search
main
0

Методика преподавания раздела «Основы военной службы» предмета ОБЖ.

Последние годы учебы в школе – это время подведения итогов, определения жизненного пути. И задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам сделать правильный выбор, приблизиться к пониманию настоящих, а не мнимых жизненных ценностей, а это, в первую очередь, физическое и психологическое здоровье, крепкая семья, надежные друзья, чувство национальной гордости, любовь к Родине, готовность к защите ее священных рубежей.

Не секрет, что у многих современных молодых людей сложилось негативное мнение об армии в целом. Они не желают служить в Вооруженных Силах РФ.  Поэтому формальный подход к изучению тем раздела «Основы военной службы» сегодня категорически неприемлем.

Формированию у обучающихся уважения и внутренней готовности к особому виду государственной службы – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации – способствуют грамотно выбранная методика преподавания предмета, работа во внеурочное время, занятия в кружках, участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, а также использование инновационных технологий, презентаций, тематических выставок по этой теме.

В ходе изучения раздела наряду с традиционными методиками обучения: рассказом, беседой, лекционно-семинарскими занятиями – важно организовать проведение «круглых столов» с приглашением выпускников школы: солдат, сержантов срочной службы,  курсантов военных училищ, институтов и академий, офицеров,  ветеранов войны и военной службы.

Совместные просмотры учебных кинофильмов, содержащих информацию о специфике воинской службы, социально-бытовых процессах в воинских подразделениях, о боевых возможностях современного вооружения военной техники и последующее обсуждение просмотренного вызывают живой интерес и уважительное отношение к армии. А рассказы фронтовиков, участников войны в Афганистане и контртеррористической операции в Чеченской Республике о дружбе, взаимовыручке, войсковом товариществе, самопожертвовании ради достижения общей цели – победы над врагом –  в полной мере  способствуют  патриотическому воспитанию молодых людей.

Многим из учащихся старших классов предстоит первое знакомство с военной организацией  –  военным комиссариатом, который является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, выполняющим функцию связующего звена между гражданским обществом и Вооруженными Силами РФ. В вопросах подготовки документов для первоначальной постановки на воинский учет и изучения тем раздела «Организация воинского учета» необходимо обязательное сотрудничество преподавателя ОБЖ с должностными лицами военного комиссариата.  Целесообразно на уроки  приглашать работников военного комиссариата, которые в живой, открытой беседе расскажут учащимся  об  обязанностях граждан и работе должностных лиц военного комиссариата по решению задач воинского учета.

Одним из важных факторов изучения раздела является военно-профессиональная ориентация, направленная на получение учащимися знаний о военных специальностях солдат, матросов, сержантов и старшин и родственных гражданских специальностях.

При изучении раздела «Основы военной службы» также необходимо взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательной организации, и преподаватель ОБЖ должен быть инициатором и  организатором обсуждения на педсоветах вопросов о связи учебных предметов с подготовкой к военной службе, о связи таких образовательных дисциплин, как математика, физика, химия, естествознание и других, с воинской деятельностью, о связи гуманитарных предметов с военно-патриотическим воспитанием.

Важно, чтобы результатом изучения данного раздела стало понимание учащимися неоспоримой роли военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности, чтобы они осознали, что военная служба – это не только выполнение каждым гражданином своего конституционного долга. Служба в армии и на флоте – это еще и школа воспитания и становления личности.

Цели и задачи  изучения раздела «Основы военной службы»

Основной целью изучения данного раздела является формирование у учащихся внутренней готовности к особому виду государственной службы – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, возрождение престижа военной службы и гражданско-патриотического воспитания.

Исходя из определяемой цели, вытекают задачи:

1) развивать способность осознанно определить свое отношение к военной службе и военным профессиям. Знакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, основными задачами Вооруженных Сил, предназначением видов и родов войск, а также способствовать уяснению роли воинской службы в гражданском, нравственном и физическом становлении личности;

2) обеспечить учащихся правовыми знаниями о военной службе, их правах и обязанностях как будущих воинов, об ответственности за нарушение воинских законов, что способствует быстрой адаптации к условиям военной среды;

3) воспитывать чувства патриотизма, войскового товарищества, высокой ответственности за выполнение конституционного долга по защите Отечества.

