На конкурс «Учитель будущего» мы пошли вместе с учителем физической культуры Артемом Григорьевым и учителем математики Мариной Муромцевой. Когда я узнал об этом конкурсе, то решил, что это как раз для нас с Артемом Владимировичем, мы вместе с ним всегда подхватываем любую инициативу. А вот третьего участника пришлось поискать, предлагали одному, другому, а в итоге взяли Марину Викторовну. Она, кстати, параллельно участвовала и в конкурсе «Учитель года», так что ей было нелегко. Хотя, повторяю, если человек любит конкурсную жизнь и умеет показать, на что способен, то это ему всегда доставляет удовольствие.
Вспоминая самый первый этап, заочный, хочу сказать, что мне понравились вопросы тестов, расположенных на сайте конкурса. Их нельзя было назвать ни слишком сложными, ни слишком простыми, при этом надо было поломать голову, чтобы ответить правильно. И ничего страшного, что каждый предполагал несколько вариантов ответов, из которых надо было выбрать правильный, ведь мы знаем, какое большое количество заявок было подано на конкурс, а значит, обрабатывать результаты следовало быстро и оперативно, с помощью специальных компьютерных программ.
Что касается очных испытаний полуфинала, то нам они показались весьма интересными и необычными, ведь раньше мы участвовали в конкурсах только поодиночке, а здесь надо было действовать вместе, слаженно, помогая друг другу. Ни для кого не секрет, что в школе все мы, предметники, на уроках выступаем сольно, тем не менее существует жизнь и после уроков, где все равно приходится общаться с коллегами, обсуждать с ними общие проблемы, искать совместные решения, а потом, возвращаясь снова на урок, работать по-новому с учетом их предложений. В ряде случаев учителя ведут сдвоенные уроки вместе, одновременно преподавая, скажем, биологию и физику, химию и географию, но это скорее исключение, потому что наша традиционная классно-урочная система и школьная программа такой вариант обычно не предусматривают. И все же, повторюсь, невозможно работать в школьном коллективе и быть свободным от коллектива. А значит, этому нужно учить. Причем нужно уметь договариваться даже с теми, с кем у тебя расходятся взгляды на ту или иную проблему.
Поэтому следующее испытание, где нам пришлось коллективно отстаивать свою точку зрения, а потом меняться местами с оппонентом и доказывать обратное, стало хорошим тренингом как в плане риторики, так и в смысле толерантности. Некоторые поначалу действовали очень категорично, мол, вот моя позиция, как хотите, но она единственно верная, и вам надо под нее подстраиваться. А потом выяснилось, что принципиальность и категоричность хороши далеко не всегда и не везде, надо уметь договариваться. В итоге, насколько я увидел, идея коллаборации победила.
Когда говорят о соревновании команд, нередко на ум приходит сравнение с интеллектуальными играми, такими как «Что? Где? Когда?». Там, как вы помните, в каждой команде есть капитан, он имеет право назначить человека, который должен озвучить правильный ответ, или сделать это сам. Причем нередко бывает так, что человек говорит, мол, я беру на себя ответственность не согласиться с моими коллегами и высказать свою версию ответа, который нередко бывает действительно правильным. Так вот, на самом деле на конкурсе «Учитель будущего» ситуация абсолютно иная, тут единственно верного ответа на любой предложенный вопрос (за исключением заочного тестирования) просто не существует, а значит, упор делается совсем на другое. Работа команды заключается в умении выслушать друг друга, взвесить аргументацию каждого, прийти к общему мнению и коллективно довести предложенную идею до блеска, насколько позволяет время. И для экспертов, постоянно присутствовавших в зале, главным было не только и не столько оценить интеллектуальный потенциал участников, сколько отметить гибкость их мышления, способность к коммуникации, да и просто чисто человеческие качества. На мой взгляд, в работе любого учителя именно это и есть самое главное. Да, все мы даем знания по своему предмету, но если мы будем зацикливаться только на этом, то будем всего лишь преподавателями, урокодателями. А нам гораздо важнее проявить такт, сохранить уважение к людям, выслушать точку зрения каждого, какой бы она ни была, обсудить ее и сделать так, чтобы человек сам понял, где ошибался или в чем оказался прав.
Каждый из нас, повторяю, остается предметником, и школа наша построена по предметному принципу. Но вот здесь, на конкурсе, выполняя задания в гетерогенных командах, мы в очередной раз поняли, насколько важны все-таки межпредметное общение и взаимодействие людей с разными типами мышления – технарей и гуманитариев, спортсменов и художников. Когда мы, объединившись командами, составляли общую программу, ту или иную идею, которую предлагали разные люди, каждый тут же примерял на себя, проецировал на свой предмет, и выяснялось, что, скажем, оригинальную задачу по математике вполне можно предложить детям на уроках истории или ОБЖ, а спортивное упражнение – на уроках биологии или физики. Чем больше будет такого общения, направленного на решение актуальных для всего педагогического сообщества проблем, тем больше будет нестандартных вариантов. И тем проще будет до каждого ученика донести чрезвычайно важную мысль: в современном обществе люди не решают задачи в одиночку, а действуют сообща и с учетом многочисленных факторов и условий. Не бывает, как правило, задач только по математике или только по химии, все они по большому счету междисциплинарные, нужно научиться это понимать.
Александр СКОРНЯКОВ, учитель биологии и ОБЖ городищенской школы №1
Волгоградская область
Комментарии