search
main
0

Между нами, коллегами

Общение с коллегами необходимо любому специалисту: с ними можно обсудить трудную ситуацию, получить нужный совет, поделиться опытом. Не исключение и психологи образования. Однако у них ситуация особая: если учителей математики, русского языка в школе несколько, то психологов, как правило, один-два. И чаще всего в качестве проблем они обозначают именно «профессиональное одиночество».

Как же помочь школьным психологам ощутить включенность в сообщество специалистов? В лаборатории педагогической психологии методического центра Южного окружного управления образования нашли свой способ решения этой проблемы – формирование профессионального сообщества в округе посредством объединения психологов по районам. Система сетевого взаимодействия была разработана методистами лаборатории в 2008 году и продолжает активно развиваться по сей день. Всего в Южном округе 16 районов, в каждом из них есть свои психологи-кураторы – опытные специалисты, пользующиеся авторитетом среди своих коллег. Для молодых специалистов куратор становится старшим другом, наставником, советчиком, к которому можно обратиться за помощью и поддержкой, для опытных психологов – организатором, коллегой, в общении с которым можно поделиться собственным опытом и услышать квалифицированное мнение. Для самих кураторов их дополнительная «должность» дает возможность для профессионального и личностного роста. Именно кураторы первыми знакомятся с новыми концепциями, отправляются на конференции и мастер-классы, осваивают новые технологии. Деятельность кураторов осуществляется под руководством методистов лаборатории педагогической психологии и в тесном взаимодействии с ними: они совместно обсуждают актуальные потребности школьных психологов, ищут пути оптимизации своей деятельности, реализуют новые проекты по перспективным направлениям модернизации психологической службы. За те несколько лет, что в округе существует система сетевого обучения, кураторам удалось заработать уважение и авторитет не только среди коллег-психологов, но и среди педагогов, администрации, методистов округа. С 2011 года кураторы входят в окружной общественно-методический совет педагогов-психологов, цель которого трансляция лучших практик школьных психологических служб. Ежемесячно школьные психологи собираются по районам в базовых школах у своих кураторов. Вопросов для обсуждения у них достаточно: и подготовка к конкурсам, и составление плана работы на год, и обсуждение актуальных задач модернизации образования, и повышение квалификации в рамках окружного проекта «Лучшие психологи: обмен опытом», который проходит ежегодно. Если кто-то из психологов посещает городское мероприятие, он непременно делится полученной информацией на встрече в своем районе. Сетевое взаимодействие позволяет всем психологам округа осваивать новые идеи и методы работы. Каждый год лаборатория педагогической психологии организует семинары и мастер-классы по актуальным проблемам психологического сопровождения образования. От каждого района выбирается один психолог, который и принимает участие в мероприятиях. Получив новые знания и технологии, он транслирует их коллегам в районе. Таким образом, все без исключения психологи округа знакомятся с новыми идеями и технологиями, а психолог, посещавший мероприятие, становится в своем районе ответственным за то или иное направление. Ответственные собирают у себя в районе методические материалы по своему направлению, совместно с методистами лаборатории оказывают коллегам необходимую методическую поддержку по теме. За несколько лет существования системы сетевого обучения в районах появились ответственные по различным направлениям: психологическая поддержка подготовки к итоговой аттестации, работа психолога с родителями учащихся, с педагогами. Благодаря активной работе ответственных в округе были подготовлены несколько дисков с методическими материалами. В нынешнем учебном году впервые появились ответственные по психологическому сопровождению внедрения новых образовательных стандартов. Традиционно в округе проводятся конкурсы для педагогов-психологов: конкурс на лучшую методическую разработку, на лучшее оформление web-страницы школьной психологической службы. Готовятся к ним участники тоже по районам, поддерживая друг друга и обмениваясь опытом. Психологи искренне болеют за своих коллег, что показывает, какой тесный контакт складывается в каждом объединении психологов района. Что же говорят сами школьные психологи о новой системе профессионального взаимодействия? «Я с нетерпением жду наших встреч, мои коллеги стали мне настоящими друзьями», – говорит одна. «По всем трудным вопросам я советуюсь со своим куратором», – продолжает другая. «Когда я только пришла работать в школу, психологи района поддерживали меня, делились материалами, приглашали к себе в школу», – рассказывают молодые специалисты. А сами кураторы и ответственные каждый год с нетерпением спрашивают: «А какие у нас будут новые проекты?»М.ЧИБИСОВА, научный руководитель лаборатории педагогической психологии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте