search
main
0

Международная Ассамблея «Образование и семья – единство ценностей»

С 16 по 19 апреля 2024 г. прошла III Международная Ассамблея «Образование и семья – единство ценностей», организованная Российской академией образования (РАО). Участие в мероприятиях Ассамблеи было предусмотрено как в очном, так и в дистанционном формате. Программа этих четырех дней была очень насыщенной. Участники обсудили вопросы взаимодействия семьи и системы образования. Подробности – в нашем материале.

Фото: ikp-rao.ru

Ассамблея проведена в рамках комплекса мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации при участии ведущих ученых РАО, университетов России, предметных ассоциаций педагогов, общественных организаций.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Президент России Владимир Путин отметил, что «семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности». Именно в семье берут начало история, культура и менталитет российского народа.

Задачи семьи и образовательной системы созвучны: они ориентированы на совершенствование личности ребенка. Поэтому сотрудничество семьи и школы – залог успешного воспитания детей и процветания Отечества. Справедливы слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Основными вопросами Международной Ассамблеи стали:

  • взаимная ответственность семьи и школы (образовательной организации) в формировании будущего гражданина России: есть ли единство в понимании наших целей и задач;
  • правовые основы взаимодействия семьи и школы (образовательной организации): кто устанавливает границы;
  • поколенческий разрыв: ценности молодой российской семьи и традиционные российские духовно-нравственные ценности;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): как формировать и наращивать родительские педагогические компетенции;
  • современные образовательные технологии: что поможет решить вопросы перегрузки ученика и учителя;
  • здоровье как ценность образования: как не навредить, а сохранить
    и приумножить;
  • особые образовательные потребности ребенка: какие условия должны быть созданы в школе (образовательной организации) и дома;
  • о психологической безопасности ребенка: что общего между буллингом в школе и внутрисемейной трансляцией девиантного поведения;
  • современное представление о профориентации: что изменилось в ценностных основах социально-профессионального самоопределения детей и молодежи.

Президент РАО, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева, открывая III Международную Ассамблею «Образование и семья – единство ценностей», отметила, что Академия является главным партнером всех участников образовательного процесса. «Российская академия образования как исследовательская и экспертная площадка, объединяющая интересы, знания и опыт научно-педагогического сообщества страны, имеет особую миссию. Она заключается в обеспечении устойчивого развития системы образования и успешного обучения и воспитания подрастающего поколения. Здесь РАО – главный партнер всех участников образовательного процесса, в том числе и семьи. Именно поэтому в круг обсуждаемых на Ассамблее вопросов мы включили ключевые аспекты взаимодействия школы и семьи», – сказала О.Ю. Васильева.

В день открытия Ассамблеи были подписаны Соглашения о сотрудничестве Российской академии образования и ГУО «Академия образования» Республики Беларусь.

Кроме того, Соглашения о сотрудничестве подписаны с Донецким государственным педагогическим университетом, Мелитопольским государственным университетом, Уральским государственным педагогическим университетом, Кемеровским государственным университетом, Московским государственным институтом культуры и Академией наук Республики Саха (Якутия).

В первый день были прочитаны публичные лекции ведущих специалистов в сфере образования.

Васильева Ольга Юрьевна, президент РАО, академик РАО, доктор исторических наук, профессор, выступила с открытой лекцией «Мифы об образовании». В увлекательной форме были развенчаны некоторые распространенные мифы (например, про то, что обучение является более эффективным, если ребенок получает информацию в «доминирующем» стиле в зависимости от того, к какой группе по восприятию он относится – «аудиал», «визуал», «кинестетик»; мифы об искусственном интеллекте вместо учителя и другие). Среди проблем современного образования О.Ю. Васильева отметила сложности с восприятием текста, с развитием речевых навыков у детей и другие.

Ямбург Евгений Александрович, академик РАО, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, провел открытую лекцию на тему «Антропологические подходы: ответы на вызовы и угрозы современности». Ученый также коснулся темы конфликтов в современной школе. Ссылаясь на слова Я. Корчака, Е.А. Ямбург справедливо отметил: «Бесконфликтной педагогики быть не может. Школа не стоит на Луне». Ученый осветил типологию конфликтов и их причины.

Первый день – «День Академии: РАО – педагогам» был посвящен проблеме единства в понимании взаимной ответственности семьи и школы за формирование будущего гражданина России. Завершающим событием первого дня Ассамблеи стал специальный открытый эфир проекта «Академические вечера», в ходе которого О.Ю. Васильева и Е.А. Ямбург ответили на вопросы, поступившие от участников мероприятия.

Второй день – «Академическая среда» – раскрыл актуальную проблематику новейших исследований в сфере наук об образовании. Обсуждались вопросы, связанные с осознанным и целенаправленным развитием навыков родителей и педагогов в сфере воспитания и образования.

В этот день продолжился ряд открытых лекций и обсуждений. Среди них:

«Правовые основы взаимодействия образовательной организации и родителей: кто устанавливает границы?» Бондаренко Наталья Валерьевна, руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО, эксперт РАО.

«Образовательный стандарт для будущего гения. Развитие когнитивных способностей ребенка в семье» Савенков Александр Ильич, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор.

«Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами иммерсивных технологий» Гриншкун Александр Вадимович, доцент департамента информатизации образования Института цифрового образования Московского городского педагогического университета, доцент РАО, кандидат педагогических наук.

«Педагогика проживания в семье» Шустова Инна Юрьевна, заведующий лабораторией современных форм и методов воспитания центра воспитания и развития личности РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования ФГБУ «Институт стратегии развития образования», доктор педагогических наук, профессор.

В этот день также  выступил Иван Тугой,  президент корпорации «1Т». Он рассказал о модели профориентации  и то, как в 1Т помогают ученикам найти свою профессиональную сферу в большом и сложном мире цифровых профессий.

Третий день – «День партнерской сети РАО». Его события отразили региональную специфику взаимодействия науки и практики.  В 29 научных центрах РАО в разных регионах России участники региональных секций Ассамблеи сообща искали ответ на вопрос: как начать и поддерживать диалог, объединяющий представителей науки и профессионального сообщества?

И, наконец, четвертый день работы Ассамблеи – «Академическая мастерская для педагогов-дефектологов». Специалисты провели для профессионалов коррекционного и инклюзивного образования серию мастер-классов, подготовленных известными учеными и отвечающих на актуальные запросы педагогов-практиков. Основной темой стало использование научных достижений в практике специального и инклюзивного образования для создания благоприятных условий для развития особенного ребенка.

В дни Ассамблеи прошли открытые расширенные заседания бюро отделений РАО с участием представителей региональных научных центров. В обсуждении актуальных вопросов развития наук об образовании приняли участие 26 ученых –  представителей научных центров РАО. Среди них Региональные научные центры РАО в Приволжском федеральном округе на базе Казанского федерального университета, в Сибирском федеральном округе на базе Национального исследовательского Томского государственного университета, в Северо-Кавказском федеральном округе на базе Северо-Кавказского федерального университета, в Северо-Западном федеральном округе на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и многие другие.

Доклады были посвящены актуальным темам современности. Участники Ассамблеи в своих выступлениях опирались на труды ученых и известных педагогов, приводили результаты многолетних исследований и данные статистики. Тематическое разнообразие впечатляет. Для подтверждения приведем темы некоторых докладов:

«Благополучие семьи и детства: осознанное родительство в современном мире». Семенова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук.

«Профилактика кибербуллинга в образовательной среде». Волоскова Наталья Николаевна, профессор кафедры общей психологии и психологии личности, доктор психологических наук, профессор.

«Семья на современном этапе развития общества». Расчетина Светлана Алексеевна, профессор кафедры теории и методики воспитания и социальной работы ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург, РФ.

«Родительское отношение и академическая успеваемость детей в ходе школьного обучения». Тихомирова Татьяна Николаевна, академик РАО, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, доктор психологических наук.

«Семья в системе ценностей современной молодежи». Вадурина Елена Николаевна, доцент кафедры психологии, педагогики и социальной работы Вологодского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.

Участие в Ассамблее не ограничилось форматом докладов: были проведены круглые столы, мастер-классы, презентации, семинары, форумы. Активно работали дискуссионные площадки и педагогические гостиные.

В рамках Ассамблеи прошел IV Всероссийский конкурс «Педагогический дебют учителя-дефектолога», который познакомил участников с молодыми профессионалами этого профиля.

В мероприятиях Ассамблеи принял участие и Обрсоюз. Так, Абанкина Ирина Всеволодовна, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, научный руководитель, эксперт СОНО «Обрсоюз», профессор, отметила: «Ценности, которые мы сумеем передать в будущее, смогут обеспечить нашу безопасность и консолидацию. Педагоги – это те люди, которые организуют будущее прямо здесь и сейчас, в настоящем. Через них идет трансляция ценностей и возможностей новому поколению».

 В Ассамблее приняло участие более 400 специалистов, трансляцию смотрели более 10 000 человек.

Подробную программу III Международной Ассамблеи «Образование и семья – единство ценностей», а также ссылки на материалы можно найти на сайте Российской академии образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте