search
main
0

Методическое кафе

Здесь ведутся дискуссии, в которых решаются проблемные задачи и рождаются идеи

Как организовать методическое пространство школы, чтобы и удовлетворить насущным практическим запросам учителей, и выстроить единую логику содержания образования и воспитания? Какое мероприятие будет полезно сотрудникам разных методических объединений (с их совершенно разными методологическими установками, традициями преподавания) и одновременно решит задачи атмосферного сплочения коллектива, групповой терапии (позволим себе эту аналогию из психотерапии, которая лишь на первый взгляд будет далекой)? Наконец, как совместить азарт и опыт, новейшие подходы с мудростью опытных коллег, чтобы одни не чувствовали себя ненужными, а другие понимали необходимость учиться у старших?

Это все вопросы о том, как в методической работе школы выстроить модель взаимообучения, профессионального диалога, открытого образовательного пространства. Но нельзя забывать и то, что это решение задач управленческих, связанных с консолидацией коллектива в образовательном комплексе (вопрос о решаемости столь масштабной задачи оставим открытым, но поделимся локальным опытом).

Для решения этих задач администрацией школы №1514 был разработан и реализован проект семинара в формате, который с недавних пор мы называем «методическое кафе». Эта технология основывается на распространенной в мировой научной, образовательной и бизнес-практике форме World Cafe, которая была разработана в 1995 году Х.Браун и Д.Исааксом и описана ими в книге «The World Cafe: Shaping our futures through conversations that matter». Формат мирового кафе используется в бизнесе, творческих проектах, научных дискуссиях для решения проблемных задач, создания новых идей, «прокапывания» поля рефлексии и проектирования в любой области. Структура мирового кафе всегда одинакова (и в этом явное достоинство технологичности и тиражируемости формата):

– вступительное слово ведущего, обозначение проблемных полей и задач обсуждения, представление тем столов;
– участники расходятся по столам, за каждым из которых сидит ведущий;
– в процессе 5‑15‑минутного обсуждения за каждым столом под руководством ведущего (который выступает скорее как модератор) участники вместе формулируют подходы к решению проблемы, делятся опытом, задают новые вопросы, в общем, обсуждают заданную тему или ее ракурс, обязательно фиксируя все сказанное (в режиме мозгового штурма, то есть ничего не откидывая) прямо на столе, застеленном бумагой. Отсюда и название – участники будто бы сидят в огромном кафе, где вместо еды профессиональное общение, а на скатертях можно и нужно писать, чтобы ничего не забыть;
– затем участники переходят от одного стола к другому, так, по кругу, постепенно обходя все столы или большую их часть, за каждым столом обсуждая новую тему (новый аспект);
– на финальном круге участники возвращаются за один из столов (первый или тот, который им понравился), чтобы, прочитав написанное на скатерти, подвести итоги всему сказанному, обобщить тему и подходы к ее решению;
– последний этап – представление результатов работы всех столов, обмен найденным, придуманным и сформулированным.
Методическое кафе переносит эту технологию в профессиональное учительское общение (впервые мы опробовали эту форму на IX Свободной встрече учителей словесности России, которая прошла в августе 2019 года в нашей школе). За каждым столом находится ведущий – учитель, который делится методическими находками, технологиями или своими теоретическими соображениями.

После краткого монолога в ходе каждого круга кафе он обсуждает с пришедшими к нему коллегами их пути решения заявленной проблемы, корректирует свои тезисы, все делятся своим опытом. Если организована видеосъемка, то последний этап кафе можно отменить, что позволяет сэкономить время.

Если мы проводили в августе семинар исключительно для учителей-словесников, то в ноябре 2019 года решили поставить более амбициозную задачу – объединить всю школу, всех сотрудников двух корпусов. На научно-методическом совете школы разработали пять тем для пяти столов, выбрав для каждого ведущего (в основном по принципу авторитетности этих учителей среди коллектива, а также по их опыту в обсуждаемой проблематике):

– Как вести непрофильный предмет в профильном классе?
– Как сделать так, чтобы ученики хотели учиться? Мотивация ребенка на уроке.
– Как сделать так, чтобы учитель перестал жаловаться на проблемы и обстоятельства и вновь, как в первые годы работы, захотел учить и воспитывать? Адаптация и мотивация учителя.- Как продуктивно, радостно и безопасно ездить с детьми в поездки?
– Как и о чем говорить с классом? Классные часы, праздники, перемены.

Почему эта форма кажется нам удачной? Во-первых, она позволяет интегрировать опыт учителей разных направлений и поколений. Во-вторых, она создает неформальную атмосферу, соединяя некоторую несерьезность формы (отчасти игровой) с подлинной значимостью обсуждаемых задач. В-третьих, она основывается на интересе учителей и их выборе (коллеги могли выбрать три из пяти столов для посещения и обсуждения). Это важный момент: очень часто методические мероприятия становятся скучной обязаловкой, здесь же ситуация выбора становится мотивирующей для учителей.
Что важно учитывать при планировании подобного мероприятия? В первую очередь выбор тем: конечно, он должен идти от реальных запросов учителей, а не навязываться сверху. Важно продумать выступающих – чтобы это были коллеги авторитетные, но и открытые, готовые слушать, не уходя в длинный монолог. Не стоит забывать и об организационных моментах: расстановка столов для кафе, крафт-бумага и фломастеры, для того чтобы на столах можно было писать, видеозапись обсуждений за столами. Здорово, когда такое мероприятие удается закончить неформальным чаепитием, ведь все профессиональные связи крепки тогда, когда дополняются живым человеческим общением.

Для примера приведем краткое содержание одного из столов нашего методического кафе – о мотивации учителя.
Ведущий стола заостряет проблему ключевыми тезисами-вопросами:

– Я не знаю времени, когда к учителю относились с должным почтением. А уж сейчас и подавно, вера в просвещение подорвана в XX веке. Каждые пять лет в школу приходят другие дети, да и родители другие. Перегружены ли школьные программы избыточным материалом? Коллеги нередко не знают детской психологии, не умеют разговаривать с родителями, не желают заниматься самообразованием, имеют место невоспитанность и склочность. Часть учителей подвержены раннему выгоранию. Однако очень малая часть, ведь разочарование и выгорание не одно и то же. Нет никакого тотального контроля за деятельностью педагогов, да и простого обычного контроля нет (не стоит путать контроль с бумажной рутиной и необходимостью работать с документами).

Коллеги начинают высказываться:

– Подорванную веру в просвещение не восстановить пересмотром школьных программ и признанием фактов бюрократизации школы и отрицания педагогики как важнейшей культурной деятельности.

А делать-то что?

– Ну хотя бы что на поверхности лежит, – выговариваются еще несколько умудренных опытом учителей.
– Надо платить достойную заработную плату не только в столице и отдельных регионах.
– Уменьшить нагрузку на ставку – перегрузка учителя не способствует качеству образования.
– Бездумная оптимизация вымывает психологов, дефектологов, логопедов.
– Но это ведь не главное, – говорит ведущий. – А что главное?

Коллеги продолжают:

– Главное – мировоззренческий кризис системы образования. Наши просвещенческие идеалы попраны. И мы не должны оставлять это на произвол судьбы, их надо либо восстановить, осовременить и на том стоять, либо открыть новые сверкающие горизонты, как когда-то они были открыты в XVIII веке, названы просвещением и закреплены призывом: «Имей мужество пользоваться собственным разумом».
Ведущий говорит:

– Это глобальная философия, эти вопросы, конечно, каждый из нас будет решать для себя, но важнее осознать те возможности самоподдержки, которые налицо у каждого из нас здесь и сейчас. Ну, например, определиться, кто ты в профессии.

Коллеги высказываются о возможных образах учителя – ролевых моделях, примерах, символах учительских стратегий.

Ведущий:

– Давайте поищем, что по-настоящему заводит каждого из нас в работе?

Коллеги:

– Цель, профессиональный успех.
– Уважение коллег и родителей.
– Возможно, карьера и путь вверх….
– Отношения с учениками – главное. И предмет как повод и средство эти отношения создавать.
– Предмет – моя любовь. И я дарю это сокровище тем, кто достоин…
– Предмет – моя любовь. Я убежден, что без него вообще нельзя жить. Поэтому они должны его любить и знать…
– Я хочу помочь каждому из них получить образование для успешной (или счастливой) жизни…
– Мне нравится тащить к свету, просвещать незнающих, невежд, даже агрессивных…
Ведущий подытоживает: если так определились, надо точно знать, что все эти вещи достойны уважения. И забрасывает следующую тему:
– А что для каждого сейчас особенно ценно?

Коллеги:

– Интересная профессиональная учеба (развиваю то, к чему имею способности, то, в чем моя природа).
– Преодоление и победа над своим несовершенством (тогда я учусь и упражняюсь в том, где я слаб и недостаточен).
– Уважение и похвала товарищей, начальства, родителей, учеников… (Значимость пунктов и полнота списка индивидуальны.)
– Излагать любимые темы.
– Возить (водить) детей в свои любимые места.

Ведущий заканчивает на резкой оптимистической ноте, призывая стараться:

– жить и работать в согласии со своей учительской природой (тем образом учителя, который ты в себе нашел);
– работать, подчиняясь нужным тебе целям;
– делать то, что тебе нравиться;
– когда делаешь по необходимости то, что тебе не нравится (то к чему ты равнодушен), жди с нетерпением, когда придет время для того, что тебе нравится;
– никогда не делай то, что противно твоим принципам, если заставляют – уклоняйся;
– не путай при этом обычное нежелание делать то, что для тебя сейчас не нужно, с тем, что противоречит принципам.

Михаил ЛЕВИТ, заместитель директора школы №1514, кандидат педагогических наук;
Антон СКУЛАЧЕВ, учитель русского языка и литературы школы №1514, председатель ассоциации «Гильдия словесников».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте