Какой она должна быть, школьная библиотека? Как сделать ее центром притяжения? Такие вопросы затрагивались на IV съезде школьных библиотекарей Северо-Западного федерального округа, организованного Русской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА) при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и Минобрнауки России.
СтатфактВ России 130 тысяч библиотек, из них около 60 тысяч – школьные.
Физиологи говорят: в детском возрасте идет строение здания мозга, а уникальным инструментом в развитии деятельности мозга является чтение. Именно этим инструментом на протяжении веков владеют наши специалисты – библиотекари. В особом пространстве, где не ставят оценок, библиотекари могут развивать качественное творческое чтение, которое будет помогать ребенку в обучении в школе, а затем в эффективной социализации в общество.
Как заметила Татьяна Жукова, президент РШБА, чтобы изменить роль школьной библиотеки, необходим ряд мер. К примеру, важно немедленно восстановить фонды школьных библиотек, потому что критическое состояние, в котором они находятся, может привести к невосполнимой утрате:
– Наши библиотекари до сих пор не списывают «Войну и мир» 1958 года и переклеивают ее, потому что не уверены, что эта книга придет в библиотеку. Еще одна насущная проблема: не причислять школьных библиотекарей к техническому персоналу. Сегодня они получают зарплату на уровне уборщицы или дворника, часто имея при этом высшее образование.
Участник съезда Ирина Коткина, заведующая библиотекой Ненецкой общеобразовательной средней школы-интерната имени А.П.Пырерки, уверена, что нужно поставить знак равенства между новой библиотекой и новой школой:
– Условия для ее существования таковы: фонд на различных носителях, материально-техническая база, новые виды информационно-библиотечных услуг, сотрудничество с педагогическим коллективом, с органами власти, с общественными организациями, кадры, мотивированные на инновации.
Проблем у школьной библиотеки сегодня достаточно, и их необходимо решать. Как говорит директор школы №3 Пикалево Ленинградской области Людмила Гришкина, на школьную библиотеку штаты предусмотрены мизерные. В некоторых школах есть даже 0,5 и 0,25 ставки.
Если мы хотим, чтобы дети писали, читали, получали хорошие результаты на экзаменах, библиотека должна быть центром развития. Сегодня же школьный библиотекарь находится между небом и землей. Он не работник культуры и не работник образования. Работая всю жизнь с детьми, в условиях урока, он не имеет педагогического стажа. Не решен вопрос аттестации. Библиотекарь 6-го разряда по Единой тарифной сетке получает около 5 тысяч рублей, и пока только заинтересованность со стороны администрации школы может улучшить его положение.
Санкт-Петербург
Комментарии