Международной детской художественной галерее, созданной префектурой Восточного округа и Всероссийской ассоциацией международных культурных и гуманитарных связей в январе 1995 года, исполнилось 18 лет. Галерея размещена в Центре развития творчества детей и юношества имени А.В.Косарева.
– Как один миг пролетели 18 лет. Вспоминаю, как в ноябре 1994 года мне впервые довелось посетить прекрасный бывший Дворец пионеров, а сейчас Центр развития творчества детей и юношества имени А.В.Косарева (ЦРТДиЮ) и встретиться с директором дворца Татьяной Королевой, которая с энтузиазмом поддержала мое предложение о создании галереи.На трех этажах дворца широкие коридоры, несколько залов. Можно одновременно делать 4-6 отдельных выставок; зрителей достаточно, ведь дворец полон детей, родителей, разных посетителей. О лучшем месте для галереи не нужно было и мечтать. Наше с Татьяной Ивановной предложение о создании Международной детской художественной галереи в помещении ЦРТДиЮ им. А.В.Косарева было горячо поддержано префектурой Восточного округа и Восточным окружным управлением образования.Уже с января по май 1995 года мы организовали первые выставки «Краски радуги» юных художников – детей Чернобыля; «Мир – планете Земля», посвященной 50-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., детей семей военнослужащих; «Аленький цветочек» (по сказке Аксакова) юных художников Башкирии. Огромный интерес к нашим выставкам детей, посещающих ЦРТДиЮ имени А.В.Косарева, многих взрослых и юных посетителей придал нам уверенности в необходимости продолжать и развивать выставочную деятельность, представляя детское художественное творчество. Нашу инициативу охотно поддержал Союз художников России и рекомендовал в качестве председателя жюри галереи народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России Анатолия Зыкова. Его профессионализм, огромный авторитет в среде художников и преподавателей рисования очень помогли нам в деятельности галереи.В нашей стране была создана одна из лучших систем художественного образования и воспитания в мире. Огромную роль в этой системе играли детские художественные школы и художественные отделения детских музыкальных школ и школ искусств, созданных Министерством культуры еще в 60-е и 70-е годы прошлого века. Это стационарные школы со своими помещениями. В каждой области, крае, республике имеется от 10 до 30-40 таких школ. В школах работают прекрасные профессионалы – учителя с высшим и средним профессиональным образованием. За почти полвека в этих школах получили отличную подготовку по художественному образованию многие сотни тысяч детей. Кроме этого в стране была большая сеть студий и кружков изобразительного творчества во дворцах и домах культуры, внешкольных центрах детского и юношеского творчества. В общеобразовательных школах также вели уроки рисования. К сожалению, в последние 10-15 лет уроки рисования в школах почти полностью вытеснены. Вместо 4 часов, как это было ранее, остался лишь один урок в неделю, и то лишь в начальной школе. К чему это ведет? Миллионы детей не умеют изобразить предмет в пространстве. Юноша или девушка, придя в вуз, с трудом постигают, к примеру, начертательную геометрию, так как не научились в школе объемно-пространственному мышлению. Кстати сказать, мы в галерее уже наблюдаем, как снижается за эти годы художественный уровень рисунков. Педагоги и родители бьют тревогу, к ним нельзя не прислушаться. У нас снижается общая культура у подростков, вступающих во взрослую жизнь. Страна не сможет полноценно развиваться, решать все возрастающие задачи в области модернизации промышленности России, упуская гуманитарное образование и воспитание подрастающих поколений. Только полное раскрытие способностей детей и подростков, поиск и поддержка юных талантов, создание максимальных условий для всестороннего, в том числе и гуманитарного, развития личности, вступающей в трудовую жизнь, – единственный путь к реализации требований времени.В своей работе мы решили сосредоточиться на двух основных направлениях в деятельности: воспитательные цели и показ достижений юных художников, стимулирующий детское художественное творчество. Справедливо признано, что детское творчество – пение, рисование, занятия музыкой, танцами, рукоделием – решающее звено в системе воспитательных мер. С каждым годом росли масштабы и авторитет нашей деятельности. Вскоре галерея стала одним из крупных российских центров популяризации детского художественного творчества. Сегодня мы подводим итоги деятельности галереи. И, на наш взгляд, они внушительны: проведены 158 международных, российских и региональных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, в том числе более 40 – художественного и поэтического творчества, изданы 188 красочных альбомов и каталогов по итогам фестивалей (188 тысяч экземпляров) – в них размещены около 20 тысяч цветных иллюстраций детских рисунков и названы около 60 тысяч имен юных художников, участвовавших в фестивалях и конкурсах. Галерея провела 531 выставку, в том числе около 300 в самой галерее, а остальные – в других залах Москвы, других городах и за пределами России. В выставках участвовали юные художники всех регионов России из тысячи школ и художественных студий. Только на заключительные выставки в Москве мы получили свыше полумиллиона рисунков.Проводя фестивали, конкурсы, выставки, мы стремились приобщить юных художников к героической истории России, традициям, укреплять в детях национальные корни, самобытность, патриотические чувства к родному Отечеству. Одна треть наших фестивалей и конкурсов была посвящена историческим темам: Александру Невскому, Дмитрию Донскому, великим русским полководцам и флотоводцам, ратным полям России, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее основным битвам и сражениям, другим важнейшим историческим и современным событиям, треть выставок – юбилеям великих литераторов, художников, композиторов, скульпторов, как русских, так и других национальностей и народностей России. Мы также привлекали внимание юных художников к нравственным и экологическим проблемам, защите природы, ее сохранению. Галерея реализует высокую просветительскую миссию, помогает юным художникам прокладывать свой путь в мир литературы и искусства, приобщает детей к восприятию великой истории нашей Родины, дает возможность быть сопричастным к великой русской культуре.Листая ныне наши альбомы и каталоги, выпущенные по итогам фестивалей, мы видим, какое это сокровище – детский рисунок! В них в яркой художественной форме запечатлены мысли, чувства, переживания, восторги и радости, а порой и огорчения детей, соприкоснувшихся с творчеством. Все это имеет немалое воспитательное значение для сотен тысяч юных художников. Творчество дает ребенку многое, учит лучше видеть, слышать, ощущать и понимать, как прекрасен наш мир, ценить красоту жизни, учит наслаждаться красивым. Ребенок начинает понимать, что красиво, а что уродливо, тянется к прекрасному и отвергает уродливое. Его чувства становятся ярче, глубже, а соответственно и жизнь осмысленнее и интереснее. Рисование развивает и образное мышление ребенка, детские фантазии, эмоции, воображение и, наконец, эстетический вкус. Как чтение книг прививает вкус к слову живому, теплому, вещему и святому, совершенствует его ум, душу, так и рисование помогает лучше понимать красоту, гармонию жизни и помогает ему лучше, глубже общаться с растительным и животным миром, с людьми. У юного художника появляется великое чувство творца, радость созидания. Ребенок становится нравственно и даже физически здоровее, организованнее, целеустремленнее. У него появляется душевное равновесие. Процесс рисования помогает ему вырабатывать собственные суждения, характер, волю, умение, собственный вкус. Через рисование у него развивается общая культура. Человек, умеющий рисовать, лучше познает в будущем свою профессию. Постоянно общаясь с юными художниками, я убедился в справедливости сказанного. Мы видим свою задачу в том, чтобы и далее пропагандировать детское художественное творчество в Москве и других городах. Юные художники России создают великолепную правдивую художественную летопись России. Могу сказать, что наша галерея – собиратель и воспитатель юных талантов. Мы пробуждаем в детях интерес к героической истории России, к великой русской культуре. В наших 188 красочных альбомах и каталогах уникальная антология детского художественного творчества. В них запечатлено начало пути будущих Репиных, Васнецовых, Грековых, Пластовых, Коржевых.География участников наших фестивалей огромна: от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Астрахани. Одно из главных достоинств нашей галереи состоит в том, что юные художники России и других стран получили возможность показывать свое творчество в Москве и за рубежом, быть оцененными авторитетным жюри галереи, получить соответствующие дипломы международных и российских фестивалей и конкурсов, быть отмеченными в альбомах и каталогах.Как и в прошлые годы, у нас «громадье» планов на 2013 год и ближайшую перспективу. В 2013 году исполнилось 70 лет Сталинградской битве и сражению на Курской дуге. Мы планируем провести Международный фестиваль детского рисунка «Не меркнет золото Победы», посвященный 70-летию Сталинградской битвы и Курскому сражению. К 1150-летию города Смоленска планируем провести Российский фестиваль «Смоленск – рубежи памяти и славы». В 2013-2014 гг. проведем Международный фестиваль детского художественного и поэтического творчества, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова «Я рожден с душою пылкой». 80-летию первого издания книги «Как закалялась сталь» и 110-летию Н.А.Островского посвящаем Российский конкурс детских рисунков «Как закалялась сталь». В наших планах провести конкурс детских рисунков и стихов, посвященный В.В.Маяковскому. В Москве будет выставка детского художественного творчества «Сахалинская палитра». Интерес к показу в Москве творчества юных художников проявляют и другие города, области и края.Алексей ПОНЬКО, член Союза художников России, заслуженный работник культуры России, директор Международной детской художественной галереи
Комментарии