В Москве, в залах гостиницы “Золотое кольцо”, состоялся международный гражданский форум. Это была V годовая конференция по программе “Сивитас”. Ее организатор – Центр гражданского образования в Калабасасе, США (исполнительный директор Центра Чарлз Н. Квигли), при участии Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” (президент ассоциации главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец). Это была встреча американских организаций, занимающихся гражданским образованием, и их партнеров из стран, которые десять и более лет назад признали демократические ценности.
Представители 34 стран из Европы, Америки, Азии и Африки обсуждали проблемы, связанные с гражданским образованием школьников. И хотя одни на этом пути достигли значительных успехов, другие находятся в самом его начале, сталкиваясь порой с трудно преодолимыми преградами, – всех объединяло общее стремление к демократии, к воспитанию школьников достойными гражданами.
Гражданское образование, появившееся в отдельных школах Египта, не приветствуется властями, не принимается большей частью населения. “А без воспитания граждан в школе, готовых отстаивать свои права, невозможно создать достойное общество”, – эту мысль особо подчеркнул представитель Египта, рассказывавший коллегам из других стран о своих проблемах. Пока что в этой стране преобладает фундаменталистская точка зрения на мир, на отдельного человека. Сторонники ее утверждают: все люди разные, поэтому разные и религии. Точка зрения сторонников систематического гражданского воспитания: все люди разные, и это привлекательно. Цивилизация, культура творятся не только в храмах, мечетях, но и в библиотеках, театрах, концертных залах. Правительство Египта стремится к тому, чтобы соглашались с ним и на все его действия говорили “да”. Граждановеды же стараются научить молодых людей хотя бы элементам критического мышления, чтобы они хотя бы иногда говорили “нет”. Вот почему они активно занимаются созданием арабской сети гражданского образования. В частных школах более успешно используются уроки граждановедения, чем в государственных. В первых даже появились группы по защите прав ребенка. Сторонникам гражданского образования в Египте приходится бороться на два фронта: с религиозным фундаментализмом и с правительством.
А на самом юге того же Африканского континента в ЮАР – другие проблемы. Общественность ее прежде всего волнует распространение наркотиков среди детей и молодежи, частые случаи вандализма. Передовые педагоги, ученые спасение от этого видят в уроках граждановедения. А также в практическом применении знаний. Такой практикой стали для школьников ЮАР социальные проекты. Правда, они получили большее распространение в городских школах, сельские же сильно отстают в этом отношении.
Среди делегатов из Азии был министр прав человека Мохаммед Амад из Курдистана. Уже само название министерства говорит о том, что правам курдов, защите их придается большое значение. Он обратил внимание участников на то, что курды – это самая большая нация в мире, которая не имеет своей государственности. Правда, в Турции территория, на которой проживают 20 процентов курдов, недавно получила автономию. И с конца 90-х годов здесь в отдельных школах стали преподавать граждановедение. Адаптирован к местным условиям проект “Гражданин”. Но сознание большей части населения остается тоталитарным. Основная задача учителей – дать ученикам понятие свободы, помочь им осознать, что человек существует независимо от партии, от религии, что он сам может распоряжаться своей судьбой.
Представитель Палестины горячо убеждал собравшихся, что спасти эту измученную войнами страну может гражданское образование. Палестинский народ страдает и от бесконечной войны с Израилем, и от притеснений собственной власти. “Гражданское образование поможет нам решить и внутренние, и внешние проблемы”, – сказал он, заканчивая свое выступление.
Разных успехов добились и с разными трудностями сталкиваются бывшие республики Советского Союза. Если Украина во многом идет вслед за Россией, то, скажем, в Молдавии этот путь оказался более сложным и тернистым. Граждановедение здесь преподают около шести лет и далеко не во всех школах. Только что учебники перестали быть экспериментальными. Как рассказал участникам конференции руководитель независимого общества образования и прав человека Анатолий Беляк, уже разработана программа гражданского образования с 5-го по 12-й класс. Скоро будут изданы учебник для 9-го класса, а также пособие для учителя. Есть трудности с подготовкой учителей для этого предмета. Но тем не менее первая половина педагогов уже обучена. Не решена проблема оценивания ответов учеников на таких уроках. В прошлом году ставили оценки, в этом году решили от них отказаться. Сейчас этот вопрос стал предметом дискуссии.
Тревожит дальнейшая судьба граждановедения. Для нового, коммунистического, правительства оно перестало быть нужным. Беда еще в том, что учителя, преподающие его, сами не исповедуют демократических ценностей и потому не могут выполнить стоящих перед ними задач.
Выступавшие подробно рассказывали о том, как в школах их стран ученики разрабатывают социальные проекты. В Венгрии они используются уже в начальных классах. Младшие школьники в основном занимаются благоустройством своего двора, сначала на бумаге, а затем на практике. Для старших классов устраивается конкурс “Гражданин и европейская демократия”. Он патронируется президентом Венгрии. Если первое лицо государства заботится о воспитании ответственных за свою судьбу и судьбу страны граждан, горящих желанием способствовать ее процветанию, значит, у венгерской демократии есть будущее, и оно наступит быстрее, чем в других странах, где гражданское образование еще не стало приоритетным в государственной образовательной политике.
В Боснии тоже граждановедение преподается далеко не во всех школах. Однако социальными проектами занимаются и те ученики, которые не изучают этого предмета. В прошлом году их разработкой и реализацией занималась тысяча классов.
Мне удалось взять небольшое интервью у профессора из штата Нью-Йорк Стивена Шехтера.
– Мистер Шехтер, скажите, пожалуйста, какова цель этого форума?
– Каждый год “Сивитас” проводит свою ежегодную конференцию. “Сивитас” – это растущая международная сеть, в которой участвуют представители разных стран. Это организация, которая занимается международными обменами. Каждый год собираются представители этих государств для того, чтобы обменяться опытом, своими достижениями, рассказать о своих проблемах. Обменяться идеями, информацией друг с другом.
– Как вы оцениваете гражданское образование в России?
– Я хочу сказать, что гражданское образование невероятно продвинулось в России за последние двенадцать лет. В это движение год за годом включаются все новые и новые школы и регионы. И если посмотреть на количество той работы, которая была проделана, на качество ее, то достижения весьма значительные. Тем более, если сравнить то, что было в начале 90-х годов и то, что есть теперь.
Всего 50 лет назад Россия была абсолютно тоталитарной системой. 25 лет назад тоже была тоталитарная система, и тогда граждановедческое сообщество посылало сигналы, показывало всему остальному обществу, что такое демократия и как жить при демократии. Я недавно еще раз перечитал любопытное стихотворение вашего великого поэта Александра Пушкина, в котором он говорит, что значит быть свободным? И Пушкин пишет, что свобода слова – это не самое важное. И другие права – тоже не так важны. Я должен быть свободным, чтобы делать то, что я хочу. Это понимание своего человеческого существа, своей сущности, своего достоинства, понимание того, кто я, ради чего я живу.
Самое трудное – это организовать себя, объединиться в деятельную организацию, которая умеет повести за собой многих и многих. Яркий пример тому – ваша Ассоциация “За гражданское образование”. Теперь в нее влились тысячи учителей из разных регионов. У нее есть свой печатный орган – газета “Граждановедение”.
Вместе с Министерством образования ваша организация проделала колоссальную работу по созданию учебников по подготовке учителей, а теперь и по подготовке стандартов.
– На ваш взгляд, насколько долгим может оказаться для нашей страны путь к демократии?
– Я не занимаюсь изучением российской политики. Но, на мой взгляд, сегодняшняя политическая система в России является смешанной, еще не установившейся, не неопределенной. Она не совершенно демократическая. Но в ней присутствуют демократические элементы. Она хотя и не олигархия в полном смысле этого слова, но есть в ней и элементы олигархии. Как и в других странах присутствует коррупция, и в то же время есть структуры, которые не коррумпированы. И вот эти разные тенденции существуют в одно и то же время, в одной и той же стране.
Все, что я могу сказать, это то, что сейчас ситуация очень динамичная, нестабильная. И не могу сегодня предсказать, в каком направлении пойдет развитие событий.
Я просто чувствую своим сердцем, своей душой, что нужно время, нужно спокойствие, нужно дать шанс образованию, чтобы в будущем произошло изменение для того, чтобы соблюсти демократический баланс. Если я могу что-то пожелать, я бы пожелал России еще 60 лет такой ситуации развития для того, чтобы пришло новое политическое поколение людей. Это время нужно не для того, чтобы все стало идеальным, но для того, чтобы все стало нормальным.
Последний, четвертый день конференции целиком был посвящен России. Наша страна действительно за последнее десятилетие накопила значительный опыт по гражданскому воспитанию и образованию, и представление его вызвало большой интерес у собравшихся. Мы во многом ушли вперед от стран, которые вместе с нами встали на путь демократии.
Наталия Воскресенская, первый вице-президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” рассказала о деятельности этой организации, созданной в 1995 году. Тогда у ее истоков стояла небольшая группа ученых-обществоведов, историков, передовых педагогов, журналистов, которых объединила вокруг себя “Учительская газета”. Сегодня Ассоциация насчитывает более 10 тысяч членов в 21 регионе России. Ассоциация проводит семинары для учителей и руководителей школ, публикует методические материалы. Издает учебные пособия. Среди них наиболее значительные: “Гражданское образование: содержание и активные методы обучения”, “Мы, народ… Гражданин и Конституция”. Планы уроков; “Мы, народ… Российская Конституция” и другие. Наша Ассоциация поддерживает другие проекты, пытается объединить разные группы, занимающиеся гражданско-правовым образованием, ежегодно проводит олимпиады среди школьников, ставшие уникальным явлением в жизни детей России.
О работе Центра “Гражданин” рассказал его руководитель кандидат педагогических наук Яков Соколов, который стоял у истоков отечественного гражданского образования еще в конце 80-х – начале 90-х годов. По его первым методическим разработкам учителя начинали вести уроки в Российской Федерации, Казахстане, Украине, Киргизии. Это были учебники с советским содержанием, но в них уже включались сведения по демократии. Затем под его руководством были разработаны учебники с 5-го по 9-е классы. Недавно вышел учебник по борьбе с наркоманией.
Проректор Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г.Ольденбургского Аркадий Гутников представил собравшимся петербургскую школу гражданско-правового образования. Он один из руководителей проекта “Живое право”, в ходе осуществления которого был выпущен увлекательный и хорошо иллюстрированный учебник. В институте была создана сильная команда единомышленников, которая считает своей основной задачей – воспитать у будущих юристов социально-ориентированный подход к своей профессии. “Живое право” осуществляет несколько совместных проектов с американцами, сотрудничает с Ассоциацией “За гражданское образование”.
– Межрегиональная общественная организация детей и молодежи “Новая цивилизация”, – сказал один из ее основателей, председатель ее Конституционного совета, автор основных игровых программ и обучающих технологий Александр Прутченков, – занимается гражданским воспитанием школьников во внеурочное время. Благодаря поддержке российского бизнеса, а именно нефтяной компании “ЮКОС”, этим движением охвачено более полумиллиона детей и подростков. Эти ребята настроены оптимистично, они с уверенностью смотрят в будущее.
Проект “Гражданин”, разработанный в Центре гражданского образования в г. Калабасасе штата Калифорния в 1992 году, позволяющий школьникам стать полноправными членами местного сообщества, стал частью гражданского образования более чем 30 стран.
В России он получил дальнейшее развитие с учетом национальных традиций, сегодняшней ситуации в стране. Благодаря “Учительской газете”, Ассоциации “За гражданское образование” он постепенно превратился во Всероссийскую акцию “Я – гражданин России”. Учредителями ее стали Министерство образования РФ, “Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, Самарский региональный Центр гражданского образования.
Этот проект постепенно захватывает все новые и новые школы в самых отдаленных уголках страны. Об этом рассказали участникам конференции ведущий специалист Министерства образования, кандидат педагогических наук Ирина Калиш, руководитель Самарского центра гражданского образования Владимир Пахомов. Всего за два года значительно расширилась география акции. Если в прошлом году на конкурс прислали 141 проект из 40 регионов России, то в 2002-м – уже 500 из 50 республик, краев и областей.
В этом году проходила II Всероссийская акция “Я – гражданин России”. Ребята, участвуя в ней, решают уже сегодня задачи, которые помогают улучшить жизнь в своем селе, поселке, городе, в результате у них формируются качества активного гражданина, который не может оставаться пассивным наблюдателем того, что происходит вокруг. Вместе с увеличением количества работ по сравнению с 2001 годом улучшилась технология их разработки, их реальная значимость, расширился спектр исследуемых проблем. Вот только некоторые темы проектов: “Имя героя – улице города” (лицей N28, г. Орел), Молодежная телестудия “Дети нашего города” (гимназия г. Ливны Орловской области), “Городские цветы” (Центр детского и юношеского творчества, (г. Александров Владимирской области), “Школа – наш дом и музей будет в нем” (школа N13 г. Бузулук Оренбургской области), “Преодоление” (оказание социальной поддержки жертвам политических репрессий, школа N1, г. Тула), “Пути решения демографических проблем поселка Майский” (Майская средняя школа, Республика Адыгея), “Никотин и никотиномания” (школа N1, г. Вытегра Вологодской области).
Жюри отобрало для участия в финале 54 команды из 44 субъектов РФ. Финальное соревнование состоялось во Всероссийском детском Центре “Орленок” в августе этого года.
Каждый представленный проект был по-своему актуален и интересен. Члены жюри даже устроили дискуссию: этично ли в этой ситуации выделять лучшие? Поэтому от каждой номинации отбирали наиболее технологичные, учитывались также актуальность и логичность работы. Важным критерием оценки была реальность осуществления самого проекта.
Затем четыреста детей, приехавших в “Орленок”, разделили на пять тематических групп: экология (“Как прекрасен этот мир”), мемориальная (“Память сердца”), правовая (“Имею право”), социальных проблем (“Общество, в котором мы живем”), вопросы молодежной политики (“Легко ли быть молодым”). Нужно было выявить в них лучшие проекты, которые являются образцами с точки зрения технологии социального проектирования и достигли максимального эффекта в их реализации на местах, чтобы, работая уже большими группами, каждая могла создать пять крупномасштабных национальных проектов.
Были отмечены в этих пяти номинациях: “Благоустройство “Аллеи юности” (Воронеж), “Школьный двор моей мечты” (село Восток Астраханской области), “Блокадная парта” (разработка эскиза, сбор средств и установка мемориальной доски в память погибших детей и педагогов в годы войны на Пискаревском кладбище, гимназия N144 г. Санкт-Петербурга), “Доброта” (оказание помощи Смирныховскому детскому дому, гуманитарная гимназия N1 г. Южно-Сахалинска), “Подарим тепло своих рук” (организация пошива вещей воспитанникам Дома ребенка), школа N5 г. Мурманска).
Во второй половине смены ребята разрабатывали социальные проекты, которые предполагали решение проблем общероссийской значимости. Так, группа экологов выбрала тему “Бытовые отходы – мина замедленного действия”. Они предложили федеральным и местным руководителям широкий круг предложений по утилизации отходов. Провели операцию “Чистый пляж”, “Фантик и стеклышко”, “Чистый фонтан”, конкурс дизайнерских разработок мусорных урн и контейнеров.
В своем национальном проекте “Сегодня школьник – завтра студент” учащиеся исследовали доступность высшего образования широким слоям нашей молодежи. Авторы его рассмотрели особенности этой проблемы в разных регионах, плюсы и минусы введения единого государственного экзамена. Составили рекомендации Министерству образования по созданию модели доступного высшего образования для детей из необеспеченных семей.
Ученики школы N29 г. Сызрани Самарской области провели на конференции презентацию проекта “Служба помощи “Надежда” по трудоустройству школьников. Она уже действует и помогает ребятам найти работу на время каникул, а также в период учебы на несколько часов. Об этом они не только рассказали, но и показали видеофильм. Собравшиеся увидели, что подростки не только зарабатывают деньги, но и участвуют в нужных для города общественных делах.
В последний день к делегатам конференции пришли именитые гости. Перед ними выступил директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) доктор философских наук Юрий Левада.
Собравшиеся стоя приветствовали появление в зале крупного государственного деятеля, известного и уважаемого политика, председателя Государственной Думы, а теперь еще и руководителя новой партии “Возрождение России” Геннадия Селезнева:
– Уважаемый исполнительный директор Центра гражданского образования господин Квигли!
Уважаемый президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” Петр Григорьевич Положевец!
Уважаемые национальные директора международной программы обмена, представители российского учительства и школьники-победители конкурса “Я – гражданин России!”.
Мне доставляет большое удовольствие встретиться с вами и приветствовать вас в Москве. Отрадно, что нынешнее ежегодное собрание вашей международной программы проводится в столице Российской Федерации.
Я стараюсь по возможности почаще встречаться со школьными учителями и школьниками, причем не только в качестве председателя одной из палат российского парламента. В свое время я был главным редактором “Учительской газеты”, являющейся главным печатным органом многомиллионного российского учительства. “Учительская газета” всегда уделяла и уделяет большое внимание вопросам гражданского воспитания и образования молодого поколения.
В Государственной Думе мы приступили к обсуждению внесенного нашим правительством важнейшего финансово-экономического документа страны – проекта бюджета на 2003 год. На нужды образования предусматривается выделить свыше 20 процентов расходов из федерального бюджета, и на этом сделал особый акцент Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе недавней встречи со мной и председателем Совета Федерации С. Мироновым. Так что мы в России наращиваем финансовую поддержку государством сферы образования, но в то же время я и многие мои коллеги в Государственной Думе выступаем за то, чтобы поддержка была еще более значительной.
В настоящее время я возглавляю созданную в минувшую субботу Партию возрождения России. Мы в своей партии рассматриваем постоянное развитие национальной системы образования, улучшение социально-экономического положения учителей, повышение внимания государства и общества к проблемам образования и воспитания подрастающих поколений как приоритетные направления нашей деятельности.
Решение Центра гражданского образования в Калабасасе провести ежегодное собрание национальных директоров программы обмена в Москве можно расценить как признание значимости действий России в сфере граждановедения. В настоящее время наша страна стала открытой для контактов во всех сферах, включая, конечно, и сферу образования. Я знаю, что сотрудничество российских педагогов с их коллегами в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки развивается весьма плодотворно. Меня информировали и о том, что программы обменов проходят в доброжелательной, конструктивной обстановке взаимного интереса и взаимного уважения. Вообще в гуманитарных контактах особенно важно ничего никому не навязывать, но изучать и осваивать то интересное и полезное, что есть в национальном образовательном опыте каждой из стран.
Программы граждановедения в различных странах занимают свое важное место среди других образовательных программ. Конечно, каждый из школьных предметов и дисциплин по-своему важны, но при этом сверхзадачей является то, чтобы из школьников выросли не только образованные люди, но и граждане, глубоко осознающие свои права и обязанности перед самими собой, родными и близкими, всем обществом и государством. У каждой страны есть свое собственное историческое наследие в том, что касается традиций гражданственности. Как, видимо, знают наши зарубежные гости, в России на протяжении многих столетий существовала монархия, и все жители Российской Империи официально именовались не гражданами, а подданными. Но и тогда идеалы гражданственности были широко распространены в российском обществе. Достаточно вспомнить знаменитые строки великого русского поэта девятнадцатого столетия Николая Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
Понятие “граждане” приобрело официальный статус в нашей стране после Февральской революции 1917 года, упразднившей монархию. С тех пор во всех отечественных конституциях, начиная с Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года и вплоть до ныне действующей Конституции Российской Федерации, понятие “гражданин” стало одним из основополагающих в правосознании. И именно школа и школьные учителя призваны раскрыть в умах и душах подрастающих поколений всю глубину и многогранность относящихся к величайшим завоеваниям мировой цивилизации понятий “гражданин”, “гражданские права”, “гражданская ответственность”.
Я надеюсь, у участников международной программы, которые проводят свое годовое собрание в Москве, уже была возможность получить информацию о том, что собой представляют российские школьные программы граждановедения. Мне представляется, что наша образовательная система значительно продвинулась в этом направлении за последние годы. Созданы учебные программы, рассчитанные на несколько лет обучения, подготовлено несколько учебников, имеется содержательный опыт учительской работы по этому предмету. Важно и то, что российские учителя внимательно изучают зарубежный опыт преподавания граждановедения, знакомятся с программами и учебниками, изданными в других странах, совершают в эти страны результативные поездки по обмену опытом. Как сообщил мне председатель Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец, активную роль в развитии программ гражданского образования играет расположенный в Соединенных Штатах Америки Центр в Калабасасе, который на протяжении последних лет плодотворно сотрудничает с российским образовательным сообществом.
С большим удовлетворением мне хотелось бы отметить и творческую работу российских учителей и школьников. Хорошо, что здесь присутствуют и принимают участие в работе ежегодного собрания члены команды школьников из Сызрани, занявших одно из первых мест в недавно проходившем в “Орленке” конкурсе проектов “Я – гражданин России!”. И я от души поздравляю вас с победой. Особенно радует конкретная практическая направленность вашей программы, которая связана с трудоустройством старшеклассников в летнее каникулярное время. Собственно говоря, в подобных программах и воплощаются многие идеи и принципы граждановедения, когда школьники стремятся не только заработать деньги, но и принести своей работой общественную пользу, приобрести какие-то рабочие навыки, сформировать в себе чувство ответственности за порученное дело.
Со своей стороны мы в Государственной Думе рассматриваем прямое общение с учащимися и ознакомление школьников с практикой работы высшего органа законодательной власти как важный элемент учебных программ по граждановедению. С этой целью несколько лет назад в нашей палате Федерального Собрания была введена практика проведения публичных экскурсий для различных групп общественности, в том числе для старшеклассников. Я знаю, что такая практика в течение многих лет осуществляется в парламентах ряда зарубежных стран. В нашей стране это нововведение отразило дальнейшее развитие демократии, открытости и гласности современного российского общества.
Еще десять лет назад вряд ли кто-то из россиян мог бы себе представить проведение публичных экскурсий и тем более присутствие школьников в стенах наших высших органов власти. А теперь это тоже стало для нас практически постоянным атрибутом парламентской жизни, когда в коридорах Государственной Думы и в кабинетах депутатов можно увидеть группы школьников из различных регионов нашей страны. Только в течение последней сессии в этом году на экскурсиях в Государственной Думе побывали свыше двух тысяч учащихся средних школ. Помимо российских школьников, среди экскурсантов было также несколько групп школьников из Великобритании, США, Германии.
Наверное, для школьников самым интересным является их присутствие на гостевой галерее в зале пленарных заседаний нашей палаты, когда там идут парламентские дебаты. Тем самым они получают непосредственную возможность наблюдать за тем, как в парламенте реально обсуждаются те или иные вопросы текущей государственной политики. В ходе экскурсий по Государственной Думе школьники получают сведения о конституционных полномочиях российского парламента, правах и обязанностях депутатов, этапах и особенностях законотворческого процесса, существующих в настоящее время партийных фракциях и депутатских группах.
После такого соприкосновения с миром реальной политики кто-то из сегодняшних школьников выберет для себя политическую карьеру, кто-то из них захочет стать государственным служащим, а кто-то подумает, что политика и госслужба – не для него, и будет стремиться проявить себя в других сферах человеческого труда. Но в любом случае такие “живые уроки” граждановедения, которые депутаты и сотрудники аппарата Государственной Думы проводят со школьниками в нашей палате Федерального Собрания, значительно расширяют кругозор молодых людей, позволяют им получить конкретные знания о сложных механизмах функционирования современного государства, активизируют в них интерес к общественным делам и способствуют развитию их правосознания.
В заключение позвольте мне пожелать плодотворной работы ежегодному собранию участников международной программы и приятного пребывания в Москве. Благополучия вам и больших новых успехов в преподавании дисциплины, которая нацелена на достижение благородной цели – формирование человека и гражданина!
О задачах гражданского образования в России говорил министр образования Владимир Филиппов, встреченный тоже тепло и доброжелательно. Владимир Михайлович особо подчеркнул, что в Законе РФ “Об образовании” на первом месте стоит воспитание, а обучение – на втором, придавая тем самым воспитанию, и прежде всего гражданскому, особое значение. Министр заметил, что для России практическое участие ребенка в реализации социальных проектов “Я – гражданин России!” очень важно. Здесь многое зависит от инициативы и позиции педагога, от активности той группы детей, которая будет работать над проектом.
Он сообщил также о том, что во всех школах страны пройдет акция “Детская перепись”. Она дает возможность учащимся почувствовать свою сопричастность к важным государственным делам. Так мы воспитаем поколение, ответственное за себя, за свою жизнь, за страну, за весь мир в целом. Министр образования выразил свою готовность сотрудничать с проектом “Сивитас”.
Во время конференции высказывались предложения, которые заинтересовали всех. Профессор Стивен Шехтер из штата Нью-Йорк выступил с инициативой ввести сравнительное граждановедение. Можно будет сравнивать, как в США изучают историю и культуру России и как в России – историю и культуру Америки.
При подведении итогов международного гражданского форума все пришли к единому мнению, что будущее их стран зависит именно от людей, приехавших на него, потому что все они обеспокоены тем, как помочь своему народу быстрее и с меньшими трудностями пройти путь к истиной демократии. Они вернутся на родину, обогащенные новыми ценными идеями, знаниями, которые помогут им продвигать, развивать у себя демократические принципы, воспитывать ответственных, неравнодушных граждан, готовых служению Отечеству.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии