search
main
0

Между телевизионной «Школой» и реальной московской школой – огромная дистанция

В одном из писем в редакцию автор написала: после выхода «Школы» мы теперь должны как можно больше рассказывать о работе наших школ. Вот мы и решили выполнить наказ нашего читателя.

В конце прошлого года Октябрина ЕВНИНА отметила 45-летний юбилей. Не личный – 45 лет исполнилось школе, а вернее, Центру образования №422 «Перово», где она ровно столько же лет работает директором. А с другой стороны, почему не личный? Ведь вместе с коллегами Октябрина Абрамовна создала эту школу. Кстати, замечу, хорошую школу. За самоотверженную работу на благо столицы указом мэра Москвы в 2009 году директор 422-й Евнина была награждена знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» (50 лет).

«Я эту школу знаю с момента ее рождения, а может быть, еще раньше, – написала Октябрина Евнина в школьной газете «Другие вести». – Сначала была стройка, потом она постепенно превращалась в пятиэтажное здание. Но школой оно стало только тогда, когда сюда стали приходить дети – сначала так, из любопытства, ведь тогда еще никто не знал, будет ли здесь учиться. А я приходила сюда каждый день. Уже меня назначили директором, теперь оставалось самое главное – открыть школу, обеспечить ее всем необходимым».

Юбилей, который отметила школа, превратился в праздник – теплый, радостный, домашний. И гостей было много – родителей, выпускников, добившихся в жизни значительных успехов. Благодаря тому что школа когда-то дала и хорошие знания, и своеобразный воспитательный энергетический заряд для того, чтобы эти знания стали залогом успеха во взрослой жизни, они и в самом деле стали успешными. На стене в актовом зале были газеты с фотографиями классов разных лет, и сколько было таких газет – не счесть!

Когда-то эта школа носила имя героя книги Николая Островского «Как закалялась стать» Павла Корчагина, а ребят, в ней учившихся, именовали корчагинцами. Они давали клятву: «Учиться жизни, любить ее и защищать в ней человечность, творить во имя будущего!» Давно нет тех пионерской и комсомольской организаций, в которые входили корчагинцы, да и названий теперь таких нет, но есть традиции воспитания активных лидеров, которые готовы заниматься полезными делами. Та клятва, которую теперь никто не произносит, по сути все равно то, чем руководствуются ученики 422-й. «Мы правильно выбрали направление своего движения, – замечает Октябрина Евнина. – Учить – грамотно, интересно, современно. Воспитывать – достойных граждан своей страны».

Самое серьезное дело, которым занимаются дети и учителя с 1986 года, – экология. 422-я – городская экспериментальная площадка в области экологического воспитания. Успехам в работе способствует сотрудничество с Российским химико-технологическим университетом имени Д.И.Менделеева, с институтом микробиологии Российской академии наук. Наталья Кручинина, декан инженерно-экологического факультета РХТУ, читает лекции по основам экологии, ведет кружок по мониторингу рек. Василий Скибенко ведет курс инженерной экологии, помог создать метеопост, вместе с учителем экологии Людмилой Герасиной, преподающей курс «Экология Москвы и устойчивое развитие», Василий Васильевич руководит научно-исследовательской работой учеников в области экологического мониторинга. Не случайно в 2007 году Центр образования №422 стал лауреатом премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды.

Тут надо особо сказать, конечно, о тех, кто учит и воспитывает, – о педагогах. Назвать всех невозможно, но обязательно нужно сказать, что большинство имеют высшую и первую категорию, есть народный учитель – учитель химии Маргарита Михайловна Александрова, которая вместе с Октябриной Евниной стояла у истоков создания школы, а еще – лауреаты премии президента, обладатели грантов Правительства Москвы, есть заслуженные учителя и отличники народного образования.

Октябрина Абрамовна всегда вспоминает свою первую встречу с учителями, состоявшуюся 45 лет назад: «Знакомых было только двое – учитель физики Клавдия Черняк и учитель математики Зоя Глазунова, с остальными предстояло знакомиться. Помню, говорила о том, что нам вместе предстоит создавать школу и что взаимопомощь и взаимоуважение помогут нам успешно учить и воспитывать новое поколение перовчан. И тут раздался негромкий голос из зала: «Мы не перовчане. Мы – перовцы!» И я мгновенно уловила разницу: перовчане – это как-то хрупко и неосновательно, а перовцы – мощно и надежно. Так началась летопись нашей школы, получившей позже фирменное имя – «Перово».

Нынче в школе трудится группа педагогов-ветеранов. Анна Коновалова, учитель русского языка и литературы, – в этом году Анна Степановна тоже отметит 45 лет работы в 422-й. Тамара Можаровская, которая 37 лет назад впервые пришла на урок биологии, помнит этот свой первый урок и корит себя за то, что тогда от волнения забыла, что картошку в Россию привез Петр Первый. У учителя материальных технологий Евгения Морозова стаж меньше – 24 года. У учителя начальных классов Варвары Гордеевой много воспоминаний накопилось за 20 лет работы, но самое яркое такое: «Представляюсь в классе: «Меня зовут Варвара Авангардовна». Один ученик, живущий рядом со стадионом «Авангард», громким шепотом говорит сам себе: «Хорошо, что не Стадионовна».

Но самое большое достояние школы все же молодые учителя – ее 22 выпускника, которые, окончив вузы, вернулись сюда уже на работу. Это, кстати, самым лучшим образом характеризует и школу, и педагогов, и директора, сумевших создать такой дом, в который хочется вернуться и остаться, может быть, на всю жизнь. Выпускница 1974 года Валентина Кац ныне учительница русского языка и литературы, учитель черчения и технологии Елена Дорожкина окончила школу в 1978 году, а выпускница 1981 года Наталья Щеголева, учительница химии, работает в 422-й с 1991 года. В 1979 году окончила школу Марина Ковальская, проработала в школе до 1985 года, потом ушла, а в прошлом году все-таки вернулась, теперь она специалист по работе со школьным самоуправлением. А выпускница 1999 года Татьяна Мышкина не мыслила, что будет работать где-то в другом месте, ее стаж отсчитывается с 2003 года.

Конечно, выпускники прикладывают все силы, чтобы школа стала лучше, краше. Тут неоценима работа Юлии Лыткиной (Кавериной), ставшей после окончания школы и Строгановского училища профессиональным художником. Юлия Алексеевна ведет в 422-й занятия изостудии, и уже ее ученики расписали стены одной из рекреаций так, что замираешь от восхищения. Сама Юлия расписала вестибюль школы, создав таким образом замечательную визитную карточку учебного заведения. В этой росписи есть все – и Георгий Победоносец, и ангел-хранитель, и храм Христа Спасителя, и московский дворик, и молодые люди, которые приходят сюда первоклассниками-несмышленышами, а уходят, обретя не только знания, но и мудрость познания.

«Мы не давали клятвы Гиппократа, но всегда были верны главному принципу жизни российской школы – сердце отдавать детям, – говорит Октябрина Абрамовна Евнина. – Все лучшее, что есть в себе, выращивать в своих учениках».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте