С Ириной СИБГАТУЛЛИНОЙ, доктором психологических наук, почетным работником общего образования РФ, профессором кафедры общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики Института развития образования Республики Татарстан и директором международных программ и проектов образования и науки Института интеллектуальных интеграций (Вена, Австрия), я познакомилась на Фестивале школьных учителей в Елабуге.Карьеру Ирины Фагимовны можно считать невероятной, головокружительной. По первому образованию она математик. Училась в Казанском государственном университете, там же вместе с несколькими студентами посещала спецкурс инженерной психологии и кибернетики доцента Кренина, увлеклась этим направлением и по окончании университета подала заявление в аспирантуру по специальности «общая психология». Окончила аспирантуру, а позже докторантуру по этой же специальности, параллельно училась практической психологии и прикладной психотерапии. Пять из шести ее дипломов – психологические.
С 1990 года Ирина Фагимовна работает в системе дополнительного профессионального образования. В настоящее время живет в Австрии и возглавляет международное направление в Венском институте интеллектуальных интеграций. Прошу Ирину Фагимовну подробнее рассказать об этом институте. – Институт интеллектуальных интеграций является международной платформой содействия установлению партнерских отношений на основе совместно разработанных и реализованных программ последипломного образования, научных экспедиций, педагогики свободного времени и каникулярных программ. В России эта ступень образования определена как дополнительное профессиональное образование. Интеллектуальная интеграция – это следующий шаг в системной интеграции международного образования. Основная компетенция нашего института – наличие собственной экспертизы и программ развития по всем направлениям формирования интеллектуального потенциала педагогов и/или образовательной организации. – В России нет ничего подобного?- В России международные проекты в сфере образования пока представляют собой обмен опытом, проведение общественной экспертизы, а не педагогические проекты интеллектуальной интеграции, основными принципами которой являются объединение с усложнением, открытый доступ учителей друг к другу в мировом педагогическом пространстве. В отличие от системы высшего профессионального образования в образовании последипломном до сих пор нет рамочных программ интеграционного сотрудничества, академической мобильности, международных совместных программ профессиональной переподготовки формата «двойной диплом» (например, для программ профессиональной переподготовки).- По-вашему, что-то можно изменить?- В этом году я потратила достаточно много сил на инвентаризацию механизмов сотрудничества РФ и ЕС в системе последипломного образования учителей. Знаете, что первое бросилось в глаза? Несмотря на нормативные приоритеты научно-технологического развития между РФ и ЕС в 7-й рамочной программе, программе «Горизонт 2020», институты развития образования представлены меньше всего. Я уже не говорю о том, что эти институты остаются и вне европейских профессиональных сетей развития непрерывного образования взрослых EUCEN или EAEA. А ведь профессиональные ассоциации способны продвигать решения самых насущных проблем. В сентябре 2017 года нам с генеральным директором предстоит участвовать в одной из конференций Европейской ассоциации международного образования EAIE совместно с нашими партнерами из Елабуги. Там мы представим доклад и предложим дискуссию вокруг темы «Как образовательная организация может влиять на формирование брендинга региона». Еще одна проблема – отсутствие межведомственной координации в решении конкретных вопросов интеграционного сотрудничества. Поясню на примере. Одна моя коллега, которая возглавляет российскую Ассоциацию родителей детей с редким заболеванием синдром Ретта, член Общественной палаты в РТ, обратилась в наш Институт интеллектуальных интеграций за информационной поддержкой в вопросе поиска партнеров для проведения курсов последипломного образования для социальных педагогов и педагогов-психологов, оказывающих психолого-педагогическую помощь этим детям на дому. С большим энтузиазмом вместе с госпожой Ольгой Тимуца мы взялись за разработку такого проекта. Но до сих пор мы не можем найти в России Институт развития образования, который бы взялся реализовывать эту международную программу повышения квалификации на 120 часов. Я понимаю ректоров. Конечно, они не могут действовать, не имея нормативной базы. Но как представлю этих ребятишек с Ретт-синдромом, которым как воздух нужны обученные специалисты, сердце просто болит, а ведь экспертов мы уже нашли и в России, и в Швеции, и в Австрии, и в Германии, и в Нидерландах. Все они готовы работать в проекте, но… воз и ныне там.- В Австрии другой подход к решению подобных проблем?- Принципиально. «Цепочка-интегратор» нашего института работает как технология и сама соединяет интеллектуальные педагогические проекты, программы образования на протяжении всей жизни, развивает проектные педагогические сети и, главное, обеспечивает среду самореализации учителя, еще раз повторю, в какой бы точке мира он ни жил и работал. По сути, все программы института ориентированы на реализацию собственного ресурса и координацию взаимодействия учителей-интеллектуалов друг с другом. Конкретно это означает, что любой учитель может стать руководителем проекта, если он готов вкладывать свои интеллектуальные силы, формировать команду единомышленников, увлекать потенциальных инвесторов своим проектом и реализовывать проект исходя из законных и благоприятных условий среды. Если хотите, это особенная форма общественной дипломатии, я ее называю педагогикой справедливости или педагогикой со смыслом. В определенной степени это следующий виток проблемного обучения, которое имеет российские истоки в трудах академика М.И.Махмутова, но обращенное не только на пространство урока, а на пространство системы в целом. Педагогика как форма общественной дипломатии, в которой мышление учителя представлено как устойчивая структура умственных способностей, практического профессионального усердия и прогностичности. Конечно, вы спросите меня, кто берет на себя финансовые расходы. Отвечу так: манны небесной мы не ждем и поэтому предпринимаем согласованные усилия. В сентябре 2015 года в Вену приезжали дошкольные педагоги сети детских садов для детей-билингвов «Бала Сити». Это была программа повышения квалификации в формате зарубежной стажировки. Педагоги имели региональную грантовую стипендию. В июне 2016 года работники высшей школы из Москвы и Казани прилетали в Вену для участия в проекте «Менеджмент международной деятельности образовательной организации». На мой взгляд, этот проект можно назвать историей успеха нашего института в 2016 году. На проекте работали эксперты из России, Австрии, Великобритании, США, Словакии и участники из России, Чехии, Румынии, Испании, Турции, Кыргызстана. – Расскажите подробнее о проекте для учителей.- С 19 по 27 марта 2017 года, в дни весенних каникул, в Вене мы организуем курс повышения квалификации на тему «Информальные методы интеграционного образования. Новое в качестве профессиональной жизни» (40 академических часов онлайн и 40 академических часов очного обучения в австрийской столице). Для участия в этом курсе мы приглашаем учителей, педагогов дошкольного образования, преподавателей и студентов педагогических факультетов, работников институтов развития образования, школьных психологов, исследователей качества жизни учителей, прогрессивных топ-менеджеров образования из стран СНГ. Очень надеемся, что в Вену смогут приехать победители региональных учительских конкурсов, получатели стипендий научных фондов из числа научных педагогических работников. Мы предлагаем учителю образование не по вертикали (формальное, строго регламентированное стандартом дополнительного профессионального образования), а образование по горизонтали и вглубь (информальное, как развитие способности к саморазвитию). Мы хотим обсуждать вопросы качества жизни педагогов как систему показателей, характеризующих степень реализации их профессиональных стратегий. Я очень жду эту программу. Сама собираюсь как профессор работать на ней. С учителями будут работать несколько уникальных педагогов из Австрии. Себастьян Хакер пригласит учителей в венскую Шоттен-гимназию, где преподает русский язык. Там мы планируем открытый урок литературы российского учителя, участника проекта, в 12-м классе. А его коллега, генеральный секретарь австрийской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы господин Эрих Пойнтнер встретится с учителями в гимназии столицы федеральной земли Нижняя Австрия Сан Пёльтен. Также учителя смогут побывать в одной из зальцбургских школ, поговорить об учительской сущности бытия, особым образом ощутить эстетику Зальцбурга и его историю. Вся информация о проекте представлена на нашем сайте www.rbs-ifie.at. Что касается перспективных проектов, то мы были бы заинтересованы в контактах со школами, где немецкий язык учащиеся изучают как иностранный. Наши «Лингвистические школы» отличаются от других тем, что кроме языка мы предлагаем психологические программы интеркультурного развития, спортивные терренкуры и оздоровление.ЛикбезДошкольное образованиеВ ясли в Австрии принимают малышей в возрасте до 3 лет. Детские сады рассчитаны на детей в возрасте от 3 до 6 лет. Место в государственных яслях или детском саду получить непросто, на новый учебный год (с сентября) нужно записываться еще в январе-феврале. Однако это еще не гарантия того, что вы получите место: преимущество отдается детям, чьи родители работают и чьи братья/сестры уже посещают детский сад. Но шанс есть всегда – некоторые родители отказываются от уже полученного места. Обязательное школьное образованиеВ Австрии все дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать школу. Общественные школы бесплатные, а частные нужно оплачивать. Ребенок должен регулярно и в точно назначенное время являться на занятия в школе, за это отвечают родители или лица, их заменяющие. Австрийская система образования весьма дифференцированна, так же как и в других немецкоговорящих странах. Окончив начальную школу (Volksschule), дети оказываются перед выбором между двумя дальнейшими школьными ступенями: посещением основной школы (Hauptschule) или общеобразовательной (полной) средней школы (Gymnasium).Обучение в основной школе длится 4 года, и ее выпускники посещают затем либо одногодичную политехническую школу (Polytechnische Schule), что является предпосылкой продолжения обучения в профессионально-техническом училище (Berufsschule), либо могут продолжить обучение на верхней ступени общеобразовательной (полной) средней школы (allgemeinbildende hohere Schule – Oberstufengymnasium) или в профессионально-техническом учебном заведении (berufsbildende mittlere Schule), или в среднем учебном заведении, дающем право на поступление в университет (hohere Schule). Обучение в общеобразовательной (полной) средней школе (allgemein bildende hohere Schule) длится 8 лет. После четвертого класса можно перейти в профессионально-техническое учебное или в среднее учебное заведение, дающее право на поступление в университет. Обучение, как в полной средней школе, так и в профессионально-техническом учебном заведении, заканчивается экзаменом на аттестат зрелости (Matura), который дает право на посещение университета или института.Существуют также различные виды специальных школ (Sonderschule). К числу причин для посещения подобных учебных заведений с коррекционно-развивающими занятиями относятся трудности в обучении, нарушения в поведении, задержки в физическом или умственном развитии. Однако иногда дети с выявленной потребностью в особом педагогическом обучении интегрируются в обычную школьную систему. Для классов с такими детьми выделяется дополнительный учитель, который специально заботится о потребностях этих детей.
По материалам help.gv.at, Министерства образования Австрии и австрийских СМИ
Комментарии