Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет задачу управления качеством образования как приоритетную. Проблемы повышения качества образования и его доступность определены как ведущие и в программах «Столичное образование» на протяжении всех лет их реализации и играют ключевую роль в развитии образования в Москве.
Проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ педагоги воспринимают по-разному. Учителя, которые качественно и результативно работают во всех классах, умело включают повторение в содержание всех уроков, сочетают урочную форму с системой внеурочной деятельности по предмету, умеют мотивировать школьников интересом к своему предмету, к идее ЕГЭ отнеслись спокойно, как к очередной новой форме итоговой аттестации.
Для большинства же учителей подготовка обучающихся к ЕГЭ принимает авральный характер, многие учителя, ученики которых сдавали экзамены по выбору, были не вполне готовы тактически правильно организовать процесс подготовки к экзамену и его сдачи, что позже подтвердилось результатами ЕГЭ-2009 по предметам по выбору.
Стало очевидным, что качество результата, который показали выпускники на ЕГЭ, в большей степени зависело от постановки работы в образовательном учреждении, от планомерного сопровождения учащихся, а не от объема знаний, которыми они владели.
Если опыт подготовительной работы методистов с учителями математики и русского языка у методического центра уже был, то в подготовке к сдаче экзамена по предметам по выбору выявились проблемы в оказании методической поддержки учителям-предметникам, которые необходимо решать в этом учебном году.
Необходимо было пересмотреть формы и методы работы с педагогами, заместителями директоров по УВР, систему диагностики уровня и качества образовательного процесса. Поэтому уже весной 2009 года методический центр стал выстраивать свою деятельность с учетом особенностей сдачи ЕГЭ, при этом каждому участнику образовательного процесса были поставлены свои определенные цели и задачи.
Понятно, что подготовка к успешной сдаче ЕГЭ не разовая акция, а целенаправленный планомерный процесс. Первое требование к такому процессу – управляемость, а управляемый – значит целенаправленный, мотивированный, спланированный, диагностируемый, регулируемый.
В основу планирования работы МЦО САО на 2009-2010 учебный год по подготовке к итоговой аттестации был положен анализ результатов итоговой аттестации 2009 года по Северному округу, выявлены общеобразовательные учреждения, давшие низкие результаты, учителя, не обеспечившие должный уровень подготовки. Мы решили, что только полный комплексный анализ каждой конкретной ситуации обеспечит правильный подход к планированию работы на этот год.
Основными направлениями деятельности специалистов методического центра стали:
организация и координация работы по подготовке и проведению ЕГЭ;
своевременное обеспечение информацией образовательных учреждений, выпускников, родителей о ходе подготовки и результатах ЕГЭ;
осуществление методического сопровождения преподавания учебных предметов, оказание методической помощи по проблемам организации внутришкольного контроля с учетом содержания ЕГЭ;
обучение всех категорий участников ЕГЭ;
организация консультационных пунктов для учащихся округа и выпускников прошлых лет по предметам по выбору;
разработка алгоритма деятельности и рекомендаций для общеобразовательных учреждений по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ;
отслеживание результатов сдачи ЕГЭ и их анализ, прогнозирование развития образовательных учреждений, формирование информационных систем самопроверки и самоконтроля и т. д.
Работа с администрацией школ включает такие направления, как информирование заместителей директоров по учебно-воспитательной работе о заполнении базы данных, содержании и особенностях ЕГЭ по отдельным дисциплинам, консультирование по проблемам организации внутришкольного контроля с учетом содержания ЕГЭ, осуществление методического сопровождения преподавания учебных предметов.
Методическое сопровождение педагогических кадров включает такие позиции, как проведение плановых совещаний учителей-предметников, председателей методических объединений, организация семинаров, «круглых столов» по проблемам анализа результатов ЕГЭ, нормативно-правовой базы ЕГЭ, особенностей содержания экзаменационной работы, методики преподавания предмета с учетом содержания ЕГЭ, выстраивания алгоритма подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации. Те преподаватели, которые нуждались в повышении квалификации, направлены на соответствующие курсы; организованы практические занятия и семинары-практикумы.
Уже традиционным стала работа районных и окружных консультационных пунктов, в которых опытные учителя и методисты отвечают на все вопросы учителей и детей по содержанию материалов экзамена; методические рекомендации и сборники авторских пособий, направляющие учителя на путь эффективной деятельности.
Казалось бы, делается очень много. Но, честно говоря, и в предыдущем году проводилась примерно та же работа, а результаты, особенно по географии, физике, химии, нас не радуют, особенно среди обучавшихся по экстернатной форме и выпускников прошлых лет. Значит, нужно искать и находить более эффективные пути оказания методической поддержки учителей и учащихся при подготовке к итоговой аттестации.
Методический центр сделал акцент на индивидуализацию работы со всеми участниками ЕГЭ. Теперь каждый методист-предметник имеет свой сайт по вопросам подготовки к ЕГЭ и график еженедельных консультаций в режиме онлайн, где методисты-предметники проводят интернет-консультации, позволяющие и ученику, и учителю получить квалифицированную помощь по наболевшему вопросу; помогают составить индивидуальную программу подготовки по выбранным предметам, проводят практические занятия по КИМам прошлых лет.
Успешно применяются и такие новые формы, отвечающие реалиям времени, как: сетевые объединения, позволяющие объединяться в интернет-сети всем заинтересованным участникам деятельности для совместной работы по подготовке к экзаменам; виртуальные ресурсные центры позволяющие, используя Интернет, пользоваться открытыми базами заданий ЕГЭ, справочными материалами; выполнение проектных работ, позволяющих творчески отработать подходы к выполнению заданий части С.
Особое внимание мы обращаем на психолого-педагогическую подготовку и ученика, и учителя, особенно на школьном уровне. Сейчас организован цикл семинаров-практикумов для учителей, где психологи методического центра учат особенностям работы с тестовыми индикаторами, рациональному отбору форм работы с учащимися с учетом особенностей их восприятия, учебной мотивации, и т. п.
Хотелось бы отметить, что наши школы не в полной мере обращают внимание учащихся на способы дальнейшего получения образования. Не хватает знаний и о ситуации на рынке труда, и о востребованности тех или иных специалистов, отсюда подача выпускниками документов в нереально большое количество вузов. Именно такая ситуация привлекла наше внимание к возможности учителя влиять на более конкретный выбор вуза и специальности, тем более что в этом году он будет, видимо, все же ограничен пятью. Для этого мы начали работу с учителями выпускных классов по ознакомлению с вузами, работающими на территории округа (а их более 27), со спектром специальностей, приглашая представителей вузов на ниши мероприятия, проводимые для общеобразовательных учреждений. Если учитель знает, какой институт предложить своему ученику, то он сможет помочь тому сделать реальный выбор, а выбор предметов для сдачи ЕГЭ будет не случайным, будет соотноситься с их реальными способностями и возможностями.
Для учителей школ мы готовим проверочные работы, построенные по модели единого государственного экзамена, при этом используются различные типы заданий (с выбором ответа, кратким или развернутым) в зависимости от перечня проверяемых умений и способов деятельности. Это позволит не только выпускникам, но и учащимся средней школы получить навыки и умение работать с заданиями в тестовой форме, выполняя их на бланках, а также увидеть сильные и слабые стороны своей подготовки, выявить те вопросы того или иного курса, которые освоены недостаточно, наметить пути ликвидации пробелов.
Использование таких видов работ позволит учителям, администрации, методистам получить объективную картину сформированности умений, выявить слабые стороны в знаниях и умениях учащихся, провести анализ причин, поможет скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения предмета для повышения их качества.
Оценивание образовательных достижений учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ становится для нас не самоцелью, а средством, помогающим лучше организовать деятельность учащихся. В условиях введения итоговой аттестации в форме ЕГЭ вполне понятно стремление учителей как можно лучше подготовить своих учеников к этой форме контроля. К ЕГЭ, как и к любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но не следует забывать, что наиболее эффективная подготовка осуществляется не в процессе натаскивания на бездумное выполнение различных заданий ЕГЭ прошлых лет, а в процессе систематической продуманной работы в течение всех лет обучения.
О. Рыбина, руководитель структурногоподразделения МЦ САО
Комментарии