search
main
0

Международный форум. Сотрудничество и взаимовлияние

Как даже в самой образованной семье не может родиться ребенок, уже умеющий читать и писать, так и в любой самой демократической семье не могут люди уже от рождения иметь демократические убеждения, исповедовать демократическую гражданственность. Это тоже каждому новому поколению передается через образование и воспитание. Поэтому не случайно 2005 год был объявлен Европейским годом гражданственности через образование. И в этот процесс включились не только страны Восточной Европы, включая Россию, которые совсем недавно начали у себя развивать демократические институты, но и западные государства, где демократия насчитывает не одну сотню лет. В течение прошлого года представители всех стран Европы много раз в разных местах проводили свои встречи, чтобы обсудить, как идет продвижение программы.

В марте в подмосковном Голицыне состоялась 9-я по счету встреча координаторов в области образования, направленного на воспитание демократической гражданственности. Здесь, можно сказать, подводились итоги того, что удалось сделать за год.

Встречу открыла Татьяна Болотина, руководитель Центра гражданского образования РФ, координатор проекта Совета Европы по России.

От имени Минобрнауки РФ участников конференции приветствовал заместитель начальника Департамента образования Лариса Ефремова. Она отметила, что Россия сотрудничает плодотворно с большинством стран Европы.

Депутат Государственной Думы Анатолий Ермолин говорил о молодежной политике в нашей стране, он с сожалением подчеркнул, что в России государственные структуры пока не определились с ней. Ему импонирует европейское определение понятия «молодость» – это время от тотальной зависимости и беспомощности ребенка до автономности и самодостаточности взрослого человека. Чтобы современный ребенок стал самостоятельным гражданином своей страны, во-первых, необходимо его социально адаптировать, то есть подготовить к жизни. И еще надо знать, для какого социума готовить. Прошлого, с которым никак не расстанется старшее поколение, или того, которое с трудом создается? Нужно найти механизмы социальной адаптации наших детей, подчеркнул Анатолий Александрович, имеющий большой опыт работы с молодежью, надо понять, что мы хотим от нашей молодежи на выходе.

Первое, что должна включать в себя молодежная политика, – способствовать формированию у молодых людей демократических ценностей. Таких, как любовь, дружба, отвага, преданность, честность, достоинство. По мнению депутата, передавать эти национальные ценности, значит, передавать энергию своего народа от поколения к поколению. Национальная молодежная политика неспособна это делать бессмысленно. Но, кроме общечеловеческих ценностей, существуют ценности социальные, не лежащие на поверхности, спрятанные глубоко в подсознании народа.

Председатель специального комитета экспертов по проведению Европейского года гражданственности через образование Кшистов Островский дал оценку результатам года. За этот период удалось наладить более тесные контакты между странами. В секторе высшего образования стали готовить преподавателей, обучая их демократической гражданственности и правам человека. Надо сделать так, чтобы университеты стали источником такого рода образованности.

Было отмечено, за это время сформировалась более широкая сеть, которую создал Комитет экспертов. Были объединены самые разные группы, имеющие отношение к гражданскому образованию и влияющие на него. Если использовать аллегорию, то движение по развитию гражданственности с проселочной дороги выходит на широкую магистраль.

Выступившая затем Лариса Ефремова довольно подробно остановилась на том, как прошел Европейский год гражданственности в России, что делало для реализации его программы Министерство образования и науки РФ. В течение года решалась задача повышения гражданско-правовой культуры населения. И здесь главное – развитие чувства ответственности, потому что без этого все обучение останется теорией, и демократических преобразований не произойдет.

За несколько лет в России создана система гражданского образования. Этому способствовали принятые нормативные документы. Был создан центр гражданского образования РФ, издано значительное количество альтернативных учебников. Сегодня заметно изменилось это отношение и в регионах. У наших педагогов есть своя газета «Граждановедение» и общественное объединение – Ассоциация «За гражданское образование».

В России сложилось несколько подходов к воспитанию гражданина: введение специального предмета, межпредметный подход, внеклассное обучение. Кроме того, во многих школах создается уклад правовой жизни. В этом году была разработана национальная программа гражданского образования населения на 2006-2010 годы, которую одобрил президент, и теперь она находится на доработке. Идет согласование.

О том, что сделано было за минувший год в Пермском крае, говорил координатор этого региона Андрей Суслов, руководитель Пермского центра гражданского образования и прав человека. Там были разработаны и изданы более 20 пособий, проводились тренинги, олимпиады по правам человека. Всего удалось организовать более сотни мероприятий. Устраивались дебаты для старшеклассников и студентов. Прошел конкурс эссе «У меня есть права».

Татьяна Болотина тоже заметила, что год гражданственности помог нам продвинуть гражданское образование в регионах. Такая программа была принята в Красноярском крае.

Маргарита Селькова, координатор Европейского года гражданственности по северо-западу России, сделала небольшой обзор того, что удалось за год достичь в этом регионе. В общем деле участвовали не только школьные учителя, социальные педагоги, но и Ассоциация учителей и преподавателей истории. Они занимались передвижением идеи гражданского образования.

Каждый район в Архангельской области имеет свои особенности в развитии гражданского образования. Скажем, в Онежском оно распространяется и на рабочую молодежь, и даже на молодых безработных. В Вельском районе воспитание граждан начинается с детского сада. На Соловках был организован международный лагерь волонтерского труда. Начал издаваться журнал, специально посвященный году гражданственности.

Татьяна Болотина сообщила, что встреча координаторов проходит в знаменательное время, в период подготовки саммита «восьмерки». Сейчас идет совещание по подготовке этой встречи и называется гражданская восьмерка. Они будут говорить главам государств о глобальном образовании, о доступности образования, о гражданском образовании. Итак, гражданское образование становится приоритетным.

Один за другим отчитываются координаторы европейских стран. По словам представителя Франции, в этой стране Европейский год возглавил министр образования. Были привлечены и другие министерства, в результате проблема гражданственности стала общей для всего населения. Спустя какое-то время попробовали оценить то, что получилось. Есть движение. Особое внимание было обращено на гражданскую активность детей во внешкольной деятельности. Известно, что гражданственность лучше воспринимается на практике. Вот почему мы работали с учителями начальных классов, с администрацией учебных заведений. Раньше гражданским воспитанием занимались в основном преподаватели истории. Теперь каждый педагог понимает, что это и его задача. Следующим этапом было создание специальной структуры – образовательного совета в области гражданственности, в который вошли ученики, родители и кое-где представители полиции. Такие советы должны контактировать с окружающим социумом. Все это время шло отслеживание уровня гражданственности каждого учащегося. Смотрели, как строится партнерство, взаимодействие школы с внешним миром, что это дает школе, классу, отдельному ребенку.

– Достижения есть, – считает координатор из Франции, – но они очень малы по сравнению с теми инновациями, которые грядут.

Любопытен опыт такой небольшой страны, как Черногория. Вступая в Европейский год гражданственности, главный университет страны разработал обширный план действий для всего государства и для каждой школы. Дети участвовали в конкурсе на лучший рисунок и лучшее сочинение на тему демократии. Летом состоялся международный лагерь, где были ребята из Македонии, Сербии, Словении и Черногории.

Студенты 3-х и 4-х курсов философского факультета, готовили проекты, посвященные демократии и положению женщин в демократическом обществе. В октябре состоялся «круглый стол» по вопросам гражданственности. Министерство образования организовало несколько семинаров и учебные курсы по проекту «Гражданин».

В другой балканской стране – Хорватии – разработали план на 2005-2010 годы. Воспитание гражданственности стало здесь своего рода политической задачей образования. Создавались специальные программы с участием неправительственных организаций. В основу их положили исследования студентов Загребского университета. Об этих и других делах можно узнать из интернет-сайта.

В соседней Эстонии всю работу по программе Европейского года гражданственности возглавило и координировало министерство образования. Основной акцент был сделан на публикации учебно-методических материалов по проблемам гражданского образования. В организации семинаров и других мероприятий помогали Фонд Сороса и фонд «Открытая Эстония».

В Республике Кипр руководители образования и общественность Европейский год гражданственности восприняли с особым энтузиазмом, потому что 2005 год был годом вступления этой республики в Евросоюз. Заметным было внимание и представителей бизнеса к содержанию и реализации образовательных программ. Студенты, учащиеся участвовали в дискуссиях, конференциях. За короткий срок были пересмотрены программы и учебники. В Польше с самого начала года была создана сеть региональных координаторов. Подготовлен доклад, в котором описано около 700 местных и региональных проектов.

По словам координатора из Нидерландов, гражданственность в этой стране тоже стала политическим вопросом. Впрочем, уровень ее в стране очень высокий. Каждая школа определяет сама, какими проблемами по демократии ей заниматься. На конференциях, семинарах речь идет не только о гражданственности своей страны, но и европейской, глобальной. Страна многокультурная, и это учитывается при воспитании граждан Нидерландов.

Надо сказать, что выступления координаторов не были простыми скучными отчетами о том, что удалось сделать за этот год. Многие выступавшие старались создать обстановку на конференции более живой, радостной. И это им удавалось. Скажем, координатор из Италии поблагодарил организаторов встречи за хорошую погоду, сказав, что в Голицыне солнце светит ярче, чем в Риме. Прошлый год для этой страны стал годом информатизации. В школах каждый учитель и каждый ученик получили по современному компьютеру. Многие мероприятия проводились с участием президента Италии. Состоялись специальные передачи по телевидению, посвященные Европейскому году гражданственности.

В Турции в прошлом году организовывались различные акции, связанные с этим событием. Была пересмотрена образовательная программа. Удалось определить шесть межпредметных связей. Одна из них – граждановедение и права человека. Министерство образования сотрудничает в этом направлении с парламентом, та и другая сторона согласны поддержать идею создания студенческого парламента.

В Швейцарии три национальных сообщества – немецкое, французское и итальянское. Весь год сотрудничали вместе, что было не совсем обычно. Мост взаимопонимания был создан. Проанализировали ситуацию с гражданственностью в стране, потом провели три национальных мероприятия, а также исследовали роль неправительственных организаций в дальнейшем развитии демократии.

Вельям Смирнов из Комиссии по правам человека при Президенте РФ сделал презентацию Государственной программы развития гражданского образования населения России на 2005-2010 годы. Он отметил плодотворное сотрудничество правительственных и неправительственных организаций, сообщил о высокой оценке Президентом РФ В.В.Путиным проекта этой программы, подчеркнул, что для того чтобы ее реализовать, она должна стать частью образовательного процесса. Высказал мнение: объявить 2007 год годом гражданского образования стран «восьмерки», чтобы аккумулировать опыт этих государств. Определить, каким образом она должна способствовать развитию этого направления образования.

Очень важно этот опыт распространить на управленцев, чиновников. Последние не всегда вступают в диалог с гражданским обществом. Надо, чтобы все студенты получали знания по демократической гражданственности, по правам человека, и тогда успешнее будет развиваться гражданское общество.

Андрей Иоффе – доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПК и ППРО, чтобы объяснить возникающие трудности с продвижением демократических идей в российских школах, привел в пример ситуацию с нашей сборной по хоккею, которая на зимней Олимпиаде не заняла никакого места. «Виновата в этом случае старая система, которой придерживаются тренеры. Последние воспитывались в советское время, а игроки в более позднюю эпоху, и они по-другому смотрят на мир, на свое дело, на отношения между людьми». Конфликт поколений характерен и для школы.

В отличие от стран Восточной Европы наше старшее поколение все еще оглядывается на советские времена. Они вспоминают о великом Советском Союзе, о его мощи, о значительных делах, которые тогда были. А современной молодежи сейчас трудно объяснить, что такое очередь за продуктами, дефицит обычных вещей. Она живет в совсем другом мире. И эти два мира сталкиваются. Мы стараемся работать и в одном, и в другом направлении.

Первое направление – это семинары для учителей. Сейчас, когда жизнь требует большей вовлеченности учащихся в общеобразовательный процесс, когда необходим компетентностный подход, умение самостоятельно добывать знания, учителя должны уметь этому учить. Исследования показывают, что даже самые лучшие педагоги, готовые участвовать в наших семинарах, все-таки половину своего учебного времени тратят на пассивные методы. Около 50% учителей используют пассивные методы, более 30% – активные и меньше 20% – интерактивные. На семинарах стараемся показать, что активные и интерактивные методы – это обычный учебный процесс. Нынешние ученики уже не могут, открыв рты, слушать, что говорит педагог.

В минувшем году в России было проведено 19 семинаров, они прошли от Заполярья на севере Европейской части до самого Востока. На них побывали более 800 учителей, которым показывали, как можно применять интерактивные методы в общественных дисциплинах. Кроме того, обсуждали проблемы гражданского образования, говорили о том, какие ценности должны они формировать у современных школьников.

Как воспитывается гражданственность? Многие учителя по-прежнему считают главным понятием «патриотизм». Но уже появились такие понятия, как «толерантность», «гражданская ответственность», «права человека». До сих пор очень редко преподаватель вспоминает о демократии, о свободе. Есть учителя, которые по-разному понимают термины.

Мы хотим создать сеть тренеров. И в этом отношении важно обмениваться опытом с другими странами. Уже был такой обмен с Болгарией, Украиной. Можно было бы организовать такой большой семинар. Наши семинары называются мобильными, и учителя на них часто оказываются в роли учеников, так лучше бывает понять, как современные методы можно включать в свой учебный процесс.

Второе направление – работа с учениками. Это прежде всего социальное проектирование или проектная деятельность. Сегодня успешно развивается проект «Гражданин», для его развития два года действовала целая программа, которая называлась «К демократической гражданственности через гражданское образование». Она подразумевала подготовку тренеров, а они в свою очередь готовили учителей к тому, чтобы те руководили, консультировали команды учащихся, которые создавали социальные проекты.

Министерство поддержало эту технологию, и уже несколько лет у нас проводится Всероссийская акция «Я – гражданин России». Приезжают ребята из всех регионов России. И здесь мы видим, насколько изменилось юное поколение наших граждан. Нам хотелось бы, чтобы учащиеся видели не только свои интересы, но и свою ответственность за общее дело. Я не за то, чтобы они ставили общественное выше личного, но чтобы они соизмеряли общественное с личным и умели видеть проблемы, которые встречаются в окружающей их жизни. Мы хотим, чтобы дети не только видели проблему, но знали, в какие властные структуры, общественные организации нужно обратиться, чтобы решить ее.

Учащимся нравится эта работа. Они могут сами определять, что бы они хотели изменить в окружающей их жизни.

Кандидат педагогических наук, первый вице-президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» Наталия Воскресенская рассказала о двух проектах, которые реализуются при поддержке партнерства «Сивитас-Россия». Один из них называется «Активная школа».

– Сегодня особенно важно, – подчеркнула Наталия Михайловна, чтобы вся школа была демократическим учебным заведением. Активной школой мы называем ту, которая осознает общественные ценности образования и свою гражданскую миссию, школа, которая заинтересована в собственном развитии и развитии современного качественного образования, школа, которая действует в соответствии с этими интересами вместе с местным сообществом и обществом в целом.

Были разработаны критерии активной школы. Всего их получилось шесть групп.

Первая группа критериев – это позитивная образовательная среда, куда включается как образовательная, так и воспитательная деятельность школы. Есть индикаторы, по которым можно было судить, достигнут данный критерий или нет. Здесь и наличие проектной деятельности, и наличие возможности развития учащихся, особенно старшеклассников по индивидуальной траектории. Есть самостоятельная работа учащихся и другие.

Вторая группа критериев – это позитивный профессиональный климат. У нас в стране очень формализована система повышения квалификации и подготовки учителей. Кстати, многие наши проекты мы осуществляем через эту систему, которая есть во многих городах и регионах. Однако мы считаем, что педагоги могли выбирать различные формы повышения квалификации. И вся обстановка в школе должна быть направлена на то, чтобы учитель имел возможность расширять свои знания, повышать свою квалификацию.

Третья группа критериев – это взаимодействие школы и сообщества, и общества. Это одно из основных направлений развития нашего образования. Сейчас есть стремление превратить государственное управление образованием в общественно-государственное.

Четвертая группа – безопасная и здоровая среда для учащихся. Имеется в виду как физическое, так и психическое здоровье учащихся, поскольку во многих школах все еще царит авторитарная атмосфера, существует значительная перегрузка учащихся, что способствует психическим отклонениям и стрессам.

Пятая группа критериев – это эффективное и ответственное управление школьной системой. И вот здесь один из самых важных индикаторов – это четкое и открытое разделение компетенций. И взаимодействие между коллегиальными органами, такими как попечительский совет, совет школы, управляющий совет школы. А также привлечение всех участников образовательного процесса к управлению школой.

Шестая группа критериев – это система оценки деятельности школы. В школе необходимо иметь развитую систему оценивания всей деятельности, постоянный мониторинг.

Наталия Михайловна рассказала о деятельности Ассоциации «За гражданское образование», которая была создана в 1995 г. Ее участники: учителя, журналисты, ученые-педагоги. Ее цель – способствовать развитию демократии в России через гражданское образование. У ассоциации есть свой печатный орган – газета «Граждановедение» – приложение к «Учительской газете».

Ассоциация ежегодно проводит олимпиады по граждановедческим дисциплинам. В этом году и олимпиаде будет 10 лет. Это своего рода соревнование для учащихся с 6-го по 11-й класс. Вопросы к олимпиаде печатаются в «Учительской газете» и в «Граждановедении». Они касаются четырех областей: демократии, прав человека, конституции, выборов во все законодательные органы власти. Кроме этого, школьники каждый год пишут эссе на заданную тему. Написанные с помощью учителя (он выступает как консультант) ребята присылают работы в Москву. 45 финалистов приглашаются вместе с учителями на последний этап (устный и письменный), который обычно проходит в Подмосковье.

Зачем нужна олимпиада?

Она расширяет знания о демократии, правах человека, так необходимых гражданину, которому предстоит развивать гражданское общество, строить правовое государство.

Профессор кафедры развития образовательных систем АПК и ППРО, советник президента общественной организации «Новая цивилизация» Александр Прутченков говорил о том, как важно работать со школами, а также с отдельными гражданскими институтами. Он подчеркнул важность демократизации школьной жизни, чему поможет внедрение самоуправления в школах.

Участники форума обсудили также перспективы дальнейшего европейского сотрудничества в области образования, направленного на воспитание демократической гражданственности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте