Несколько лет я тружусь над разработкой дидактических игр, собираю, обобщаю и систематизирую сведения в специальной литературе на эту тему. Все дети любят играть. А если предложить им сделать предметом игры содержание изучаемого материала, то это будет просто праздник.
В зависимости от цели урока я использую игровые ситуации при отработке умений, при опросе по большому текстовому материалу, при обобщении знаний. Каждый такой урок стараюсь обязательно ярко оформить, т.к. детей обычно привлекает все необычное и красивое. Это все повышает эмоциональный настрой, способствует появлению положительных эмоций, которые в итоге влияют на ход игры и на результат обучения. Как правило, все ученики активно принимают участие на таких уроках и показывают хорошие результаты.
Предлагаю вашему вниманию один из таких уроков, который я проводила для учителей нашего методического объединения.
Тип урока: отработка знаний и умений.
Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.
Цели и задачи урока:
обобщить знания учеников по теме;
проверить степень усвоения материала;
отработать умения различать химические формулы веществ разных классов;
составлять уравнение реакций;
стимулировать познавательную активность ребят;
развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию;
умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать и делать выводы, применять свои знания на практике;
создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул, чтение вслух формул и названий веществ, химический эксперимент, самостоятельная работа по составлению уравнений, работа с обычной и магнитной доской, конспектирование материала в тетради, работе с дополнительной литературой.
Оснащение: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов для учеников, путеводитель по маршруту путешествия в форме штурвала (он разделен на секторы, и в них вписаны этапы путешествия).
Оборудование и реактивы: штативы, химические стаканы, пробирки, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата цинка, универсальный индикатор, металлический цинк.
Сюжет, роли и композиция: урок превращается в водное путешествие по Миру веществ. Ученики становятся пассажирами корабля “Вещества”, учитель – капитаном, один ученик – штурманом, он работает со штурвалом и указывает маршрут следования: рифы Формул – море Звука – бухта Распределения – река Превращений – водопад Уравнений – поток Мыслей.
Ход урока
Капитан: Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и я вас приглашаю совершить “Путешествие в мир веществ”. Вы – пассажиры, я – капитан, а еще у нас будет штурман – мой помощник. Он будет стоять у штурвала и указывать маршрут нашего следования. А ваши тетради сегодня пусть превратятся в “путевые дневники”. Согласны? Тогда в путь.
Штурман: Капитан! Кажется, нас ждут неприятности: мы попали на рифы Формул (на штурвале – рифы Формул).
Капитан: Сообщение принято. Отметим в путевых дневниках: рифы Формул. Их необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать будем так.
Задание. В предложенных рядах исключите “лишнее” вещество, указав признак, которому оно не соответствует:
1. H2CO3, H2SO3, HCl, HClO.
2. KOH, NaOH, Cu(OH)2, Ba(OH)2.
3. K2O, CaO, CO2, MgO.
Задание: Допишите формулы:
Na…, Al2…,Na2…, …(SO4)3, Ca3…, Na3…, …(PO4)2.
Задание: К доске выходит один из учеников и, перебирая карточки с названиями веществ, записывает их химические формулы.
Штурман: На горизонте – море Звука! (На штурвале новый сектор).
Капитан: Под цифрой 2 в путевых дневниках – море Звука. Вы слышали когда-нибудь, как шумит море? Сейчас представим, что вы – волны, а я – дирижер волн и направляю ваш шум.
Задание. Какие вещества называют оксидами, основаниями, кислотами, солями?
Капитан: Штурман! Море взволновалось. Не настиг бы нас шторм. Взять курс в тихую бухту!
Штурман: Есть держать курс в бухту! На горизонте – бухта Распределения.
Капитан: Не забывайте про путевые дневники. Сделайте 3-ю запись – бухта Распределения. На любом распределительном пункте что-то делят, классифицируют. Вот и мы с вами сможем продолжать наше путешествие только после того, как проведем классификацию сложных веществ.
Задание. SO2, H2SO4, CaSO4, KOH, HCl, Cu(NO3)2, CuO, CO2, NaOH, HNO3, Cu(OH)2, CaO, KCl, Fe(OH)2.
(Проверяя выполнение работы, ученики дают необходимые комментарии).
Задание. Как экспериментально установить, в какой пробирке кислота, а в какой – щелочь?
Опыт (выполняет один ученик).
С помощью индикатора определяем кислоту и щелочь.
Штурман: Корабль держит курс к реке Превращений. Прошу пассажиров сделать пометку в путевых дневниках.
Капитан: Между берегом Металлическим и Неметаллическим прервана связь. Необходимо восстановить ее через солевой мостик по следующей схеме:
Схема (1).
R – неметалл
Задание. Из перечисленных ниже веществ выпишите формулы тех, между которыми существует генетическая связь. Составьте цепочку превращений по схеме 1.
Ca, BaSO4, SO2, Ba, KCl, Ca(OH)2, S, CaSO3, P, CaO, K3PO4, H2SO3, P2O5, CaSO3, Fe, Fe(OH)3.
(Ученики составляют цепочку превращений, увиденных на реке Превращений. Один из пассажиров предлагает свой вариант цепочки превращений у доски).
Капитан: Штурман! Взять курс к водопаду Уравнений! Пассажирам отметить его в путевых дневниках.
Задание. Пассажирам самостоятельно написать водопад Уравнений реакций в путевых дневниках на основе увиденного на реке Превращений.
(Идет самостоятельная работа, выполнившие задание первыми приглашаются к доске. Учитель проверяет и с целью организации самоанализа и самоконтроля просит детей записать уравнения реакций на доске).
Схема (2)
2Ca + O2 – 2CaO; CaO + H2O Ca(OH)2;
S + O2 SO2;
SO2 + H2O H2SO3.
Ca(OH)2 + H2SO3 CaSO3 + H2O.
Капитан: Корабль взял курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам отметить в своих путевых дневниках.
Штурман: Последний пункт маршрута – поток Мыслей.
Задание. Предложите способ получения хлорида цинка, имея следующие вещества: цинк, гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат цинка. Проделайте эти реакции и запишите уравнения в своих путевых дневниках.
(Ученики выполняют лабораторные опыты).
Zn + 2HCl ZnCl2 + H2;
ZnSO4 + 2NaOHZn(OH)2+ Na2SO4;
Zn(OH)2 + 2HCl ZnCl2+2H2O
Капитан: Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы активно участвовали в нашем путешествии и достойно проявляли себя во всех ситуациях. А в заключение напомню вам, что все путешественники после экспедиции берут в руки свои путевые дневники и, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы. Вот и вам я предлагаю в качестве домашнего задания написать сказку, придумать загадки, составить кроссворды о веществах.
P.S. После данного урока ребята в качестве домашнего задания составили различные кроссворды, загадки, которые потом с успехом решали в рамках проведения недели химии.
Л.СОЛОГУБ,
учитель химии средней школы N 41
Владикавказ,
Республика Северная Осетия-Алания
Комментарии