search
main
0

Между «Клятвой» и «Возвращением». В столице завершился XXVIII Московский международный кинофестиваль

Способна ли волшебная сила кино не только украсить жизнь, но смягчить нравы? Оказывается, нет, поскольку, как утверждает известный отечественный кинокритик Даниил Дондурей, настоящее искусство могут воспринимать только 3 процента населения, остальной «потребитель» готов довольствоваться малым – индустриальной продукцией, своего рода культурным ширпотребом. Впрочем, это весьма спорное заявление было опровергнуто в первый же день кинофестиваля – фильмом открытия стала «Клятва», картина китайского режиссера Чен Кайге.

Действие в фильме происходит «3000 лет назад, где-то в Азии», но картинка на экране, безусловно, отражает и настоящее – всю мощь миллиардного (с огромным миллионным хвостиком) современного Китая, космической державы, которая «обгоняет время». Казалось бы, какое отношение нынешние социально-экономические реалии имеют к костюмированному любовному треугольнику (главные действующие лица: раб, полководец, принцесса, а также князь, император, колдунья)?! Но цель искусства всегда состояла в разрешении дилемм добро и зло, судьба и жизнь, время и бессмертие. Ответы – в душе и в сердце художника, который, обращаясь к высокому, просто вынужден прочно стоять на земле, иначе в его мировоззренческих концепциях не будет достаточной прочности и убедительности. То есть «быть свободным от общества нельзя»… Между прочим, Чен Кайге в годы культурной революции был послан в провинцию на сельхозработы и рубку леса (сам он из семьи интеллигенции, сын кинорежиссера). Журналисты на кинофестивале затрагивали эту тему, вполне предсказуемо ожидая осуждения давнишней ссылки. Чен Кайге, на удивление, оказался весьма сдержан: «То время позволило мне ближе узнать жизнь простого народа… Я был бы другим, если бы не прошел эту школу жизни».

На открытии кинофестиваля Никита Михалков вручил китайскому режиссеру награду «За выдающийся вклад в мировое киноискусство».

Главный приз XXVIII Московского международного кинофестиваля – «Золотой святой Георгий» – получил фильм «О Саре» (Швеция) режиссера Османа Карима, уроженца Уганды. Эта лента – история одной обычной шведки по имени Сара, о ее стремлении устроить жизнь: иметь собственный дом, работу, семью. Все это оказывается далеко не просто… Специальный приз «Золотой святой Георгий» единогласным решением жюри присужден английскому фильму «Уроки вождения» Джереми Брока. История взросления застенчивого юноши Бена, сына англиканского священника, который познакомился с пожилой актрисой, чьи причуды заставляют его совсем по-новому посмотреть на жизнь. Лента, полная юмора, смотрелась на одном дыхании, под аплодисменты зрительного зала. Приз «Серебряный святой Георгий» за лучшую женскую роль достался английской актрисе Джулии Уолтерс, сыгравшей в «Уроках вождения» главную роль. Серебряная статуэтка святого Георгия за лучшую мужскую роль досталась немецкому актеру Йенсу Харцеру (фильм «Страхование жизни», Германия). Лучшим режиссером конкурсных кинокартин признан Бертран Брие из Франции, который привез на кинофестиваль свой фильм «Сколько ты стоишь?». В 1978 году Бертран Блие был удостоен «Оскара» за фильм «Приготовьте ваши носовые платки».

Единственный российский фильм «Червь» режиссера Алексея Мурадова не был удостоен призов. Заглавие картины – это название вируса, который проникает внутрь компьютерных систем, не уничтожает информацию, а размножает самого себя в многочисленных копиях. С его помощью возможно как воровство электронных данных, так и поступление инородных элементов. Режиссер Алексей Мурадов считает, что такой червь живет в каждом из нас:

– Думаю, все мы своеобразные компьютеры, и функция, которую выполняет вирус «Червя», присуща каждому человеку.

Главный герой «Червя» Сергей, только что получивший звание полковника, неожиданно уходит из дома и путешествует по стране неизвестно зачем. «Как хамелеон, он пропускает через себя и воспроизводит каждое слово, которое он слышит, каждую ситуацию, с которой сталкивается, – отмечает кинокритик Сергей Сычев. – В поисках самого себя он пробует все, отлично понимая, что времени у него осталось не так уж много. Его маскировка добавляет все новые черты к начавшей формироваться личности… Он радуется каждой новой боли, которую может чувствовать только живой человек, личность, но причиняет боль и другим, как бы проверяя их на соответствие сертификату искомой им личности… Время идет, и Сергей наконец становится человеком».

Фильмом, закрывающим кинофестиваль, стала лента ведущего испанского кинорежиссера Педро Альмодовара «Возвращение» – история семьи, история нескольких поколений женщин, стремящихся к личному и семейному счастью. «Возвращение» идет сегодня в кинотеатрах Москвы наряду с «Клятвой».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте