search
main
0

Международный Гольфстрим. Мы оказались в нем благодаря молодым организаторам ИТО

Когда с завидной регулярностью пятнадцать лет ежегодно получаешь по почте пухлый конверт c информационным письмом о предстоящей в этом году традиционной конференции «Информационные технологии в образовании», невольно думаешь о том, что совсем немного в мире таких профессиональных корпоративных форумов, которые собирали бы тысячные аудитории. Происходит это, вероятно, потому, что создатели ИТО верно выбрали темп его деятельности – в ногу со временем.

Форуму ИТО предшествовали многочисленные конференции 60-х – 80-х годов прошлого века, многие из которых организаторы пытались именовать «Первая», «Вторая»… Однако настоящим долгожителем удалось стать только славному семинару в подмосковном Троицке. С уверенностью можно сказать, что прародителем конференций ИТО стал именно этот международный семинар. Оттуда, из Троицка, конференции ИТО взяли не только широкий размах тематики и географии, не только демократичность научных традиций, но даже известную часть контингента организаторов. Науку, как и революции, всегда делают молодые. В стратегии планирования конференциями ИТО успешной оказалась политика, при которой руководство форума постоянно и демократично обновлялось. Важнейшим принципом этой политики стало регулярное омоложение инициативного коллектива организаторов.

Впрочем, пятнадцать лет – это юношеский возраст только для отдельного человека, а для динамично развивающейся прикладной научной дисциплины – целая эпоха. Вот почему история ИТО – это не только история концентрации общественного сознания в мощный форум, но и база для анализа информатизации школьного образования: здесь обсуждались новинки методики школьной информатики, через ИТО прошла стандартизация информатического образования. Труды ИТО – благодатная фактическая и научная база и для историков отечественной школьной информатики, и для инвесторов, определяющих направления вложений сегодняшнего дня, и для стратегов, планирующих перспективы российской системы образования. Все лозунги школьной информатики – от ершовского лозунга-цели «Программирование – вторая грамотность», украшавшего в свое время стены многих школьных кабинетов информатики, до лозунга-проблемы «Дистанционное обучение: от дополнительного образования – к базовому», появившегося впервые лет пять тому назад в зале коллегии Министерства образования РФ, – нашли свое отражение в программах ИТО.

Прикасаясь к такому могучему и информационному потоку, невольно ощущаешь его дыхание. Он увлекает, он задает направление. Вот почему на конференциях ИТО происходит «сверка часов». Ориентирами ИТО живут многие коллективы разработчиков, учителя-практики, педагоги-исследователи. Так же, как и на всех, этот информатическо-педагогический Гольфстрим повлиял и на наш коллектив – «Роботландию». В разных видах и на разных секциях мы участвовали во всех пятнадцати конференциях. Пачки печатных материалов, которые каждый ноябрь после очередной конференции ИТО мы привозим из Москвы, для всех (и для нашего коллектива в том числе) становятся мерилом актуальности нашей деятельности. Именно участие в конференциях ИТО помогло нам своевременно перейти от разработки программных продуктов для «стационарной» школы к проектированию и практическому внедрению программно-методических систем дистанционного обучения. Так родился известный сейчас в стране (и даже за рубежом) дистанционный обучающий центр – «Роботландский сетевой университет». О его программах, методике, содержании и формах обучения на ИТО было представлено немало докладов. Кулуары конференции до сих пор остаются единственным местом очных встреч слушателей университета, приезжающих осенью в Москву из всех уголков страны. При самой высокой оценке значимости дистанционных методов обучения любой специалист понимает, что возможность очного, личного контакта в коммуникациях всегда остается кульминацией общения.

ИТО – это гигантская кухня идей, красивых и плодотворных. За годы конференций в кулуарах этого форума, в выступлениях на секционных и пленарных заседаниях, на «круглых столах» и у выставочных стендов мне довелось познакомиться или вновь встретиться с множеством увлеченных педагогов и программистов. Обсуждение взаимно интересных идей и разработок зачастую приводило к формулировкам диссертационных исследований. С шестерыми из них удалось дойти до защиты кандидатских педагогических диссертаций!

Форуму ИТО становится тесно в стенах одной площадки, которая для любого другого собрания специалистов считалась бы просторной. Вcе чаще на конференции звучат просьбы создать новые тематические секции. Все чаще трибуна ИТО используется для объявлений о новых формах работы по информатизации образования. Так, на конференции ИТО-2005 впервые прозвучало официальное объявление о начале работы Большого московского семинара по методике раннего обучения информатике. Этот семинар начал свою деятельность через две недели после завершения ИТО-2005, не отрываясь от alma mater: сайт http://ito.edu.ru/sp располагается на сайте Конгресса конференций ИТО: http://ito.edu.ru.

Конференция – это прежде всего люди. В масштабах ИТО – тысячи людей. Никто не взялся бы описывать присланные ими интереснейшие доклады, ведь их тоже тысячи. Из простого желания не обидеть множество достойных я не возьмусь выделять кого-либо перечислением, которое неизбежно субъективно. И только как случайную выборку из собственной памяти извлеку несколько фамилий. Навсегда останется в памяти яркий образ человека необыкновенной работоспособности и воли, достойного уважения и преклонения, – действительного члена Международной академии информатизации при ООН, доктора психологических наук, профессора Александра Васильевича Суворова. По-своему ярки выступления Василия Андреевича Урнова, который вместо того, чтобы подобно большинству поддержать красивую модную беседу об общей картине единого информационного пространства школы, демонстрирует работающие в школе программы «Расписание» и «Классный журнал», которые на входе фиксируют сухую статистику школьного учебного процесса, а на выходе дают информацию о положении дел в школе, опираясь на целую систему показателей. Надо ли напоминать о тех, кого сегодня заслуженно считают теоретиками педагогики современного информационного общества? Это Алексей Львович Семенов, Евгения Семеновна Полат, Александр Юрьевич Уваров и многие другие.

Конференция – это, конечно, и крупные учреждения, осознающие значимость информатизации образования в России, оставляющие заметный след в истории отечественной школьной информатики. Их усилиями, инвестициями, энергичной поддержкой конференция смогла не просто выжить в труднейшее для страны время, но из года в год наращивает свой потенциал. К числу таких флагманов надо отнести МИФИ, при неустанном участии которого проводятся ежегодные встречи ИТО. Активным куратором форума «Информационные технологии в образовании» выступала и Федерация Интернет Образования, которая внесла вклад в информатизацию российского образования, сравнимый с затратами Министерства образования и науки России. Это, наконец, само Министерство образования и науки, которое не оставляет без внимания авторитетные рекомендации ИТО… И опять же, за многоточием – длинный перечень организаций, институтов, школ, которым дороги идеи, провозглашенные международной конференцией «Информационные технологии в образовании».

Юрий ПЕРВИН, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания информатики Ярославского педуниверситета им. К.Д.Ушинского, методист Департамента образования Переславского муниципального округа Ярославской области, директор негосударственного образовательного учреждения «Роботландия+»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте