search
main
0

Международный обмен

Участие школ в международном обмене – это не просто дань моде. Общение с носителями языка из других стран повышает мотивацию к учебе. Именно такой вывод делают участники сегодняшней беседы в «Директорском клубе».

Эльвира РАБОТЯГОВА, директор гимназии №2, Белгород: Узнали о конкурсе, приняли участие и победили

В 2003 году мы узнали о конкурсе проектных работ «Молодежный обмен», организатором которого был Немецкий культурный центр имени Гете. Цель этого конкурса – развитие партнерских отношений между российскими и немецкими городами и школами. Мы собрали на заседании кружка «Полиглот» учеников 10-х классов и предложили им поработать над проектом. Школьники должны были представить себя, свой город и гимназию, а также предложить своим сверстникам из Германии совместное дело. Ученики разделились на группы, и каждая из них работала над своей частью проекта. Познакомившись с книгой «Летающая классная комната», мы решили назвать проект «Летающая классная комната гимназии №2». Проект наших гимназистов оказался лучшим среди 40 работ, присланных со всей России, и наградой стало участие в программе школьного обмена в течение четырех лет с финансовой поддержкой Немецкого культурного центра имени Гете.

История наших партнерских отношений с городом Херне берет начало с 1998 года, когда был подписан договор о сотрудничестве: гимназии удалось наладить контакты с реальной школой Штрюнкеде этого города. А благодаря участию в конкурсе состоялась поездка наших ребят в эту школу, после чего немецкие школьники посетили гимназию с ответным визитом.

Наши учителя немецкого языка и педагоги школы Штрюнкеде хотят, чтобы школьники не просто участвовали в программе обмена, а создавали реальный продукт. И следующим шагом был проект «Книга кулинарных рецептов Белгородской области и Сев. Рейн-Вестфалии». Кулинарные рецепты дружественных областей были изданы как на русском, так и на немецком языках.

К сожалению, в 2006 году наше участие в обмене с финансовой поддержкой Немецкого культурного центра закончилось, но совместно с немецкой стороной была написана заявка на осуществление нового проекта – «Дачи в России и Германии» в фонд «Германо-российский молодежный обмен». Над этим проектом мы работали осенью этого года. Наши гимназисты показали ученикам реальной школы Штрюнкеде свои дачные участки. А весной 2008 года запланирована поездка наших школьников в Херне, где мы продолжим работу над проектом. Его результатом станет сайт в интернете, посвященный этой теме.

Правда, есть проблема: проекты не всегда имеют финансовую поддержку российской стороны фонда «Германо-российский молодежный обмен».

Что нам дает участие в международных проектах? В связи с новыми условиями развития общества меняется и целеполагание общего среднего образования в целом и языкового образования в частности. Наша гимназия – участница национального проекта «Образование»: новые технологии позволяют вести преподавание иностранных языков с компьютерной поддержкой и возможностью совершенствовать языковые навыки в общении с немецкими школьниками в режиме on-line. Иностранный язык способствует развитию диалога культур, становится средством межличностного общения. Наши гимназисты применяют свои знания на практике, то есть видят цель изучения иностранного языка. Думаю, что чем больше школьников будет участвовать в программе обмена, тем меньше будет проблем с мотивационной стороной обучения.

Наталья ТОЛСТЫХ, директор гимназии «Перспектива», Самара: Приехали в гости, поставили спектакль

Сама специфика нашего образовательного учреждения требует организации общения с носителями языка на современном уровне. В свое время мы задумались, как выстроить сотрудничество, чтобы участвовали и ученики, и педагоги, и желательно родители. Стали активно искать партнеров, участвовать в проектах.

В рамках программы «Flex» с 2000 года пять наших учениц, победители конкурса, получили право на годовую языковую стажировку в американских школах. Одна из них, Алина Селюх, находясь в США, посещала подготовительные университетские курсы и прошла тестирование. После окончания нашей гимназии получила приглашение на бесплатное обучение. Сейчас она студентка Университета штата Небраска города Линкольна, факультет журналистики. Недавно звонила: ее пригласили для переговоров о работе в корпорации CNN.

В 2001 году мы стали финалистами совместной программы Американских советов по международному образованию и Министерства образования и науки Российской Федерации «Школы – партнеры России и США». На международной конференции наш педагог Татьяна Михайловна Зайцева познакомилась с преподавателем из Lincoln High Джоном Хайнеманом. Мы решили, что обе школы достойны участвовать в конкурсе на грант по культурному обмену учащимися обеих стран, финансируемому правительством США, и получили право начать реализацию программы. Сюрпризом было то, что, когда наша первая делегация приехала в высшую школу города Линкольна, там как раз проходила стажировку Алина. Сейчас ежегодно мы обмениваемся делегациями из 10 учеников и двух педагогов. Четыре недели ребята живут в семьях, посещают уроки, участвуют в культурной жизни школы. Три года нас финансировали в рамках проекта, и сейчас мы программу не прекращаем благодаря помощи нашего попечительского совета.

Мы не просто приезжаем друг к другу в гости, каждая поездка – это реализованный детский проект. К 60-летию Победы, когда в гимназии готовилась Книга памяти воспоминаний ветеранов Великой Отечественной, мы через посольство США нашли в Линкольне Кен Фриза, участника боевых действий. Подготовили проект «На пути к нашей общей Победе». Ребята взяли у американского ветерана интервью, собрали архивный материал и издали книгу его воспоминаний. На следующий год, в день 90-летия Фриза, в мэрии ему торжественно вручили экземпляр со словами благодарности. Кен Фриз расплакался и сказал, что он и не думал, что та война кому-то сейчас интересна.

Когда мы искали ветеранов в Самаре, познакомились с участниками событий «Карибского кризиса» на Кубе. Сейчас это наши друзья. Мы подготовили проект «Они защищали Кубу», собрали архивные материалы с помощью посольства Республики Куба. Установили контакты. Теперь, когда кубинские студенты проходят практику в Самарском филиале Московского городского педагогического университета, они посещают уроки русского языка в нашей гимназии.

Мы сделали запрос в посольство Великобритании и хотели бы к 65-летию Победы собрать воспоминания английских ветеранов.

Нашим американским партнерам особенно интересен проект «Вклад города Омаха и Самары в освоение космоса». Они с удовольствием приезжают в город, где был собран первый пилотируемый космический корабль Юрия Гагарина, и просят показать им ракету.

Находясь в США, гимназисты собрали материал о судьбе русских эмигрантов, поставили спектакль по пьесе американского драматурга Нила Саймона по рассказу Антона Чехова «Хороший доктор».

Что это дает нашим ученикам? Собранные материалы мы используем на уроках истории и географии. Но главное, школьники учатся ценить то, что не ценили раньше, лучше ориентируются в жизни.

Ирина ПУТИНЦЕВА, директор гимназии №6 «Горностай», председатель Совета директоров школ Советского района Новосибирска: Надо делиться опытом с другими

Международные контакты, участие в международных проектах, в конкурсных программах, использование новых технологий в образовании тесно взаимосвязаны. Они необходимы как ученикам, так и учителям. Наша гимназия участвует в различных программах уже пятнадцать лет. Несколько учителей английского языка побывали за рубежом как победители программы TEA (Teacher Excellence Award), прошли двухмесячные летние курсы повышения квалификации в США. Многие педагоги-предметники участвуют в программе «Открытый мир».

У нас есть клуб путешественников «Мир, здравствуй!» Около 500 школьников – членов этого клуба побывали в разных странах Европы, многие ребята ездили по программе FLEX («Молодые лидеры образования») в США на целый учебный год. Назову несколько основных направлений нашей работы:

Расширение мировоззрения учеников и учителей в новых условиях.

Если хочешь узнавать новое, расширять горизонты, работай. Мы постоянно пишем заявки на гранты, участвуем в конкурсах.

Наши школьники регулярно принимают участие в международных проектах по линии организации «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» www.iearn. org, например, «Законы жизни», «Местная история». Их работы опубликованы в сборниках ученических трудов в разных странах.

Мы постоянно устраиваем семинары и лекции для учителей района и города. В октябре проведен семинар по применению исследовательского метода в образовании.

В мае делегация нашей гимназии ездила на конференцию в Финляндию, в ноябре собираемся в Пекин. Обмен опытом крайне важен. Как финансируем поездки? Обращаемся в туристические агентства, просим помочь, нам дают скидки, помогают с жильем и оформлением документов. Думается, органам образования всех уровней пора обратить внимание на столь важную часть деятельности школ и предусматривать, например, хотя бы 50-процентную оплату подобных расходов. Ведь педагог, побывавший на международной конференции, может достойно представить нашу страну и отечественное образование. Каждый из нас привозит из любой поездки массу новых материалов, делится опытом с коллегами. Если мы хотим продвинуть отечественное образование на международную арену, нужно вкладывать в это средства.

Думаю, что самая важная часть нашей работы – помогать другим побеждать. Получилось у тебя – поделись опытом с другими!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте