search
main
0

Методисты Мирового банка

Специальное сравнительное исследование профессора П.Н.Воловика (Киев) показало, что при ограниченных ресурсах Минобразование должно отдавать предпочтение расходам на создание высокоэффективных учебников, а не на “переподготовку”…учителей. (!) При хорошем учебнике и посредственный учитель добивается положительных результатов в обучении.

Сейчас нет важнее задачи, чем разыскать лучший учебник и помочь его доведению до массовой школы. Но вот начальник управления общего среднего образования М.Р.Леонтьева утвердила федеральный комплект учебников математики для начальной школы. Утвердила, зная, что в составе “грифующих” не было ни одного математика!

Управлению М.Р.Леонтьевой удавалось с завидной настойчивостью не допускать даже к переизданию альтернативные учебники, созданные в ходе выполнения гранта президиума РАО по технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). И это несмотря на то, что состав Федерального экспертного совета должен быть переменным. Очевидно, что не менее половины состава ФЭСа должны представлять учителя, лично испытавшие в школе по специальным заданиям сравнительные варианты учебников.

Устоявшаяся практика оказалась негодной: одни пишут программы, другие – учебники, третьи грифуют. Настало время объявить совместный конкурс программ и учебников, авторами которых должны быть одни и те же коллективы ученых и учителей.

Следует поощрять порядок, когда тот или иной регион отстаивает устами своих авторов и методистов апробированную технологию, реализованную в первом издании учебников. Полезно было бы также ранжировать наличные пособия, обдуманно проведя их рейтинг.

В рейтинговом соревновании обязан участвовать каждый автор, книги которого претендуют на роль учебника. Без сомнения, достойные инновации всегда найдут организационную поддержку учителей и методистов. На всех этапах проведения конкурса или рейтинга учебников оправданно, когда все участники обсуждения определяют коллективное мнение о представленной книге тайным голосованием…

Всякий ли гражданин имеет право издавать книгу, назвав ее учебником?

Иным кажется, несложное это дело написать книжку для семилетнего человека, чтобы научить его вычислениям в пределах 10.

Министерство имеет основание требовать от претендентов минимальных анкетных данных, например: окончил математический факультет вуза; год личной работы учителем 1-го класса; кандидат педагогических наук (не физико-математических!..)

Конечно, неплохо, если автор получал грант фонда на свою дидактическую идею, добивался обсуждения результатов учителями на конференции, удостоен грамоты, премии и т.п. Но серьезное беспокойство вызывает факт, когда Мировой банк поручает писать новаторские учебники для школы РФ методистам, которые отнюдь не на слуху…

Пюрва ЭРДНИЕВ,

доктор педагогических наук

Элиста

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте