Сибирский строительный институт – знаменитый Сибстрин – был долгое время единственным за Уралом «созидателем зодчих». Его выпускники определили бурные темпы строительства и особый облик Новосибирска, в котором масштабно обосновались три академии наук. Проекты сибиряков вошли в мировую историю архитектуры, а открытия местных ученых и развитие таких отраслей промышленности, как оборонная и атомная, стали возможны потому, что сибирские строители создали для них уникальную базу на основе технологий, рождавшихся на кафедрах и в лабораториях строительного института.
– Кроме того, мы организовали четыре садоводческих общества, гаражный кооператив для личных автомобилей сотрудников, 75 сотрудников получили бесплатно квартиры в новых домах на территории вуза, – перечислял Аркадий Петрович, с которым мы оказались за одним столом на пленуме обкома. – Видели бы, какое мы построили на своей территории овощехранилище – на ! – Преподаватели хранят там зимой овощи. В условиях длительной сибирской зимы это очень существенно.
Новые города на карте мира – Сургут, Стрежевой, Мирный, Ханты-Мансийск, восстановленный после землетрясения Ташкент, все освоение Севера с рискованным строительством на болотах и в условиях вечной мерзлоты – это общая биография выпускников Сибстрина. Драматические коллизии нашей истории сказались, разумеется, на политике строительства, на формировании казарменных стереотипов в архитектуре, на положении науки в технических вузах, где развитие фундаментальных исследований не поощрялось – на это, мол, есть академические институты. Конец 80-х годов для строительного института был таким же проблемным, как и для всей высшей школы. Но вот парадокс – тогда же началось на старой базе формирование нового архитектурно-строительного университета. Шел поиск не только названия, но и иной парадигмы образования. Вместе с новым ректором профессором Аркадием Яненко в институт перешли на постоянную работу многие ученые СО РАН.
И через несколько лет результат не замедлил сказаться – появились собственные соросовские профессора, расширилось участие в международных конференциях, научные школы вуза стали лидирующими по своим направлениям не только в России, но и в мировой науке.
Магистерский уровень
– Хорошего специалиста формирует научная среда. Преподаватель университета должен быть не просто талантливым лектором, а прежде всего – ученым. Поэтому исследования в области фундаментальных наук в нашем вузе составляют 75 процентов всей научной работы. 16 процентов преподавателей – доктора наук. Есть кафедры, где доктора и кандидаты наук составляют 90 процентов преподавательского коллектива, – рассказывает Аркадий Петрович Яненко. – Все это позволило нам выстраивать образовательное пространство по международным стандартам. Первые два года мы даем студентам фундаментальную подготовку на едином факультете – создали для этого единый факультет первой ступени высшего образования, где дают фундаментальные знания в области физики, математики, механики. Затем студенты переходят на другие факультеты – специализируются по определенному профилю до уровня бакалавра. Дальше выбор: те, кого привлекают научные исследования, избирают магистратуру, те, кому по душе практика, выбирают написание дипломной работы и через год становятся инженерами и другими специалистами. Университет получил сертификат международной аккредитации в Лондоне на магистерском уровне, что доступно не всем европейским и американским университетам. Теперь наш диплом признан в 130 странах мира.
Социальная политика
Вуз открыл новые популярные специальности: стандартизация и сертификация, экспертиза и управление недвижимостью, информационные системы и технологии. Конкурс так возрос, что на некоторые специальности соревнуются между собой только медалисты. Как же быть сельским школьникам и выпускникам национальных школ? Для них существует подготовительное отделение с общежитием, оно же может быть рекомендовано для студента первого курса, не справляющегося в силу недостаточной школьной подготовки с программой вуза, ребят из отдаленных школ здесь сначала просто учат учиться. Для национальных округов существует льготный целевой набор – вступительные выездные экзамены в родной обстановке позволяют ребятам, слабо знающим русский язык, успешнее сдать экзамен и не тратиться попусту на поездку в далекий Новосибирск. Система шефства над школами, предметные олимпиады, филиалы для отдаленных школ Якутии и других территорий (с последующим «доучиванием» в Новосибирске) – это система социальных мер защиты права каждого ребенка на высшее образование. Ребята из национальных округов получают особую поддержку. Впрочем, как и иностранцы, которые много лет устремляются значительным потоком в НГАСУ: на кафедре русского языка здесь разработаны настолько эффективные методики обучения, что уже через год иностранные студенты слушают лекции на русском по любой специальности. Появились даже первые магистры-иностранцы. Теперь, когда диплом новосибирского университета получил международное признание, растет и его международная популярность: прекрасное общежитие и решение социальных проблем с участием преподавателей также сыграли свою роль. Но среди всех забот в вузе, как в доброй семье, главной остается забота о здоровье и качестве жизни студентов и преподавателей. Среди новосибирских вузов архитектурно-строительный признан лучшим в области социальной политики. Министерство образования включило его в десятку лучших по России. Оказывается, есть такие коллективы – хорошие условия труда, достойное жилье, забота о ветеранах, санаторно-курортное лечение сотрудников и их детей, внимательное отношение к житейским человеческим проблемам и студентов, и преподавателей. Что для этого нужно? Вот такая способность, как у сибиряков, к самоорганизации, чувство коллективизма и патриотизма, когда образуются семейные династии преподавателей, продуманный коллективный договор и… сотрудничество с профсоюзом.
Таким опытом и делился ректор НГАСУ на пленуме обкома профсоюза просвещенцев, где его одни слушали с чувством восхищения, другие – с горькой завистью: таких вузов пока немного…
203 ячейки
Архитектурно-строительный – это обширный городок с кварталами общежитий и жилых домов, с корпусами учебными и лабораторными, спорткомплексом и культурным центром, столовыми и кафе, собственным полигоном и базой отдыха. Содержать все это в порядке (когда многие вузы просто крышу не могут годами починить и фанерой «остекляют» окна аудиторий с ободранными стенами и столами) стоит огромных сил, средств и… личного времени ректора.
– Кроме того, мы организовали четыре садоводческих общества, гаражный кооператив для личных автомобилей сотрудников, 75 сотрудников получили бесплатно квартиры в новых домах на территории вуза, – перечислял Аркадий Петрович, с которым мы оказались за одним столом на пленуме обкома. – Видели бы, какое мы построили на своей территории овощехранилище – на 203 ячейки! – Преподаватели хранят там зимой овощи. В условиях длительной сибирской зимы это очень существенно.
Оказалось, что сотрудники вуза имеют и другие преимущества перед «посторонними»: приличные доплаты из внебюджетных средств, беспроцентную ссуду на длительный срок, оплату лечения, лекарств, протезирования зубов, материальную помощь на проведение ремонта в квартире, на чрезвычайные ситуации в семье. В архитектурно-строительном даже свою газету делают, там есть страничка социальной защиты и анализ расходования внебюджетных средств. Смета использования внебюджетных средств утверждается на совместном заседании ученого совета вуза и профкома. Так принималось решение о повышении зарплаты малооплачиваемым сотрудникам за два года до выхода на пенсию, чтобы увеличить размеры начисляемой государством пенсии. Эта льгота распространяется на всех, кто проработал в вузе не менее 18 лет. Забота о ветеранах (включая премии к празднику) заслуживает особого рассказа. Скажу лишь, что все эти меры (как ощущение заботы и поддержки в сложной ситуации) удерживают в архитектурно-строительном всех сотрудников, дорожащих стабильностью бытия. Это рождает ощущение дружной семьи, где тебя не покинут в трудную минуту, ощущение теплого родного дома. Кстати, многие преподаватели уютом своего дома обязаны именно родному вузу: коллективный договор предоставляет ректору право на внеочередное улучшение жилищных условий высококвалифицированных сотрудников. Им выделяется 25 процентов от общего объема вводимого жилья. В коллективном договоре четко «прописаны» оплата и условия труда, охрана здоровья, социальные права, льготы и гарантии. Профсоюз обеспечивает гласность исполнения. Сейчас, в преддверии отпусков, стало известно, что на приобретение санаторно-курортных путевок сотрудникам в этом году выделено дополнительно 600 тысяч рублей. Семьи преподавателей готова принять на отдых и симпатичная вузовская база в Сосновке.
…Когда я уходила из университета, солнце играло на теплых стенах дома-новостройки. Скоро здесь справят новоселье доктор наук Владимир Дегтярев и семьи потомственных преподавателей НГАСУ Абраменковых – отцы и дети, внуки и бабушки будут жить в соседних квартирах, в одном подъезде. Ну как им не любить родной вуз? Любовь же, как известно, все превозмогает и все великое творит.
Комментарии