search
main
0

Между округом и педагогическим вузом – дистанция особого творческого масштаба

Педагогические вузы нередко упрекают, что они-де далеки от обычной педагогической практики: выпустили молодого учителя в большую жизнь и двигается он по этой большой жизни без всякой опоры на добрую и сильную, умную и все понимающую руку своей Alma mater. В Москве все не так: например, тут есть центр поддержки молодых учителей – Центр наставничества, и все вузы не отдаляются, а, наоборот, приближаются к своим ученикам и выпускникам, воспринимая их прежде всего как коллег, которые могут тоже дать совет и даже предложить, как скорректировать учебный план, ту или иную программу.

В Москве, как, наверное, и во всей стране, многое изменил национальный проект «Образование», потребовавший от лучших школ и лучших педагогов не только участия в конкурсе, но и самых решительных шагов по продвижению в будущее, по продвижению вперед. Ведь сегодня очевидна связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. Поэтому для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед. Собственно говоря, это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода.

Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста», чтобы государство стимулировало инновационные программы, поощряло лучших учителей, выплачивало гранты талантливым молодым ученым, то есть время требует делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Государство считает, что необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, причем сегодня это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Но самое главное – поддержку должны получать наиболее эффективные и успешные образовательные практики, чтобы впоследствии именно они давали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, нацпроект предполагает внедрение новых управленческих механизмов: появление в школах действенных попечительских и управляющих советов, привлечение активных общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и так далее) к управлению образованием. Иными словами, использовать способы превращения образовательной системы в более прозрачную и восприимчивую к запросам общества.

У образования в целом есть много ступеней – от дошкольной до высшей, при всей общности задач, которые они решают, содержательно и методически (признаем это честно и откровенно) – эти ступени не просто далеки одна от другой, их деятельность подчас входит в диссонанс. Однако успех общего образовательного дела принесет только единое методологическое сообщество. Говорят, что создание такого сообщества – трудное дело, поэтому, наверное, его и отодвигают вдаль, в будущее.

Однако в Северном округе за это дело вдруг решили взяться, с одной стороны, управление образования, с другой – высшее учебное заведение. Возникает вопрос: зачем им все это нужно? Вопрос этот мы решили адресовать ректору Московского гуманитарного педагогического института Александру Кутузову и начальнику Северного окружного управления образования Виктору Кичатову. Самое интересное, что на этот и некоторые другие вопросы Александр Геннадьевич и Виктор Николаевич отвечали вместе.

– Почему вы решили заняться такой сложной работой, взяв на себя обязанности первопроходцев?

Александр Кутузов:

– Что касается нашего вуза, то мы в полной мере чувствуем ответственность за тех, кого воспитываем. Помните знаменитое: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Однако мы хотим, чтобы наши выпускники были готовы к тому, чтобы реализовать на практике идею преобразующего образования как сверхценности современного государства, самоорганизующегося общества и самореализующейся личности. В этом заключается миссия нашего института. Для ее реализации необходимо формирование нового типа воспитательно-образовательного пространства на всех уровнях непрерывного образования: от детского сада до вуза и послевузовского образования.

Виктор Кичатов:

– А нас интересует прежде всего усиление качества образования. Мы считаем, что не только подготовка учителя, но и его настраивание на инновационную работу можно реализовать только в совместной работе вуза и реальных образовательных учреждений.

– Не кажется ли вам, что тут потребуются существенные изменения, с одной стороны, в подготовке выпускников, с другой стороны – в постоянном повышении квалификации уже работающих педагогов?

– Конечно, мы это понимаем и ко всему этому готовы. Как иначе? Ведь прежде всего необходимо формирование новой картины, образа мира в сознании каждого специалиста. Этот образ строится на основе ценностей, знаний о человеке, обществе и о культуре в целом. Когда эти социокультурные и духовные ценности потом транслируются педагогом и усваиваются детьми, они становятся преобразующими. В этом суть идеи преобразующего, культуросообразного образования, к которому мы стремимся.

– Дело в том, что педагоги сами постоянно вносят существенные изменения в свою работу. Даже тогда, когда они не посещают курсов повышения квалификации, работа над собой у них не прекращается. Как бы школы и учителя участвовали в конкурсе инноваций в рамках нацпроекта «Образование», что бы они предъявляли экспертам и комиссиям, если бы у них не было ничего наработанного и даже апробированного на практике? Московская школа, в частности школа Северного округа, как раз и настроена на постоянное выдвижение и внедрение идей культуросообразного образования.

– Одно дело, когда отдельно вуз и отдельно школа, учитель что-то кардинально изменяют в своей работе, другое дело, когда речь идет об изменениях в работе целой окружной системы. Вы считаете, что в конечном счете это позволит современному образованию выйти из кризиса?

– Многие исследователи сегодня считают, что кризис переживает не столько само образование, сколько человеческая цивилизация. Однако, по меткому замечанию Н.Н. Пахомова, именно школа сейчас стала самой опасной зоной современной цивилизации, представляя собой своего рода «капкан», выставленный человечеством на своем собственном историческом пути. Наша задача – сделать его «мостиком» в будущее, ведущим к новому устройству нашего культурного мира, а для этого нужно найти такие «точки роста» педагогического сообщества, которые не стали бы «точками мутации».

– Именно это и заинтересовало нас, когда мы искали партнеров для сотрудничества. Мы были нацелены на формирование в нашем округе такого педагогического сообщества, которое смогло бы эффективно решать проблемы современного образования и обеспечивать высокое качество образовательного процесса как в детском саду, так и в школе. На наш взгляд, для этого требуется пересечение интересов управленцев, педагогов образовательных учреждений, преподавателей вузов и ученых. МГПИ доказал, что это возможно.

– Возникает вопрос: как это было доказано?

– Мы начали с разработки проекта научно-методического обеспечения и поиска эффективных методов и форм работы в Детском саду будущего и Школе будущего. Московская «Учительская газета» много писала о Школе будущего, а недавно начала обсуждать модель и Детского сада. Совершенно справедливо было отмечено, что сегодня стал общепризнанным тезис о том, что в Детском саду будущего и Школе будущего необходимо создать все условия для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. При этом никто не будет отрицать тот факт, что воспитать Личность может только Личность. Поэтому в основу всей методической работы тоже должен лечь личностно-ориентированный подход к работе с педагогами, направленный на формирование у них личностной и профессиональной готовности к работе в условиях выбора образовательных альтернатив и формирования личностных смыслов профессиональной педагогической деятельности. Это будет возможно только в условиях формирования такой системы координат, в рамках которой происходит не только развитие педагогической деятельности и становление профессионально значимых качеств личности педагога Детского сада будущего и Школы будущего, но и способность к самостоятельному конструированию личностного смысла профессиональной деятельности педагога. Однако для этого вся система методической работы с кадрами должна быть перестроена, переориентирована с режима функционирования на режим развития.

– Наш округ активно подключился к решению данной проблемы. В прошедшем учебном году эти партнерские отношения удалось выстроить в систему инновационного поиска и проектирования. Управленческим механизмом такого построения стали концепция и программа действия нашей городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование научно-исследовательской среды становления креативных способностей индивидов различных возрастных групп в условиях непрерывного образования от детского сада до вуза». Научное руководство и непосредственное участие в деятельности ГЭП взял на себя Московский гуманитарный педагогический институт. Всю работу на этой площадке мы представляем себе как реальный вклад нашего округа, его образовательных учреждений в реализацию городского проекта «Школа будущего». У нас уже есть конкретные примеры. Например, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (в части конкурсного отбора лучших учителей образовательных учреждений, работающих по общеобразовательным программам) в 2006 году было подано 64 заявки, победителями стал 31 педагог из образовательных учреждений округа, то есть почти 50%. Кроме того, мы участвовали в конкурсе «Строим Школу будущего», в котором победили школа №597 района «Ховрино», Центры образования городского подчинения №218 и №1679.

– Преподаватели нашего института тоже приняли участие в этом конкурсе. Дело в том, что проблемы разработки модели «Детского сада будущего» и «Школы будущего» давно волнуют нас. В рамках нацпроекта вуз ведет разработку исследовательского проекта «Детский сад будущего», уже разработаны модель, концепция развития и образовательная программа инновационного детского сада, поданы документы на открытие экспериментальной площадки «Детский сад будущего» на базе ДОУ №2574 САО, комплектующегося выпускниками МГПИ, с обеспечением научно-методического сопровождения со стороны института. Сотрудники института принимают активное участие в подготовке и организации московского городского конкурса «Школа будущего». Они выступали экспертами конкурса, оказывали консультативную помощь образовательным учреждениям – участникам проекта. Для своих подопечных мы проводили «круглые столы» и семинары-практикумы.

– Могу сказать, что вначале наши педагоги весьма осторожно относились к идее Школы будущего: они осведомлены о том, как порой выдвигаются некие новаторские идеи и как потом они тихо сходят на нет. Именно участие в конкурсе МГПИ, его специалистов, которые нам известны как очень серьезные люди, доводящие все поддерживаемые ими идеи до практического воплощения, привело нас к созданию такой совместной программы, в самом деле работающей на будущее, на иное содержание образования. Мы отлично понимаем, что Детский сад будущего начинается с воспитателя, Школа будущего – с педагогов, имеющих иное мышление и отношение к процессу обучения и воспитания.

– Что вы планируете менять: содержание или методы работы с педагогами?

– Изменения должны быть и в содержании, и в методах. Содержание ориентировано на развитие личностных и профессиональных потенциалов педагогов детского сада и школы, а также их воспитанников и учеников. А используемые методы работы с педагогическим коллективом направлены на формирование готовности и умений действовать в ситуации образовательных альтернатив. Что это значит? Мы считаем, что сегодня необходимо формировать традицию использования таких форм методической работы, которые бы сочетали методы активизации педагогов с методами обучения педагогическому прогнозированию и проектированию, а также с методами формирования педагогической рефлексии. Нужно, чтобы педагоги могли научиться прогнозировать будущее и, что более важно, управлять им, находить пути его оптимизации. При этом важно не «запрограммироваться» на 100-процентный положительный результат, а наоборот, научиться анализировать проблемные ситуации, находить варианты их решения и видеть альтернативы осуществления воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса и сотрудничества с родителями воспитанников (учеников). В этом педагогам помогают такие методы, как метод «кейсов» и «модерации», метод проектов. Благодаря им Детский сад и Школа будущего строятся уже сегодня.

– Это особенно актуально в разработке инновационных форм дошкольного образования, которые реализуются на базе нашего округа. В его работу активно внедряются новые формы дошкольного образования: к 1 сентября 2007 года в округе открыто 6 центров игровой поддержки детей раннего возраста, дополнительно будут открыты 6 консультативных пунктов для всех родителей (законных представителей) и родителей, воспитывающих детей в условиях приемной семьи, служба ранней помощи родителям и детям, а также лекотека для работы с детьми с проблемами в развитии, которые не могут посещать дошкольное образовательное учреждение. При этом новое появляется в сотрудничестве с наукой и при подготовленном кадровом обеспечении.

– Большую роль в этом играет разработка программ курсов повышения квалификации, которая осуществляется в нашем вузе: «Проблемы и пути совершенствования педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях», «Проектирование Детского сада будущего: направления совершенствования образовательного процесса», «Психолого-педагогические основы организации непрерывного дошкольного – начального образования», «Технологии непрерывного дошкольного – начального образования: управление качеством педагогического процесса» и др. Кроме того, в институте работает Центр наставничества молодых специалистов, который способствует формированию единого методического сообщества педагогов и ученых.

– Особенно нас интересуют проблемы использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Опорные школы разработали и представили в Департамент образования «Паспорт здоровья школьника», который будет внедряться в практику работы образовательных учреждений. Непосредственную помощь в этом оказывают специалисты лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ.

– В помощь образовательным учреждениям Москвы сотрудниками лаборатории, которую возглавляет Марьяна Михайловна Безруких, подготовлен комплект программ и издана серия методических пособий, ежегодно проводятся мастер-классы и педагогические мастерские по проблемам здоровьесбережения.

– А учителя и воспитатели ДОУ проводят «круглые столы» и семинары, обмениваясь практическим опытом. Такое соединение теории и практики, на наш вгляд, просто обречено на успех.

– Не секрет, что в Москве, как говорится, на слуху всего две-три сотни школ, а в городе их полторы тысячи. Просто работа одних поддерживается и пропагандируется, а работа других остается в тени. Скажите, в вашей работе на будущее будут принимать участие тоже избранные: представители экспериментальных площадок и методисты округа?

– Нет, мы с Виктором Николаевичем стараемся сделать так, чтобы в формирование единого воспитательно-образовательного и социокультурного пространства были вовлечены все заинтересованные лица: представители Советов заведующих и директоров округа, творческих групп педагогов детских садов и школ. Кроме того, мы осваиваем дистанционные формы научного и методического консультирования, проводим дистанционные «круглые столы» и мастер-классы. В качестве примера обратимся к опыту организации дистанционных мастер-классов «Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами музейной педагогики» и «Святые наши имена» в рамках международной научно-практической конференции «Проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры», которая проводилась с 10 по 16 мая 2007 года. Ее организаторами был Департамент образования города и Московский гуманитарный педагогический институт. Данный опыт прошел успешно. Для Детского сада и Школы будущего дистанционные формы организации методической работы – это хорошая альтернатива традиционным формам работы с педагогическим коллективом и возможность для обмена и расширения опыта, для включения в международное образовательное пространство и получения грантов в сфере инновационных образовательных технологий. Кроме того, это приучает педагогов к практике осуществления КТД – коллективных творческих дел – и пониманию того, что социум и международное сообщество положительно оценивают их опыт по созданию Детского сада и Школы будущего. Например, в рамках проекта «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества», который разрабатывается в МГПИ, одним из таких КТД станет разработка программы социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в группах кратковременного пребывания в Детском саду и классах «полного дня» в Школе будущего.

– То есть и я, и Александр Геннадьевич считаем так: чем больше педагогов и образовательных учреждений – самых разных и по уровню работы, и по профилю, и по составу педагогических коллективов, и по опыту деятельности – будут принимать участие в общей работе, тем точнее и реальнее будет в конце концов модель Детского сада будущего и Школы будущего, а в целом – модель системы образования, которую мы будем выстраивать для будущего.

– Когда только-только начиналась разработка концепции Школы будушего, когда проводился конкурс «Строим Школу будущего», многие директора школ говорили в основном о формировании инфраструктуры, потом разговор пошел о вещах содержательных. В чем заключается отличие вашего подхода к формированию современного воспитательно-образовательного и методического пространства на всех уровнях непрерывного образования от понимания, традиционного для нашей образовательной системы?

– Очень трудно говорить о будущем, не зацикливаясь на проблемах настоящего. Конечно, Школа будущего должна иметь совершенно иную инфраструктуру. Но не это главное: мы знаем примеры, когда школам давали много денег, закупали самое современное оборудование, делали педагогам высокие зарплаты, а школы были неинтересными и на будущее уж точно работать не могли. У нас на первом плане прежде всего содержательные моменты, настрой на инновационную работу педагогического, родительского и ученического коллективов.

– Специфика нашего подхода заключается в осознании целей воспитания как единых для всего коллектива, требующих объединения усилий всех его членов и сотрудничества с родителями воспитанников или учеников, организации заинтересованного делового общения коллег, которое станет важной предпосылкой для личного, игрового и духовного общения. К тому же в процессе выполнения коллективного дела необходимо разделение труда, делегирование полномочий и осуществление самоконтроля процесса и результатов индивидуальной и коллективной деятельности педагогов детского сада и школы.

Конечно, перечисленные формы методической работы с педагогическими коллективами Детских садов и Школ будущего не исчерпывают всего их многообразия. Однако на практике получается так, что в детском саду в основном используются свои формы, в школе – свои, так о каком же сотрудничестве может идти речь? Нужно уметь делиться опытом своих побед и поражений, используя его в качестве «кирпичиков» в общем деле воспитания личности, которая осознает свои возможности и умеет их реализовать, умеет делать выбор и отвечать за него. Мы хотим такими видеть своих воспитанников и учеников. Для этого мы должны научиться быть такими сами.

Для реализации этой цели, конечно, необходимы кадры, способные работать в новых, изменяющихся условиях. Могу сказать, что для обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями системы образования Москвы в нашем институте разрабатывается и реализуется практикоориентированный подход к обучению и к организации педагогической практики. Разные виды учебно-производственной практики, например, стажерская практика, позволяют студентам еще в процессе обучения погрузиться в педагогическую деятельность, освободиться от педагогических стереотипов, на основе информационного обогащения сформировать образцы креативного поведения и создать условия для развития творчества. Именно это дает возможность выпускнику адаптироваться к современным требованиям и найти свое место в педагогическом сообществе еще до окончания вуза. Поэтому многие наши выпускники уже сейчас – перспективные молодые специалисты, занимающиеся разработкой моделей Детского сада и Школы будущего.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте