного совета директоров в принятии согласованных важных решений.Будущее МСД видится в его деятельности по выстраиванию эффективных подходов к развитию таких непохожих друг на друга московских школ, со всей бережностью относясь к эксклюзивным и зарекомендовавшим себя решениям в организации работы каждого входящего в МСД учреждения.Антон БОГДАНОВ, директор школы №1592, кандидат филологических наук
Комментарии