Наверное, самые универсальные педагогические профессии – это профессии учителя начальных классов и воспитателя детского сада. Тот, кто учит малышей, должен соединять в себе самые различные качества и умения, являться тем, кто, по поговорке, «и швец, и жнец, и на дуде игрец» – иногда в прямом смысле некоторых слов. Владение каким-либо музыкальным инструментом, умение хорошо рисовать, знание иностранного языка – не редкость для нынешних молодых педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. А в Новгородском педагогическом колледже будущих педагогов дополнительно обучают и другим, нестандартным умениям и навыкам…
Этот колледж был в короткие сроки построен в 1988 году из-за настоятельной потребности города и области в педагогических кадрах.
Значительная часть преподавателей Новгородского педагогического колледжа работает здесь с момента его основания. Например, преподаватель литературы и детской литературы Людмила БОЛЬШАКОВА, общий педагогический стаж которой – 36 лет. Людмила Тимофеевна человек творческий, имеет многочисленные авторские разработки по своему предмету. Она значительно расширила традиционную программу преподавания детской литературы: развивает у своих студентов критическое мышление, учит их сочинять стихи и глубоко вникать в корни русского литературного фольклора. Глубокое знание фольклора, считает Людмила Большакова, пригодится девушкам – студенткам колледжа не только в роли воспитателя или учителя начальных классов, но и в не менее важной житейской «профессии» будущих мам.
Людмила Большакова и Валентина КУЗЬМИНА, преподающая в Новгородском педагогическом колледже методику развития речи, поочередно были победителями ежегодного областного конкурса «Преподаватель года», проводимого среди педагогов профессиональных училищ и колледжей.
Мастер, переводчик, менеджер гостиницы…
…- какое отношение имеют перечисленные профессии к педагогическому колледжу?
Директор колледжа Светлана ОРЛОВА, работающая здесь с его основания, отвечает на этот вопрос так:
– Интерес к получению педагогической профессии на моей памяти переживал взлеты и падения, зависящие, увы, от того, поднимался или падал в стране уровень учительских зарплат. За 20 лет наш колледж, Новгородский педагогический институт и еще один педагогический колледж, находящийся в городе Боровичи Новгородской области, успешно обеспечили Великий Новгород и область педагогическими кадрами. Сейчас уже не требуется такое большое количество учителей, как в прежние годы.
Поэтому в течение ряда лет в зависимости от потребностей города и области, заказа работодателей менялся перечень специальностей в нашем колледже. Например, не так давно мы отказались от обучения специальности «преподаватель изобразительного искусства», поскольку теперь по этой специальности ведется обучение в Новгородском государственном университете, и потенциальные наши ученики получают образование там.
На данный момент в перечне традиционно сохраняющихся специальностей в нашем колледже остались «учитель начальных классов», «воспитатель детского сада» и «учитель иностранного языка». А вот четвертая и пятая специальности очного отделения довольно необычны для нас.
Они были введены в учебный план колледжа три года назад и появились по тому же принципу социального заказа, о котором я говорила ранее. Одной из них стала специальность «профессиональное обучение». В последние годы в Великом Новгороде и области наблюдается нехватка мастеров производственного обучения. Поэтому мы предоставили возможность выпускникам профессиональных технических колледжей бесплатно получить у нас второе среднее специальное образование. Проучившись по сокращенной программе три года вместо четырех, они получают педагогическое образование и могут в дальнейшем работать мастерами производственного обучения как в технических училищах и колледжах, так и на производстве.
Механизм социального заказа определил появление в нашем колледже еще одной специальности, не совсем вписывающейся в общую концепцию педагогического образования, но необходимой городу. Великий Новгород – старинный город с почти 1150-летней историей, уникальными архитектурными и историческими памятниками. Перспективы развития в нем туристического бизнеса требуют обучения кадров в сфере туризма. Специальность «туризм», связанная с гостиничным сервисом, введенная у нас в педагогическом колледже, предполагает углубленное изучение иностранного языка, обучение второму иностранному языку и пользуется повышенным спросом.
Стремясь дать как можно больше возможностей трудоустройства в будущем наших студентов, мы в рамках государственного стандарта обучаем их параллельно по двум направлениям, например, «учитель иностранного языка» и «переводчик» или «воспитатель группы продленного дня» и «руководитель группы изобразительной деятельности». Эту же задачу осуществляет система дополнительного образования, развитая в колледже: на платной основе мы обучаем студентов профессиям «гувернер», «няня», «оператор ЭВМ» и «секретарь-референт». Ведь любое дополнительное знание может пригодиться им в жизни!
Из колледжа – в университет
Каждый год в Новгородском педагогическом колледже проходит обучение около 500 человек. Сюда приезжают абитуриенты из Новгородской области и разных городов России – таких неблизких, как Тверь, и таких далеких, как Мурманск. Поэтому большим плюсом для первой категории студентов является общежитие. В свою очередь, колледж приобрел этот плюс благодаря другому удачному факту: своему вхождению в 1998 году в состав НовГУ – Новгородского государственного университета.
Кроме общежития, НовГУ подарил студентам педагогического колледжа привилегии невещественные, но от того не менее приятные. Например, возможность в течение года, не выходя из родного колледжа, посещать лекции восьми кандидатов в доктора наук и других преподавателей университета. Или – при условии хорошей сдачи выпускных экзаменов в колледже и успешного собеседования – поступить без переводных экзаменов в этот университет, причем сразу на второй курс.
Комментарии