При подготовке к проведению занятий по темам раздела «Основы военной службы» преподавателю необходимо учитывать следующие этапы:

первый этап – организационный, связан с планированием и подготовкой мероприятий, включает в себя выбор средств, технологий, приемов и методик, подготовку организаторов, участников и исполнителей учебных мероприятий (классные руководители, преподаватели математики, физики, химии, литературы, истории, географии, физкультуры и др.);

второй этап заключается в непосредственной организации учебного процесса;

третий этап –  осуществление контроля эффективности и действенности выполненных мероприятий, уровня усвоения обучающимися предложенного материала, их самоопределения по отношению к военной службе и в целом к Вооруженным силам РФ.

Для наиболее эффективного достижения целей и решения задач, вытекающих из Постановления Правительства РФ от 31.12.01 № 1441, совместного Приказа министров обороны и образования от 3.05.01 № 203/1936, Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», преподаватели, осуществляющие подготовку обучающихся по основам военной службы, другие должностные лица образовательной организации должны решать содержательные и организационные задачи.

Содержательные задачи:

– анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличия военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе);

– формирование психологической готовности к военной службе;

– формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности (решается посредством военно-патриотического воспитания и социального просвещения);

– информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и гражданскими специальностями;

– помощь в определении ближайших целей и жизненных планов (формирование психологической готовности к военной службе по призыву, овладению военно-учетной специальностью, поступлению в военные учебные заведения, обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах высших образовательных учреждений, занятие военно-прикладными видами спорта);

– определение путей и способов преодоления препятствий, осложняющих формирование позитивного мировоззрения относительно военно-профессиональной деятельности (психологическая диагностика, профессиональное консультирование,  информирование и пропаганда);

– помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (оказывается через взаимодействие с районным военным комиссариатом).

Организационные задачи:

– взаимодействие с классными руководителями, преподавателями-предметниками, родительским комитетом, ветеранами войны и военной службы в проведении мероприятий по ознакомлению обучающихся с миром военных профессий,  условиями службы в армии и на флоте;

– совершенствование учебно-материальных, технических средств, форм и методик обучения по военно-профессиональной ориентации обучающихся;

– взаимодействие с военными образовательными учреждениями, воинскими частями, военными комиссариатами в вопросах создания условий для практического ознакомления учащихся с особенностями военной службы и изучения их военно-профессиональной направленности;

– предъявление в военные комиссариаты сведений о подготовке граждан  по основам  военной службы, а также информирование о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

В соответствии  с разрабатываемым тематическим планом изучения раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны раскрываться следующие темы: «Организационная структура вооруженных Сил», «Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение», «Воинская обязанность и воинский учет», «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе», «Прохождение военной службы по призыву и по контракту, альтернативная служба». «Как стать офицером Российской Армии».

При проведении занятий по указанным темам следует обращать внимание учащихся на многообразие военных профессий, проводить аналогии между военными и гражданскими специальностями. Ориентируясь на специальности, по которым осуществляется подготовка учащихся  или углубленное изучение программ образовательных дисциплин, необходимо строить изложение тем так, чтобы обучающиеся получали дополнительную, более подробную информацию о видах и родах войск Вооруженных Сил, воинских должностях и специальностях,   по  которым могут быть востребованы их знания, умения и навыки.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в качестве обязательной подготовки к военной службе в разделе программы «Основы военной службы» предусматривается в течение последнего года обучения в образовательной организации проведение с обучающимися учебных сборов на базе воинской части.

Преподавателю образовательной организации, ответственному за организацию и проведение учебных сборов, следует ознакомить учащихся с практической деятельностью воинской части, жизнью и бытом военнослужащих. На период учебных сборов при воинской части целесообразно планировать изучение тем: «Размещение и быт военнослужащих. Распорядок дня», «Организация внутренней и караульной службы. Внутренний наряд и караул. Обязанности часового», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий военной техникой».

В ходе практических занятий в учебных классах, на боевой технике, тактическом поле и на войсковом стрельбище следует обращать внимание обучающихся на деятельность военнослужащих как специалистов, эксплуатирующих сложную боевую технику, на образцы военной техники и вооружения, на тех военнослужащих, чья деятельность вызывает большее внимание и интерес  учащихся.

Некоторые методы и формы преподавания

При проведении занятий по темам  раздела «Основы военной службы» следует использовать:

– методы формирования у обучающихся необходимых понятий,  суждений убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, презентаций, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);

– методы организации познавательной и практической деятельности обучающихся (поручения, задания, упражнения, создание специальных учебно-тренировочных ситуаций);

– методы стимулирования ориентации обучающихся на подготовку к военной службе (соревнования, турниры, деловые игры, средства материального и морального поощрения);

– методы контроля за ходом формирования у обучающихся  военно-профессиональной  направленности (проверка знаний, умений, навыков, оценка стремления к изучению предлагаемого материала, тестирование).

И, наконец, безусловным фактором лучшего усвоения материала является метод убеждения. Как говорил маршал Г.К. Жуков, «убедить – значит привлечь внимание к поставленным целям, задачам, сформировать интерес к ним, развить желание и даже некоторую потребность овладеть ими, осуществить соответствующие действия». Для этого в ходе занятий необходимо чаще приводить примеры из личного опыта службы в Вооруженных Силах, в том числе рассказывать веселые истории из армейской жизни. А на практических занятиях по тактической, огневой  подготовке, во время выполнении упражнений учебных стрельб, изучении материальной части оружия и боевой техники, выполнении нормативов использовать основной армейский принцип обучения: «Делай, как я, делай лучше меня». То есть показать на практике собственные знания материальной части боевой техники, навыки владения оружием.

Изучение раздела «Основы военной службы» должно проводиться в тесной связи с военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодых людей патриотического сознания, чувства верности Отчеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все мероприятия в образовательном учреждении, муниципальные, районные, городские (военно-спортивные игры, Дни призывника, Дни Воинской Славы, Дни памяти, проводы призывников на военную службу, показ молодежи воинского мастерства военнослужащих при посещении воинских частей и военно-учебных заведений и др.) будут способствовать развитию интереса и военно-профессиональной ориентации обучающихся.

Одним из методов формирования мотивов исполнения воинской обязанности, самореализации в воинской деятельности может стать диспут на тему «Офицер – профессия героическая», посвященный «Дню защитника Отечества», или дискуссия со старшеклассниками «Я служить должен, как все?..»

Для организации и проведения таких мероприятий необходимо заранее дать задание обучающимся подготовить сообщения. Например, ребятам, решившим поступить в военно-учебные заведения, дается тема «Почему я хочу стать офицером?» или «Я буду служить России». На такие мероприятия нужно пригласить офицеров, курсантов, бывших выпускников школы. Обмен мнениями, живая, открытая беседа вызывает интерес к овладению военной профессией, солидарность с товарищами и друзьями, желающими стать военнослужащими.

Взаимодействие с  военно-шефскими организациями, администрацией и педагогическим коллективом гимназии по вопросам подготовки молодежи к службе в армии.

Основная цель взаимодействия с военно-шефскими организациями по вопросам патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии –  привлечение и использование имеющегося местного, организационного, интеллектуального, военно-профессионального, морального, материально-технического потенциала.

Задачи взаимодействия:

– выявление субъектов ориентации и возможностей их воздействия на сознание и чувства учащихся;

– подготовка предложений, планирование, согласование и проведение совместных мероприятий;

– создание при образовательном учреждении общественной структуры (группы, секции) из ветеранов войны и военной службы, солдат, курсантов и офицеров для пропаганды военной службы, военных профессий и специальностей;

– организация работы военно-технических кружков, спортивных секций военно-прикладной направленности;

– постановка на родительских собраниях вопросов, касающихся овладения знаниями по основам военной службы, стремления к поступлению в военные образовательные учреждения и осознанной готовности к службе в армии.

В гимназии разработан план совместной работы  с шефами – институтом внутренних войск МВД.

В ходе изучения некоторых тем раздела «Основы военной службы» запланированы практические занятия непосредственно в нашей военно-шефской организации.

Так, занятие с учениками 10 классов на тему «Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок» по предварительной договоренности с руководством института было проведено командиром роты курсантов майором  Луговиком С.А. непосредственно в расположении подразделения. В ходе занятия офицер познакомил учащихся с жизнью и бытом военнослужащих,  распорядком дня, разъяснил отдельные положения устава Внутренней службы, ознакомил с обязанностями лиц суточного наряда. Особенно понравилось учащимся посещение солдатской столовой, где их ознакомили с рационом питания курсантов и угостили «солдатской кашей». В этот же день учащиеся  наблюдали, как проводится развод караулов.

В день принятия присяги молодыми курсантами института для старшеклассников гимназии была организована экскурсия, которую провел старший офицер отдела воспитательной работы подполковник Мохов В.П.

Ритуалы выноса боевого знамени, принятия присяги, прохождения торжественным маршем воинских  подразделений учащиеся наблюдали с большим интересом.

Для подготовки школьников к участию в районных и городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта мы также используем большие возможности наших военных шефов. На учебно-материальной базе института проводим занятия по изучению образцов военной техники, выполняем упражнения по стрельбе из стрелкового оружия и тренировки по отработке нормативов по сборке, разборке АКМ, снаряжению магазина учебными патронами. Причем, руководителями на учебных точках по отработке нормативов назначаются курсанты младших курсов (почти ровесники наших выпускников), и это вызывает у школьников желание  подражать им и лучше овладевать приемами обращения с оружием.

Наши военные шефы ежегодно приглашают старшеклассников на «День открытых дверей» и обязательно на выпуск молодых офицеров.

Все перечисленные мероприятия являются для гимназии традиционными, проводятся регулярно. И благодаря этому, только за последние 3 года в военные вузы поступили и успешно обучаются 5 выпускников.

Администрация гимназии во главе с директором Шестаковой Н.М. уделяет внимание вопросам военно-патриотического воспитания учащихся, подготовке старшеклассников к  военной службе.

Для более успешного решения этих вопросов специально выделено помещение и оборудован класс для занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Класс оформлен стендами, наглядными пособиями в соответствии с современными требованиями по изучению раздела «Основы военной службы». Кроме того, есть неплохая учебно-материальная база, в частности, учебный АКМ, пневматические винтовки; для выполнения упражнений по стрельбе оборудован переносной тир, имеются приборы ВПХР, ДП-5, компасы, учебные топографические карты, плакаты по огневой и тактической подготовке, военной топографии и другие наглядные пособия и оборудование. А в библиотеке гимназии – хорошая подборка художественной и специальной литературы по военной тематике.

Все это помогает основательной подготовке и успешному проведению занятий.

В соответствии с планом гимназии по военно-патриотическому воспитанию молодежи и пониманием важности общего дела по подготовке к службе в армии преподаватели гимназии в часы плановых занятий и во внеурочное время  объясняют важность лучшего усвоения учебной программы для более успешного овладения военными специальностями.

Так, преподаватель истории Работягова Т.В., используя комплексные методы обучения  на уроках (рассказ, беседа, знакомство с учебной, художественной, мемуарной литературы, историческими документами, историческими картами, схемами сражений, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны), во многом способствует формированию военно-профессиональной направленности мировоззрения учащихся, уважения к военной профессии.

На уроках математики учителя-предметники Сурганова И.А., Садовая, Е.Е. и другие объясняют ученикам, что в настоящее время молодому человеку нужны не только элементарная математическая грамотность, но и глубокие знания проблем ядерной физики, радиоэлектроники, информатики. Они пригодятся как в практической жизни, так и в освоении военных профессий.

Учитель географии Романова Е.Б., связывая тему «Географическое положение РФ и ее границы»  с военными событиями на Северном Кавказе, рассказывает о пограничниках, их нелегком ратном труде по охране священных рубежей Отечества. При изучении водных артерий страны ведет увлекательный рассказ о Ладожском озере как «Дороге жизни», связывавшей в годы блокады Ленинград со всей страной, и о тех героях, которые в тяжелых условиях морозной зимы, постоянных обстрелов и бомбежек доставляли хлеб жителям блокадного города.

Однако ни один учебный предмет не связан так тесно с техникой, как физика.  И потому учитель физики  Завадская А.Л., анализируя программный материал предмета в старших классах, выделяет такие факты, понятия и законы, которые лежат в основе принципа устройства и действия образцов военной техники. Например, раздел «Оптика», законы преломления лучей и отражения рассматриваются как принципиальная основа изготовления прицелов, приборов наблюдения и ночного видения. А закон земного тяготения рассматривается как основной постулат ракетостроения.

Большую помощь в изучении тем  оружия массового поражения оказывает преподаватель химии. Изучая свойства углерода, учащиеся узнают о том, что активированный уголь широко применяется в фильтрующих элементах противогазов. Учитель очень подробно рассказывает о химических соединениях, используемых как химическое оружие и как отравляющие вещества.

И, конечно же, особое место в вопросах подготовки к военной службе занимают уроки физического воспитания. Спортивная подготовка, сила, ловкость, выносливость – основные условия физического здоровья молодых людей. Проводимые в старших классах соревнования по лыжным гонкам, бегу, подтягиванию, отжиманию, спортивным играм, конкурсы богатырей, «Медико-санитарный», «Статен в строю – силен в бою», Дни здоровья и другие мероприятия, безусловно, способствуют физическому закаливанию допризывной молодежи.

Благодаря активному взаимодействию с преподавателями физической культуры, учащиеся гимназии постоянно принимают участие в  общешкольных, районных и городских соревнованиях, турнирах по военно-прикладным видам спорта (спортивному ориентированию, стрельбе, метанию ручных гранат, плаванию и др.), где занимают призовые места, награждаются, дипломами, грамотами.

Заведующая школьной библиотекой, жена офицера, увлеченно, содержательно и интересно проводит диспуты, викторины и тематические вечера, посвященные  Дням воинской славы России. В школьной библиотеке организована выставка литературы по военно-исторической и героико-патриотической тематике.

В военно-морском музее города муниципальным советом были организованы соревнования по стрельбе из пистолета и винтовки, разборке АКМ, снаряжению магазина патронами, знанию истории Великой Отечественной войны. Учащиеся гимназии из десяти номинаций первые места заняли в пяти, а также первое общекомандное место.

Таким образом, взаимодействуя с администрацией образовательной организации, учителями-предметниками, военно-шефскими организациями, спортивным сектором отдела образования администрации района и муниципального образования, мы достигаем хорошего усвоения учащимися знаний и навыков в рамках образовательной программы с одновременным получением ими информации, привлечением внимания к военной службе.

Основные методы и формы военно-профессиональной ориентации учащихся.

Сегодня все понимают, что нам нужна высокопрофессиональная армия, вооруженная современной техникой и оружием. А чтобы этой техникой умело управлять, эффективно ее использовать, нужны обученные специалисты. И поэтому уже в образовательном учреждении важное место занимает военно-профессиональная ориентация учащихся.

При разработке методических материалов по разделу «Основы военной службы» преподаватель должен учитывать и вопросы военно-профессиональной ориентации учащихся, что означает комплекс организационных, психолого-педагогических  мероприятий, направленных на формирование у молодых людей психологической готовности к призыву на военную службу и овладению военно-учетной специальностью.

Основные формы военно-профессиональной ориентации учащихся:

– военно-профессиональное просвещение;

– военно-профессиональное воспитание;

– военно-профессиональные  консультации.

Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них интереса и  уважения к военной профессии.

Военно-профессиональная информация направлена на ознакомление молодых людей с условиями военной службы, повседневной жизнью и деятельностью, ратным трудом военнослужащих, возможностями духовного и физического развития в процессе военной службы.

