Казахстан, десять лет назад подписавший Конвенцию о правах ребенка, решил отметить этот юбилей таким вот необычным совместным мероприятием. Провести его в замечательном курортном местечке Боровое, где расположены лучшие детские здравницы и правительственные базы отдыха, то есть дети и взрослые всегда рядом. Попытаться вместе осмыслить девиз, предложенный на 2004 год Организацией Объединенных наций в рамках ЮНИСЕФ – «построим мир, пригодный для жизни детей, С УЧАСТИЕМ САМИХ ДЕТЕЙ». Главной темой доклада «Положение детей в мире» в этом году стала «обязанность взрослых выяснять точку зрения и мнения детей, принимать их всерьез, а также помогать детям и подросткам развивать в себе способности и умение полноценно и конструктивно участвовать в жизни общества повсюду в мире». Чтобы понятнее было, как представляется эта проблема авторам ежегодного доклада, процитируем здесь названные ими цели:
обратить внимание общества на важность, необходимость, ценность и реальную возможность активного участия молодежи в жизни семьи, школы, общества и государства;
побудить государства, организации гражданского общества и предприятия частного сектора к оказанию содействия в реальном привлечении детей к принятию решений, влияющих на их жизнь;
привести примеры того, как изменяется жизнь детей, семей, населения, когда дети получают возможность вносить вклад в решение вопросов, затрагивающих их жизнь и судьбу;
добиться принятия мер – с участием детей и молодежи – для достижения целей декларации.
Для наших стран, где гражданская активность детей многие десятилетия воспитывалась в рамках пионерской и комсомольской организаций, в самой постановке таких целей ничего принципиально нового нет. Любой грамотный педагог наверняка смог бы рассказать на международном форуме любого уровня не только о том, почему участие детей необходимо, но и как лучше организовать деятельность ребят, чтобы их роль не оказалась формальной, а самоуправление давало наилучший воспитательный эффект. Где, как не в нашей стране, теоретические основы и практические рекомендации по вопросам «деткомдвижения» разрабатывались самым тщательным образом! И сколько защищено на эту тему диссертаций – не счесть.
Однако именно в наших республиках после распада СССР, а вместе с ним – всесоюзных детских и молодежных организаций как раз вопросы участия детей в жизни школы, общества, государства приобрели, пожалуй, особую остроту. В каких формах возможно теперь такое участие? Кто должен создавать детям соответствующие условия? Актуальность этой проблематики проявилась особенно ясно на очередной научно-практической конференции, которую провела Ассоциация педагогов-исследователей нынешней весной в Торжке. Тема ее так и формулировалась: «Участие детей в жизни школы, общества, государства: опыт и результаты». Среди ста сорока участников только треть составляли ученые. Остальные – лидеры молодежных объединений, педагоги-практики, энтузиасты, собирающие вокруг себя детей. Но – только взрослые. И даже эти взрослые, мудрые и опытные, не смогли выработать единых ясных мнений, четких рекомендаций. Видимо, их сейчас и быть не может. Слишком сложна, неоднозначна ситуация в обществе, в государстве, неопределенны ориентиры. Слишком многое не сумели пока сформулировать для себя и для граждан страны ведущие политики. Что увидим мы в Казахстане, что услышим от детей? Единственное, в чем не приходилось сомневаться, так это в том, что педагоги-исследователи, приглашенные в Боровое, как никто, умеют слушать ребят, понимать их и сочувствовать. Доктор педагогических наук Людмила Алиева из Москвы, кандидат педагогических наук Анатолий Кирпичник из Костромы, кандидат педагогических наук Сергей Бобрышев из Ставрополя, кандидат исторических наук Тамара Трухачева – все они в юности прошли школу «Артека» и «Орленка», многие годы работали вожатыми и занимаются теперь этими малопопулярными исследованиями исключительно по старой памяти. Анатолий Кирпичник, например, сейчас – советник губернатора, Сергей Бобрышев – проректор Ставропольского государственного университета. А вот едут же в Боровое, готовятся к встречам, волнуются.
Такая же «вечная вожатая» встречала нас на перроне вокзала на казахстанской земле – начальник управления образования Акмолинской области Елена Дмитриенко. Уже по блеску глаз, по улыбке, по восторженным восклицаниям было понятно, как нетерпеливо и радостно ждут здесь нас, как надеются, что если такие гости приехали, значит, все получится. С казахской-то стороны мобилизованы силы немалые: аким (по-нашему губернатор) Акмолинской области, горячо поддержавший идею саммита, Мажит Есенбаев, вице-министр образования и науки Куляш Шамшидинова, Октавиан Бивол – руководитель офиса детского фонда ООН в Казахстане и еще длинный список уважаемых в республике людей, представляющих самые разные ведомства. Приглашали всех, кому интересно, от пожарников до прокуроров. Диалог-то задумывался как свободный разговор взрослых и детей, а не воспитателей и воспитуемых.
Ясный летний день. Огромный зал, столы по кругу, микрофоны, компьютеры, виртуальная доска – все вроде бы демократично, а где сидит начальство, все равно видно. И как старшекласснику, привыкшему к строгой школьной субординации, почувствовать себя свободным собеседником вице-министра? Или даже просто пожилого человека? Наверное, ребятам, которые выступали в 2002 году на специальной сессии ООН по положению детей, было намного легче. Говорить от имени многих детей с трибуны, высоко вознесенной над залом, заполненным пусть даже и очень важными людьми, – в этом мало личной ответственности. Был бы голос звонок. А вот попытаться от себя лично смело сказать что-то важное глаза в глаза взрослому уважаемому человеку не так-то просто. Даже если ты заранее обсуждал все вопросы с друзьями, что-то читал, готовился.
С первых же минут встречи в Боровом становится ясно, что преодолевать эту дистанцию чрезвычайно трудно. Мы несколько раз пересаживались. Делились на группы. Меняли стиль общения вплоть до игрового. Снова собирались все вместе. Ситуации обсуждались то совсем конкретные, то очень общие. От вопроса «Что вам не нравится в школе?» до «С кем вы будете обсуждать свой проект детского кафе в городе?» Выше всего ценилось умение четко сформулировать собственное мнение, грамотно выразить его, убедительно защитить, доказать. А взрослые, конечно же, то и дело срывались на менторский тон и сами себя ловили на этом, стараясь исправиться.
Отношения поколений во все времена складывались непросто. Проблема отцов и детей стара как мир. И так же вечно утверждение, что ребенок обязан слушаться старших. Оно верно, однако до определенного предела. Наш мир еще очень долго не выберется из своих проблем, если старшие в свою очередь не научатся слушать и понимать младших, признавать их право по-своему думать и действовать в динамичных современных обществах. Они уже живут иначе. Не так, как мы, чувствуют себя в мировом пространстве. Легко осваивают интернет, быстро знакомятся, вступают в переписку, путешествуют по международным молодежным лагерям. Охотно учатся то в одной, то в другой стране…
Больше всего дети говорили о том, как важно для них во время каникул найти подходящую работу. Они хотят зарабатывать деньги, покупать необходимую им технику, музыкальные инструменты, интересно проводить свободное время. Почти за всеми их вопросами стояли две заботы: как стать классным специалистом и как уже сейчас начать зарабатывать деньги. И каждому хочется прежде всего получить качественное образование. Стать например, программистом самого высокого уровня. А учиться негде. Или нет денег. Один из выпускников, например, спросил вице-министра, почему их обманули: обещали принять в вузы на бесплатное обучение всех, кто получит высший балл на республиканском тестировании (ЕГЭ по-нашему), а теперь объявляют новый конкурс. Зато в тех случаях, когда речь шла об удавшемся деле, интересном опыте, ребята частенько ссылались на помощь и поддержку своей организации под названием «Жулдыз», что значит «звезда». О «Жулдызе» говорили и те, кому удалось вырастить образцовый урожай, получить за это деньги и создать свой оркестр, и те, кому посчастливилось попасть на знаменитый конкурс за пределами республики – все, кто сумел что-то узнать, добиться в самых разных областях. Получалось, что если УЧАСТИЕ понимать как ДЕЙСТВИЕ, то самые оптимальные формы его обеспечивает все-таки именно детская организация. Желательно, конечно, авторитетная, известная. Но даже и маленькая, самодеятельная открывает дорогу для серьезного, солидного диалога с любой властью. Истории разные: в одном случае нужно было убедить начальника ЖЭКа, что детям можно доверить инструмент и материалы для строительства детской площадки во дворе. В другом – аргументированно объяснить директору школы, почему старшеклассников не устраивает учительница химии. В третьем – доказать директору клуба, что детям больше негде собраться на репетиции, а вести себя они будут образцово, ничего не сломают. И всюду нужны прежде всего лидеры, которые умеют объединить, организовать сверстников и действовать грамотно, по закону, а не скандалить. Выращивать таких вожаков, как известно, лучше всего в детских объединениях, каких теперь немало и в России, и в Казахстане.
Они разные, похожие то на скаутов, то на пионеров. «Жулдыз», однако, заслуживает внимания особого. Это даже не организация, а именно союз. Союз всех детских сообществ, деятельность которых связана хотя бы с одним из 34 проектов, предложенных и утвержденных советом союза, состоящим из двух палат: детской и взрослой. Перечислять проекты нет смысла. Они составлены так, чтобы практически любой ребенок, чем бы он ни увлекался – вышивкой, вязанием, модами, танцами, – любой, кто готов свои умения дарить людям, мог вписаться в эти проекты. А дальше – участие в выставках, конкурсах, фестивалях, акциях заботы и милосердия, а значит – общение, активность, открытость добру и справедливости.
Мы с коллегой старательно записываем имена, адреса руководителей детских объединений из разных городов и поселков, расспрашиваем – и останавливается рука: такие разные, как они похожи! Музыканты, художницы, рукодельницы, которые просто не могут пройти мимо способного к музыке, рисованию, ремеслу ребенка, оставленного без родительского присмотра и заботы. И нет для них награды выше, чем успехи воспитанников. Стоит похвалить выступление на концерте маленького Олжаса или рисунок Салтанат – и они расцветают, с восторгом рассказывают о других талантах, о надеждах, связанных с ними. «Жулдыз» собирает ребят из небогатых семей, обогревает, наряжает, развивает. Видели бы вы лицо Елены Дмитриенко, когда на сцену выходят дети, воспитанные в студиях и художественных коллективах ее любимой «Звезды»! Кандидат наук, начальник крупнейшего управления образования, она каждый раз волнуется до слез, горячо аплодирует и дарит юным солистам такие букеты, какие приносят поклонники самым настоящим звездам эстрады. Никто не обязывал ее создавать детскую организацию, тратить душевные силы, время, энергию на подготовку вожатых, ломать голову над тем, где найти средства. Обязанность – это другое. У истинного творчества свои мотивы, пружины, источники вдохновения. Кто мог бы обязать Рафаэля именно такой создать его Мадонну? Скажете, несравнимо, несопоставимо? Но страсть и нежность, упорство и фантазия, с какими ведет свое юное воинство эта женщина, вызывают только такие аналогии.
Маленький теплый комочек – традиционный уголек артековского костра, полученный девятилетней девочкой в знаменитом лагере, всю жизнь не давал ей покоя. Так бывает: для многих тысяч детей, прошедших через «Артек», этот уголек – лишь сладостное воспоминание. Для нее – искорка, рождающая упорное пламя. «Меня даже в пионеры не принимали: болела, когда весь класс вступал. И никакой активисткой не была. Что со мной делать? В «Артеке» сказали: хочешь, иди в «звеньевые».
Так пронзила ее тогда эта не соблюдающая формальностей щедрость. Так вдохновила потом доброта людей, разглядевших в застенчивой болезненной девчушке артистку, что она и петь, и танцевать начала. Там и первые в жизни награды получила. С тех пор знает, как много может значить в жизни маленького человека добрый жест, подарок, знак отличия.
Странно сказать: начальник управления образования недолюбливает школу. За формализованность уклада, отношений. В «Жулдызе» – другое дело. Все тут держится на любви, доверии, взаимопонимании. И возможности у этой организации свои, для детского союза не совсем обычные. Когда поехали первые «звездные» солисты пробовать свои силы в Москве и Петербурге, поступать в знаменитые музыкальные училища, дома волновались, хватит ли денег ни житье в столицах. «А мы попробуем свои гранты для них учредить», – придумала Дмитриенко. У «Жулдыза» есть деньги, которые зарабатывает союз, издавая газеты и журнал. Ребята из Вячеславской СШ рассказывали, как это их выручило однажды. Зимой юные хоккеисты прибежали к своему директору со слезами: в районе нет денег, чтобы снарядить их команду и отправить на соревнования. Директор – к Дмитриенко: помогите! А та в ответ: обратитесь в «Жулдыз». На такое дело в союзе деньги нашлись. А к лету случилось совсем уж невероятное. Детский союз выиграл тендер на организацию летнего отдыха, который проводило министерство. Деньги были выиграны нешуточные, но и сил пришлось потратить немало на подготовку своего лагеря к приему «широкой публики». Без помощи отдела образования им бы не справиться. Но ведь и «Жулдыз» выручает взрослых всякий раз, когда они просят. Бывший аким (губернатор) Акмолинской области, переехав в другую, звонил оттуда Елене Александровне с искренним изумлением и досадой: представляешь, у них тут нет «Жулдыза»! «Похоже, скоро таких областей в Казахстане не останется. «Звездная» организация распространяет свое влияние уже на всю республику.
А возвращаясь к саммиту, можно сказать, что резюме его, выработанное взрослыми и детьми, получилось вполне ясным и убедительным. «Диалог, участниками которого мы были, – говорится в заключительной части документа, – помог нам обменяться опытом конкретной работы детских и молодежных общественных объединений, а главное – подумать над тем, какое мы можем принять участие в решении вопросов, касающихся нашей жизни в семье, школе, обществе, государстве». «Никогда не думали, что от нас так много зависит!» – говорили ребята.
Комментарии