Выбор – это всегда сложно. Вспомним буриданова осла, который умер с голоду, потому что его свободная воля не могла остановиться ни на одной из двух равных охапок сена, находящихся на одинаковом расстоянии от животного. Вот к чему приводит отсутствие свободы воли.
Часто бывают ситуации, когда человек должен совершить выбор: переступить или нет какую-то черту. И каждый из нас решает это по-своему.
Но учить выбору нужно с детства, со школьных лет. И в этом, конечно, нам помогают русские классические произведения.
Рассказ Николая Лескова “Человек на часах” изучали мы в 7-м классе. Хотя произведение было написано в 1887 году, в подзаголовке писатель указывает, когда именно произошло описанное событие – 1839 год. Это было важно для Лескова – показать времена Николая I, отличающиеся господством бесправия и гнета. А вот в 80-е годы XIX века царь Александр III взирал с завистью на николаевскую эпоху. И Лесков создал как бы рассказ-напоминание о том жестоком времени.
Одним из реальных героев “Человека на часах” был генерал-лейтенант Н.Миллер (с его слов и написан рассказ). В момент действия он капитан, начальник дворцового караула. Реальны великий князь Михаил Павлович, митрополит Филарет, начальник столичной полиции С.Кокошкин, подполковник Н.Свиньин.
Зимой 1839 г. солдаты Измайловского полка несли караул во дворце… Один из них, по фамилии Постников, стоя на часах, услышал, что “в полынье, которую против этого места покрылась Нева, заливается человек и отчаянно молит о помощи”.
Что делать Постникову? С одной стороны, нельзя оставить пост. Постников-часовой. С другой, может погибнуть человек. Ему нужна помощь. Достаточно бросить утопающему веревку, протянуть шест или подать ружье – и человек спасен. Тридцать минут продолжалась борьба в душе Постникова.
“А солдат он был умный и исправный, с рассудком ясным, и отлично понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последуют военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть, даже и “расстрел”…”
Как бы ни страшился солдат наказания, он не выдержал и покинул свой пост, спас человека.
Мимо проезжал офицер инвалидной команды. Посадил он в сани тонувшего и отправился в полицейское управление Адмиралтейской части. Там и сказал, что именно он спас человека с риском для своей жизни.
Капитан Миллер и солдаты узнали о случившемся. Что делать? Как поступить? Миллер предположил, что офицер инвалидной команды может поведать о случившемся приставу, тот доведет до сведения обер-полицмейстера Кокошкина, а утром обо всем узнает царь. Значит, надо обезопасить себя, полк.
Николай Иванович Миллер обращается к “службисту” подполковнику Свиньину за помощью. Тот проводит допрос и посылает Постникова под арест в казарменный карцер. Свиньин отправляется к обер-полицмейстеру Кокошкину доложить о случившемся. Но все разрешилось довольно удачно: офицер инвалидной команды подтвердил, что именно он спас утопавшего, рядом никого не было. За это по велению государя он был награжден медалью “За спасение погибавших”. А Постникова батальонный командир приказал высечь перед строем двумястами розг, что и было сделано.
“Двести розг, по тогдашнему сильному времени, очень мало значили в сравнении с теми наказаниями, какие люди переносили по приговорам военного суда…”
Свиньин рассказывает митрополиту о случившемся и слышит такой ответ: “Долг службы никогда не должен быть нарушен… Наказание же на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания… Воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком”.
Вот так и закончилась эта история. Человек был спасен, офицер незаслуженно получил награду, а Постникова высекли розгами так, что потом на шинели отнесли в полковой лазарет.
Кто же из героев поступил неправильно?
Алексей Соколов: – Неправильно поступил утопающий, ведь он хотел перейти реку по тонкому льду. “Виноват, пьян был”, – говорит он.
Юлия Овсянникова: – Однозначно сказать нельзя. Конечно, виноват офицер инвалидной команды. Он присвоил себе спасение человека, получил за это медаль. Хотя в то же время это спасло Постникова, которого могли бы судить за оставление поста.
Виталий Феоктистов: – Свиньин поступил неправильно. Он приказал высечь Постникова за спасение человека. Да, покидать пост нельзя, но и за спасение человека нельзя так жестоко наказывать.
Артем Балай: – Я думаю, что неправильно поступил Миллер. Я бы на его месте не стал докладывать другим о случившемся. Надо было подождать, пока не выяснится, куда поехал офицер инвалидной команды. Ведь можно было догадаться, что офицеру выгоднее было сказать, что это он спас утопающего, чем доложить про кого-нибудь другого, причем офицер не видел, как Постников спасал человека.
Екатерина Москаленко: – Обман – плохое качество, которым обладает инвалидный офицер.
Екатерина Багрова: – Я считаю, что неправильно поступил в этом рассказе подполковник Свиньин. Он был очень злым. Он не имел той жалости и мягкосердия, которые преобладали у Миллера.
Ангелина Егорова: – Во все времена будут осуждаться неправда и клевета.
Интересно узнать, как ребята отнеслись к поступку Постникова.
Екатерина Москаленко: – Такой человек никогда не подведет и не предаст.
Екатерина Багрова: – Он поступил правильно. У Постникова не было времени на раздумья. Если бы он не спас этого человека, его всю жизнь мучила бы совесть. У солдата доброе сердце. Его уже не волновало, что будет с ним, он поставил перед собой цель: спасти человека.
Кирилл Золотарев: – Солдат поступил правильно, потому что жизнь человека превыше всего.
Артем Балай: Постников поступил неправильно, так как покинул пост.
Виталий Феоктистов: – За время отсутствия солдата кто-то мог пробраться во дворец.
Алексей Соколов: – Он выполнил свой моральный долг, спасая жизнь человека.
Юлия Васина: – Постников не смог бы жить с грузом на душе.
Полина Воропаева: – Если есть такая возможность, нужно протянуть руку помощи не только утопающему, но и всем, кто нуждается.
Полина Родичева: – Постников спас утопающего, выполнил свой долг.
Ольга Ковалева: – Другой человек мог бы этого не сделать. Все зависит от характера человека, какая у него душа. Если человек бессердечный, ему все равно, погибает кто или нет.
Юлия Овсянникова: – Солдат обладал такими качествами характера, как мужество, сила духа, доброта, жалость.
Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
Ангелина Егорова: – Я бы поступила так же. Ведь наказания придумали люди, и жизнь человека – не людская выдумка.
Екатерина Москаленко: – Я бы спасла человека, потому что никакое физическое наказание не преодолеет душевную боль, чувство вины, нельзя думать только о своей выгоде. Надо уметь помочь другим людям в беде.
Екатерина Багрова: – Чтобы пойти на такой поступок, зная, что тебя ждет наказание, надо быть человеком сильной воли. У меня, конечно, не такая сильная воля, как у Постникова, но я бы поступила так же из-за моей жалости.
Евгений Шалов: – Я, наверное, остался бы на посту, потому что не умею плавать.
Владимир Целинко: Я бы не покинул пост, потому что охранял покой царя. Вдруг тот человек притворялся, а в это время кто-нибудь проскочил бы.
Виталий Феоктистов: – Я бы покинул пост и спас человека, даже если бы меня за это высекли. Зато не терзала бы совесть.
Юлия Васина: – Если бы я не спасла человека, эти стоны слышались бы не каждый день. Всю свою жизнь я бы жалела, что так просто дала человеку погибнуть.
О чем заставил вас задуматься этот рассказ?
Алина Назаров: – Я задумалась о жизни. Как она может быть несправедлива к людям. Но многие делают так, чтобы она была лучше.
Юлия Васина: – В любых ситуациях, жизненных в первую очередь, надо думать о других, а уж потом о себе.
Полина Родичева: – Надо помогать окружающим людям и не думать только о себе.
Елена Шишкина: – Раньше были очень суровые наказания за любой проступок, а сейчас уже все изменилось – сегодня все позволено: и красть, и убивать.
Юлия Овсянникова: – Я задумалась о храбрости, мужестве, доброте человека, какими мы должны быть. Надо помогать другим людям, быть добрее, честнее, сочувствовать бедам других людей.
Екатерина Москаленко: – Я задумалась о том, всегда ли поступают правильно. Сейчас все больше становится людей, которые поступают, как офицер инвалидной команды, не желающие помочь другим.
Ангелина Егорова: – Жестоки порой бывают законы и правила, придуманные людьми. Есть ситуации безвыходные, когда эти законы и правила провоцируют беззащитность людей.
Ксения Костикова: – Всегда надо оставаться человеком – быть справедливым и бескорыстным.
Анастасия Полухина: – В любых ситуациях нужно приходить людям на помощь.
Анна Ицвейк: – Этот рассказ заставил задуматься о том, что не всегда бывает просто сделать выбор между тем, что для тебя хорошо, и тем, что спасет другому жизнь и отнимет ее у тебя.
Работа над рассказом завершена. Книги отложены в сторону. Но жизнь продолжается. Наша жизнь… И главное в ней – правильно сделать свой выбор.
Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы
Орел
Комментарии