Прошедший год проходил под девизом «Европейский год гражданственности через образование». Все это время устраивались конференции, семинары, «круглые столы» в Европе и в России. В середине ноября 2005 г. в Москве состоялся Международный педагогический форум «Гражданственность через образование», который как бы подвел итог того, что было сделано за такой сравнительно небольшой период. Организаторами его стали: Министерство образования и науки РФ, АПК и ППРО, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Комитет по международным делам Госдумы РФ, Совет Европы, Центр гражданского образования РФ. Участниками его были: заведующие кафедрами и преподаватели региональных институтов повышения квалификации работников образования, представители центров и лабораторий гражданского образования, неправительственные организации, зарубежные гости.
Форум открыли: ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей Эдуард Никитин и администратор Департамента по гражданскому образованию и образованию в области прав человека Совета Европы С.Эпуэ. Проблемный доклад на тему «Формирование гражданского общества в современной России» представил депутат Государственной Думы РФ, член Специального комитета экспертов по Европейскому году гражданственности через образование Анатолий Ермолин.
Андрей Медушевский, старший научный сотрудник Российской академии государственной службы при Президенте РФ, выступил с лекцией «Гражданское общество – гражданское образование». Он остановился на нескольких проблемах: соотношения гражданского общества с концепцией гражданского образования. Сама проблема гражданского общества, Россия в глобальном мире, современные российские проблемы с точки зрения гражданского общества.
По его определению, гражданское общество – это модель организации общества, когда реализуются основные права и связанные с этим обязанности граждан перед государством. При этом государство выступает гарантом этих прав. Хорошее общество – это гражданское общество, имеющее набор социальных и политических гарантий. Что нужно делать для того, чтобы иметь определенные его стандарты? Выделяют обычно три параметра. Правовые прежде всего. Предполагается формальное равенство людей перед законом. Нет привилегированных и менее привилегированных. Этим гражданское общество отличается от традиционного, феодального, от системы апартеида, от любой другой кастовой системы.
Политические параметры. Они предполагают широкое участие людей в принятии политических решений. Это возможно при демократии, которая предполагает политическое участие всех. Это одинаковый доступ к выборам. Не существует никаких цензов.
Социальные параметры. В гражданском обществе реализуются определенные социальные приоритеты.
В России, по мнению А.Медушевского, оно находится на стадии формирования. За 15 лет был совершен довольно сильный рывок в этом направлении. Сегодня существует формальное юридическое равенство. Есть политическое участие населения. Наши выборы по сравнению с выборами в СССР – это огромный рывок вперед. В какой-то степени есть социальные параметры.
Гражданское общество в России имеет стабильные традиции. Здесь не имеется в виду советский период. Гражданское общество не появляется ниоткуда. В Европе оно начало формироваться в XVIII-XIX веках. Некоторые считают, что оно существовало в Афинах. В Европе появление гражданского общества связано с социально-имущественными правами. Гражданское образование следует выделить как самостоятельный фактор гражданского общества и не только как результат его формирования, но и как активный инструмент создания тех институтов, тех процессов, тех социальных структур, которые должны привести к этому.
Сегодня в Европе происходит серьезное переосмысление многих положений, связанных с гражданским обществом. В основе современной европейской концепции лежит концепция договора, суверенитета, попытки ограничения власти с точки зрения прав человека. Все эти параметры активно обсуждаются в связи с объединением Европы. Возникает правовая неопределенность. Скажем, как должна строиться объединенная Европа? Это будет конфедерация, федерация или ассоциированное членство. Европа должна строиться на основе международного права или это должна быть наднациональная конституционная система? И главный вопрос: что будет с правами человека? В современной Европе очень серьезно стоит вопрос социальных прав, индивидуальных прав.
Образованные люди должны четко себе представлять, что такое консерватизм, либерализм, национализм. В современном мире мы редко встречаем эти идеологии в чистом виде. Чаще всего речь идет об определенной комбинации, как например, консервативный либерализм, национальный либерализм, социальный либерализм, национальный социализм. Особенно богата эта палитра в современной России.
Мы видим постоянные мутации этих идеологий, связанных с попыткой завоевать голоса на выборах, украсть подходящие лозунги других партий и движений. Для того чтобы современные люди не стали жертвой демагогов, им необходимо объяснять, какие лозунги и откуда взяты. Какие идеологии защищают право, а какие хотят разрушить его, какие партии выступают за забастовку, а какие хотят конструктивного решения проблемы.
Очень важна проблема правового нигилизма. Что это такое? Скажем, мы стремимся к быстрому позитивному изменению, но оно может сопровождаться таким стремлением: все средства хороши для этого. Это социальное нетерпение. Определенная социальная группа или общество в целом могут проявить правовой нигилизм, и тогда возникает социальная катастрофа, которая происходила неоднократно в России, которая происходит в современной Франции. Когда люди не понимают жизни в гражданском обществе, они хотят результатов здесь и сейчас. И неважно, какими средствами они могут этого добиться. Социальная природа правового нигилизма выявляется в контексте гражданского общества. Это может быть определенная реакция на слишком быстрое развитие гражданского общества или реакция на само гражданское общество. То, что сейчас называют действием свободы.
Проявляется как правильное поведение, так и девиантное, то есть отклоняющееся. Девиантное поведение у подростков возникает в школьный период, когда формируются первые социальные представления об участии в гражданском обществе. Очень важно понять, как формируется антиправовое направление. Понятно, что в разных обществах это право понимается по-разному.
Нас интересует, как возникают преступные субкультуры, как появляются молодежные банды, как формируются националистические движения.
Сегодня мы сталкиваемся с крупными социальными переменами, связанными с глобализацией, европеизацией стран, с развитием информационного общества. Как в этих условиях развивается общество? В направлении к гражданскому обществу и правовому государству? Или в обратную сторону? Мы не можем дать однозначного ответа. Наряду с позитивными тенденциями, которые можно наблюдать, видим обратные тенденции во многих странах Востока, Азии, Африки, да и в России не все однозначно. Для нас важен анализ опыта Южной Европы. Это добровольный переход к демократии в Испании, перевороты в Португалии, Греции. Это Восточная Европа, где мы имеем целый спектр различных подходов, и, конечно, Азия, Африка и Латинская Америка, которые дают обратные тенденции возникновения фундаментализма, исламизма и т.д.
Интеграционные процессы, которые идут в современной Европе, дают нам как позитивный, так и негативный материал. Осмысливается факт, что Франция и Голландия сказали «нет» Европейской Конституции. В чем причина такого отношения к интеграционным процессам. Здесь можно видеть конфликты между национальным и международным правом, между европейской культурной идентичностью и национальной культурной идентичностью. Идет ли мир к созданию некой наднациональной культуры или сохранению национальной культуры?
Важен вопрос об инфраструктуре гражданского общества в России. Какие конкретные изменения должны быть сделаны? С этой точки зрения важно обратить внимание на реформы в области собственности, прежде всего земельной. Необходимо принятие земельного кодекса. Решить вопросы федерализма, местного самоуправления. Это проблема реформирования рыночного законодательства. Очень важны административная и судебная реформы.
Директор Центра гражданского образования, национальный координатор Совета Европы по проведению Европейского года гражданственности через образование в России Татьяна Болотина рассказала о состоянии гражданского образования в России.
Перед участниками форума выступила председатель Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека Элла Панфилова. Тема ее сообщения «Гражданское образование как механизм содействия развитию институтов гражданского общества и правам человека».
Об опыте сотрудничества неправительственных организаций на европейском севере в области гражданского образования, реализации программы «Вы – народ» говорил директор НГО «Гражданский проект» Чарльз Хеберли.
Он заострил внимание на особой значимости преподавателя граждановедения, подчеркнув, как непросто обучать этому предмету учеников. Но это необходимо, потому что молодым людям предстоит жить в новом мире. Будущие граждане должны получить необходимые знания, во-первых, во-вторых, они должны научиться что-то делать. И еще им надо овладеть какими-то ценностями. Что граждане должны уметь делать? Прежде всего защищать свои права ненасильственными способами.
Чарльз Хеберли поведал об опыте своего сотрудничества неправительственных организаций на европейском севере в области гражданского образования, о реализации программы «Вы – народ». Это сотрудничество началось с обычной школьной программы, а затем была разработана целая система. Партнерами здесь были Министерство образования Карелии и городской комитет образования.
Галина Степанова, председатель некоммерческого фонда «Новое образование», подробно остановилась на истории создания этого движения.
Что такое новое образование? Это новое содержание, новые средства образования, новые формы организации деятельности, новые диагностические измерители, новые результаты, новое качество знаний. Какие цели при этом ставились. Это воспитание человека с активной гражданской позицией. Создание новой модели гражданского образования, основанной на ценностях демократического общества. Некоммерческий фонд «Новое образование» в прошлом учебном году проводил массовые акции.
По отзывам самих ребят, программа помогает им найти свое место в обществе, иметь право выбора, ощущать себя полноправными гражданами страны. «Мы научились гражданским навыкам. Мы по-другому научились смотреть на окружающий мир».
Об активной школе, активной гражданственности говорили: директор партнерства «СИВИТАС-Россия» Евгений Беляков и заведующая кафедрой общественных дисциплин Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Наталия Элиасберг.
Наталия Ильинична с удовлетворением отметила, что правительство Санкт-Петербурга приняло концепцию петербургской модели гражданско-правового образования в школе. Она заметила также, что воспитание гражданина надо начинать с нравственных ценностей. Это должно идти в такой последовательности: ценности – знания – деятельность. На ценностях строится гражданская позиция. Знания должны идти вместе с умениями.
Участники форума, распределившись на группы, обсуждали понятие «активная школа». Какой она должна быть с точки зрения детей, учителей, родителей, администрации, местной власти, местного сообщества, общественных организаций, бизнеса, науки? Скажем, с точки зрения детей, были высказаны такие пожелания: школа должна быть красивой, теплой, иметь современное оборудование, ученики в ней должны чувствовать себя защищенными, получать хорошее образование, которое должно быть бесплатным, не обремененным лишними знаниями, чтобы каждого ученика уважали как личность.
Особый интерес у участников форума вызвало выступление регионального координатора Северо-Западного региона Маргариты Сельковой. Ее выступление было посвящено опыту развития гражданского образования в Архангельской области. Здесь в каждом регионе есть свое направление по воспитанию граждан, которое помогает ребятам после окончания школы найти себе достойное применение на малой родине.
Интересными и проблемными были выступления заведующей Центром гражданского образования Валентины Талашовой и заместителя министра образования Республики Калмыкия Раисы Дикеевой. Только в первом случае речь шла о том, как проблемы гражданского образования решаются очень трудно, а во втором – как они успешно решаются во всех районах.
На международном гражданском форуме также было заинтересованное обсуждение молодежной политики, проблем детских, молодежных движений, их состояния и перспектив.
В последний день прошел «круглый стол» «Образовательный компонент гражданского образования». В секциях были обсуждены вопросы: «Организация профильного обучения», «Правовое образование как составляющая обществоведческого образования».
Комментарии