Каждый год в Москве проходит встреча учителей русского языка и активистов международного педагогического общества в поддержку русского языка. Принять участие в такой конференции за честь почитают и руководители национальных систем образования из стран ближнего и дальнего зарубежья. Такая встреча в прошлом учебном году прошла в рамках традиционной ежегодной выставки «Дни московского образования на ВВЦ». На пресс-конференции «УГ-Москва» поинтересовалась у зарубежных гостей, как им понравились экспозиции «Детского сада будущего», «Школы будущего», «Колледжа будущего», как они оценивают проект «Строим школу будущего», который стартовал в прошлом учебном году и нынче выходит на все более значительные позиции, тем более что сегодня речь уже идет о создании модели «Университета будущего», а некоторые московские учебные округа всерьез утверждают, что модель будущего может охватывать и окружную систему образования, включающую самые разные образовательные учреждения.
Ваня ДОБРЕВА, заместитель министра образования и науки Республики Болгария:
– Проблема дошкольного образования, проблема построения школы будущего, университета будущего, будущего человечества – не только региональный процесс, не только дело одного государства, это дело всех стран.
На традиционной выставке «Дни московского образования на ВВЦ» мы увидели различные модели образования, различные ступени образования, мы увидели реальные школы, работающие над моделью «Школы будущего». Приехав в школу №2030, мы увидели школу будущего, расположенную в суперсовременном здании, оснащенную интересным оборудованием. Думаю, когда мы приедем в Москву в следующий раз, мы увидим университет будущего и будем учиться у своих коллег в столице России. Надеюсь, что и работать на будущее мы сможем вместе. В Болгарии 1200 средних школ, фактически все школы оборудованы Интернетом и компьютерной техникой, так что нет проблем с обучением новым технологиям, но мы хотим, чтобы действительно расширилось углубленное изучение иностранных языков на всех этапах развития дошкольников и школьников.
У нас в Болгарии в 2006 году мы приняли национальную стратегию развития образования и воспитания. Так что у нас проект, в котором принимают участие школы. У нас тоже складываются новые направления работы в дошкольном образовании, потому что у нас есть проблемы развития детей. Как известно, в нашей недавней истории был переход из одного общественного строя в другой, это не могло не оказать влияния и на систему образования. В начале 2007 года Болгария стала членом Европейского союза, и в качестве страны – члена ЕС Болгария стала участницей международного, европейского образовательного пространства.
Болгария – колыбель славянской культуры, в этой связи для нас очень важно то, что в нашей стране изучают русский язык. В программу развития дошкольного и школьного образования в качестве приоритета входит изучение этого замечательного славянского языка. В нашей стране в 2003 году была сформирована сеть школ, в которую входят 39 средних учебных заведений и 6 университетов. Эти учебные заведения стали информационными и методическими центрами изучения русского языка.
Что касается Школ будущего, то, конечно, это перспектива развития не только Москвы, но и Болгарии. У нас есть договоренность о сотрудничестве с московским Департаментом образования, и мы надеемся, что это даст нам возможность для того, чтобы расширить тему, связанную с разработкой модели «Школы будущего». Мы хотим, чтобы такая экспериментальная работа стала известна на территории всей Болгарии, чтобы эта работа стала основой нашего тесного сотрудничества.
Елена МАТЬЯКУБОВА, член координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка, председатель Латвийского общества русской культуры:
– Для нас очень важно приезжать в Москву, смотреть систему столичного образования, получая тот интеллектуальный поток информации, ощущая эмоциональный подъем, мы с большой радостью берем книги, буклеты, потому что все это – начало творческого пути реконструкции образования, инноваций, который мы проходим в своих государствах. Мы от души желаем всякий раз московскому образованию, чтобы все педагогам удалось, чтобы все у них получилось. Такие встречи нам всем нужны, и международное педагогическое общество в поддержку русского языка как раз в своей деятельности ставит задачу расширения сфер влияния русского языка, поддержки того образования, где звучит русская речь, где успешно идет процесс обучения.
Мы встречаемся раз – два раза в год в Москве, но встречи проходят еще и чаще. В наших странах для директоров и педагогов небольших провинциальных школ такие встречи очень нужны и важны. Я знаю, что учителя русского языка и литературы получают возможность летом приезжать на курсы повышения квалификации. Мне не раз задавали вопросы учителя других предметов: «Можно ли и нам приезжать в Москву и проходить там повышение квалификации?» Если бы такая возможность была нам предоставлена, мы получили бы огромный импульс для успешной работы.
В Латвии, которая в 2004 году стала членом Европейского Союза, на протяжении последних семи лет происходит реформирование всего начиная от содержания образования и заканчивая системой преподавания, перехода на 12-летнее образование и систему централизованных экзаменов. То есть у нас в стране шел технологический процесс изменения образования. К сожалению, все это вызывало огромные споры, дискуссии, которые касались не только школ с разными языками обучения, но и самого образования, того, каким это образование должно стать в будущем, какой должна стать Школа будущего, одна это должна быть модель или несколько моделей. Я думаю, что на одной из наших конференций нам обязательно нужно поразмышлять, должна ли быть одна, универсальная модель «Школы будущего» или несколько моделей. Принципиально важно выработать те критерии, по которым мы отнесем школу к Школе будущего. Это очень интересная и даже философская тема.
У нас в Латвии намного активнее стали внедряться различные проекты. У нас тоже есть конкурс «Лучший учитель Латвии», который, правда, проводит общественная организация с поддержкой государства, то есть конкурс – инициатива гражданского общества. Я тоже прошла через этот конкурс несколько лет назад и стала лучшим учителем Латвии, это очень важная мотивация, которая поднимает престиж педагогов и вызывает желание работать дальше. Я надеюсь, что теперь образованию в Латвии будет уделено больше внимания. Я искренне завидую России, где особое внимание уделяется образованию. Я искренне завидую Москве, где уникально оборудованы многие столичные школы. Сейчас у нас некоторые школы в европейском проекте тоже проходят переоборудование кабинетов точных наук, это для нас тоже значительный шаг, но Москва находится много дальше. Нам можно и нужно обмениваться опытом, тем более что и у Латвии есть положительный опыт: мы ввели Единый государственный экзамен, развиваем систему взаимодействия «учитель – ученик – родитель», наконец, мы весьма успешно ведем научно-исследовательскую работу и хотим потягаться силами с московскими школьниками и студентами.
Комментарии