Военно-профессиональная агитация  и пропаганда призваны ориентировать учащихся на овладение теми или иными военно-учетными специальностями, разъяснять идеи священного долга – защиты Отечества. Необходимо формировать положительное отношение к военной службе и, наконец, к осознанному выбору военной профессии.

Военно-профессиональное воспитание  – это развитие интереса и склонности учащихся к овладению военным делом, стремления и желания  изучать вопросы начальной военной подготовки.

Военно-профессиональное консультирование целесообразно проводить с учетом  индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, склонностей и способностей, исходя из этого, рекомендовать им военную профессию, специальность и, наконец, военное образовательное учреждение.

В учебной программе для 10-х классов отведено время на военные сборы. В прошлом году для юношей-десятиклассников Красносельского района военные сборы были организованы на базе Военного института МВД.  Надо отметить, что в плане военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации молодых людей  время, проведенное на сборах, сыграло свою положительную роль. Все занятия проводились офицерами-преподавателями. В ходе занятий учащимся были показаны современные образцы вооружения и военной техники, рассказано о боевых возможностях и тактико-технических характеристиках стрелкового оружия,  зенитных и артиллерийских систем. Наглядно продемонстрированы навыки и умения курсантов действовать в боевой обстановке с использованием боевых возможностей штатного вооружения. Учащиеся с интересом наблюдали открытые занятия по тактической и строевой подготовке, ознакомились с жизнью и бытом военнослужащих.

Хорошая организация, подготовка и проведение военных сборов со старшеклассниками дают безусловные положительные результаты в плане военно-профессиональной ориентации и в целом вызывает интерес к изучению тем раздела «Основы военной службы», а также популяризации военной службы среди молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с переходом вооруженных сил на одногодичный срок службы ответственность образовательных организаций по начальной военной подготовке  резко возрастает и является одной из приоритетных задач, обеспечивающих подготовку допризывной молодежи к службе в армии.

В связи с этим при разработке методики преподавания раздела «Основы военной службы» преподаватель должен придерживаться нескольких ведущих направлений:

– начальная военная подготовка  – приоритетное направление при выполнении учебной программы в старших классах;

– патриотическое воспитание  формирует гражданскую позицию личности, готовность к военной службе и, если это понадобится, к самоотверженной защите Отечества, воспитывает важнейшие черты характера личности;

– нравственное воспитание предполагает воспитание высокой культуры, формирование прочных духовных и этических норм поведения, способностей руководствоваться в жизни социально значимыми принципами и идеалами;

– историческое направление воспитывает чувство гордости за свое Отечество и причастность к славным военным победам народа России, свою  ответственность за происходящее в нашем обществе;

– психологическое – воспитывает у молодых людей внутреннюю готовность к выполнению своего конституционного долга, при этом формируется умение выдерживать высокие психологические нагрузки по преодолению тягот и лишений военной службы.

Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны и объединены общими целями и задачами по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодых людей к военной службе.

Успех овладения учащимися  разделом «Основы военной службы» и в целом педагогической деятельности по начальной военной подготовке и военно-профессиональной ориентации учащихся возможны при условии объединения усилий органов (спортивный сектор отдела образования администрации района, другие городские, районные и муниципальные структуры), организаций (военный комиссариат, военно-шефская организация), администрации и педагогического коллектива образовательной организации, родительского комитета и частных лиц (ветеранов войны и военной службы, солдат, курсантов и офицеров), способных оказать воспитательно-ориентирующее воздействие на учащихся.

Список использованной  литературы

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2009.

2. Комментарии к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». – М.: ЭКСМО, 2008.

3. Комментарии к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе». – М.: ЭКСМО, 2009.

4. Начальная военная подготовка – М.: Просвещение, 1995.

5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: АПН, 1985.

7. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2001.

8. Военно-профессиональная ориентация учащихся.- М.: Дрофа, 2008. (Библиотека учителя).

Александр Матлахов, преподаватель-организатор ОБЖ гимназии №505 Красносельского района Санкт-Петербурга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте