В 2000 году Министерство образования РФ предложило для использования в работе детсадов и других образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования) Программу развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
СтатфактПо данным Рособрнадзора, на 1 сентября 2006 года охват детей услугами дошкольного образования составлял 61,3 процента, что приближается к показателям 1991года (63,9 процента). Разброс по различным регионам составил примерно от 81 до 8 процентов. По Москве рождаемость увеличилась на 37 процентов, охват детей услугами дошкольного образования составляет 63 процента, а охват детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) разными формами дошкольного образования равен 96,7 процента. В Москве 1909 дошкольных учреждений, их посещают 269000 детей.
Программа была направлена на сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях. Первоначально были открыты группы развития, а с совершенствованием нормативно-правовой базы появились новые возможности.
Сегодня в дошкольных учреждениях функционируют и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых и содержание работы привлекает родителей (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день, в зависимости от потребностей родителей). Видовое их разнообразие позволяет родителям осуществлять выбор образовательного маршрута для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания (ГКП) выделяются следующие виды: «Адаптационная группа» (от 2 до 3 лет), «Группа развития» (от 3 до 7 лет), «Играя, обучаюсь»( от 1,5 до 7 лет), «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» (от 2 до 7 лет), «Особый ребенок» (от 2 до 7 лет), «Группа для детей с отклонениями в развитии» (от 2 до 7 лет), «Будущий первоклассник» (от 5 до 7 лет), «Группа для детей, у которых русский язык не является родным».
Сегодня в Москве 753 группы кратковременного пребывания. Потребность в этих группах постоянно растет. По сравнению с 1999 годом количество этих групп в Москве увеличилось более чем в десять раз.
Студентами МГПИ было проведено мини-исследование по изучению востребованности видов групп кратковременного пребывания по нескольким округам Москвы. Результаты исследования показали, что самой востребованной является адаптационная группа (23 процента), группа «Будущий первоклассник» в рейтинге получила 2-е место (19 процентов), третье место получила группа «Играя, обучаюсь»(18 процентов), далее «Группа детей с отклонениями в развитии» – 15 процентов, «Особый ребенок» -14 процентов, «Группа развития» – 7 процентов, «Группа выходного дня» – 4 процента.
Было также проведено анкетирование воспитателей и руководителей дошкольных учреждений.
Оно показало, что большинство из воспитателей обеспокоено содержательным компонентом образовательного процесса, они считают, что программно-методическое обеспечение ГКП разработано недостаточно, оно не охватывает всего их разнообразия и режимов функционирования. Существует единственная программа для ГКП «Будущий первоклассник» под редакцией Т.Дороновой и Н. Коротковой. Некоторые авторы методических пособий советуют в качестве программ использовать комплексные программы, возможно, с этим можно согласиться при условии адаптации содержания к виду ГКП и режиму функционирования. Безусловно, с такой задачей воспитатели самостоятельно не справятся. Это дело науки. В анкетах воспитатели указывали на то, что во время работы методических объединений, курсов повышения квалификации и в творческих группах они разрабатывали содержание работы в ГКП и охотно обменивались методическими материалами.
Руководителей учреждений волновала проблема кадров, материально-техническое обеспечение этих групп, качество образовательного процесса.
И сегодня можно утверждать, что реализация программы развития инновационных форм улучшила ситуацию, особенно в больших городах: сохранилась сеть ДОУ, и дошкольное образование стало более доступным для всех категорий граждан РФ.
Однако демографическая ситуация меняется. С ростом рождаемости наблюдается дефицит мест в детсадах, очередность по данным РОССТАТА составляет 800000 детей по РФ, а по Москве – около 29000 детей.
Нововведением с 2002 года стало внедрение в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это расширило охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, позволило максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой. Сегодня детские образовательные учреждения комбинированного вида организовывают интегрированное воспитание и обучение определенных категорий воспитанников. Возможно, в перспективе будет обозначен новый вид детсадов – детский сад инклюзивного образования.
Определенную роль в этой работе сыграли психолого-педагогические-медико-социальные центры, которые осуществляют коррекционно-развивающую работу и тесно сотрудничают с семьей.
Надежда ВИНОГРАДОВА, кандидат педагогических наук, профессор Московского гуманитарного пединститута, Москва
Комментарии