search
main
0

Методический конструктор. Готовность учителей к работе в «Марафоне предприимчивости»

В образовании учитель всегда был и остается центральной фигурой. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Чтобы новые идеи и способы образования вошли в практику, требуются время и усилия, а вот сколько, это в большей степени зависит от готовности и способности учителя изменить свою деятельность, осваивая новшества и совершенствуясь.

Что же в себя включает готовность педагога?Это прежде всего мотивация к новой деятельности.Так как «Марафон предприимчивости» было решено проводить в 5‑8‑х классах, то его участниками стали классные руководители данных классов. А это были именно те педагоги, которые уже участвовали в деятельности региональной инновационной площадки по использованию различных форм внеурочной деятельности, муниципального ресурсного центра духовно-нравственного развития и воспитания.Мотивацией педагогам послужило понимание значимости формирования предприимчивого мышления для успешного образовательного результата. Во-первых, те результаты, которые заложены в «Марафоне предприимчивости», тесно переплетаются с требованиями ООП ООО гимназии, а во-вторых, появляется четкий механизм для достижения данных результатов и их проверки. И в-третьих, повышается результативность участия в инновационной деятельности за счет отработки новых форм в целях поиска оптимальных педагогических условий формирования и развития УУД.Следующий компонент готовности педагога – информационно-содержательный.При организации работы над данным компонентом необходимо вооружить педагогов теоретическими и методологическими основами формирования и развития предприимчивого мышления.«Всем известно, что, чтобы накормить голодного, надо не давать ему рыбу, а дать удочку и научить ловить эту рыбу» – такими словами начали ведущие в г. Красноярске Татьяна Владимировна Светенко и Ирина Васильевна Гальковская семинар по разработке модели «Марафона предприимчивости». И такой удочкой стал «Методический конструктор для развития предприимчивого мышления и поведения» под ред. Е.С.Алексеевой.Членами рабочей группы по разработке и реализации модели МП стали участники семинаров в Красноярске Л.М.Копейкина, замдиректора НМЦ, Е.В.Неведрова, замдиректора по УВР, Т.В.Гопп, учитель английского языка. Для системной работы был разработан инновационный проект «МП как средство формирования предприимчивого мышления школьников». Его задачи:    создать единый механизм урочной и внеурочной деятельности по формированию предприимчивого мышления учащихся;    повысить уровень сформированности предприимчивого мышления учащихся;    формировать у учащихся готовность проявлять предприимчивое мышление в ситуации реальной жизнедеятельности и при проведении «Марафона предприимчивости».Овладение теорией и методикой формирования предприимчивого мышления проходило в краткосрочном режиме.Была создана творческая группа, которая объединила классных руководителей 5‑8‑х классов. Особенность была в том, что кроме педагогов в творческую группу вошли и по три обучающихся от класса.Работа строилась следующим образом: рабочая группа проходит обучение в городе Красноярске, затем методикам и приемам обучает членов творческой группы, затем команда класса обучает новым методам и приемам весь класс, а потом полученные умения проявляются в школьном мероприятии. Таким образом, выстроенная работа позволила обеспечить 100%-ный охват учащихся основной школы участием в марафоне.Все занятия были организованы в деятельностных формах, имели структуру:1. Введение – представление целей, задач.2. Листы ожидания: записи на стикерах, таблица «Знаем – хотим узнать – узнали».3. Принятие правил работы – право говорящего, правило поднятой руки, не давать оценок, право ведущего и т. д.4. Актуализация проблемы – пробуждение интереса, формирование мотивации, приемы и упражнения.5. Информационный блок – логически завершенные части работы с источниками информации, наглядные материалы, дискуссии, ролевые игры, активные методы.6. Приобретение практических навыков – самостоятельная работа в режиме интерактива.7. Завершение работы – подведение итогов, ожидания, оценка.Интересным нам кажется прием «листы ожидания». В начале каждого занятия выявляется, что ожидают участники обучения, и в конце занятия обязательно возврат к вопросу (отвечать на вопрос может как тренер, так и тот, от кого шел запрос).Каковы преимущества такой организации работы? Во-первых, у детей восприятие новой информации не шаблонизировано, во-вторых, ученики, которые прошли обучение, являются помощниками учителя при подготовке подборок материалов. В-третьих, а так иногда случалось на практике, учитель отбыл на семинар или просто загружен 2‑й сменой, в это время ученики руководят работой.И третий компонент готовности – практико-ориентированный.Он включает в себя владение методиками и приемами формирования предприимчивого мышления, навыками анализа и разработки учебных задач, а также готовность изменять традиционный образовательный процесс, приобщая детей к самостоятельной учебной деятельности.На данном этапе работа в МП сложна была тем, что учителю необходимо отказаться от некоторых штампов. Труднее всего было привыкнуть к таким правилам марафона, как «нет неправильных ответов», каждое дело должно иметь ответы на вопросы «для кого?», «для чего?». Причем если раньше при выполнении проекта на вопрос «для кого?» был бы ответ «для учащихся гимназии, для жителей города», то теперь мы узнали, что предприимчивый человек четко знает свою целевую аудиторию. Если это организация игровых перемен, то для учащихся 1‑х классов, причем можно сказать еще более точно – для учащихся 1‑х классов, которые не знают игр, если поиск открытых люков, то конкретно на улице Чапаева и т. д. При выполнении каждого дела обязательно есть критерии, по которым проводится оценка работы по ее окончании. Причем необходимо помнить, что, формируя предприимчивое мышление, большое внимание следует уделять и формированию нравственных ценностей.Как же выстраивалась работа с педагогами?Изучив методический конструктор, мы выделили навыки предприимчивости: умение работать в команде, творческий подход к решению проблем, поиск возможностей, умение презентовать идею, услугу, проводить интервью, делать презентации, обучать групповому лидерству, умению налаживать контакты, умение находить неординарные, творческие способы решения поставленных задач, умение ориентироваться в постоянно меняющихся социуме и экономических ситуациях.Мы соотнесли результаты основной образовательной программы основного общего образования и результаты, которые могут быть получены в течение реализации проекта. Таким образом, был получен первый продукт – сформулирован ряд результатов обучения предприимчивости.Далее мы определили, что, применяя методы и приемы на практике, во время пилотной стадии педагоги будут рассматривать, как эти результаты «лягут» в программы учебных предметов, программы внеурочной деятельности.К концу первого года работы из огромного перечня методов и приемов, технологий, понимая, что нельзя объять необъятное, каждый педагог определил, какая из них ему ближе, и начал прорабатывать ее более глубоко, таким образом, как бы становился экспертом в одной из областей.Результатом работы стала «Методическая копилка», где педагоги представили методические рекомендации, как начать подготовку по той или иной технологии, какие есть подходы, на какие результаты они работают. Данная работа стала лауреатом 1‑й степени областного конкурса «Инновации в образовании».Скажем честно, оборачиваясь назад, имея небольшой опыт за плечами, нашу работу на первых этапах можно назвать поверхностной. Мы больше пытались быстро пройти по технологиям. Затем стало понятно, что необходимо пошагово формировать конкретные компетенции (скажем образно, что ко второму году мы наконец-то поняли, как ловится эта рыба).Как этому научить? Вот тут и сработала удочка – «Методический конструктор». Одно «но»… В нем содержится инструментарий, но как тему донести до учащихся? Здесь уже следует подумать учителю.Снова сработала схема: каждый из учителей, который, так скажем, специализируется на одной из методик, разработал сценарии серий пятиминуток. Из них мы составили банк, обменялись. И учитель понял, как ввести еще 7 методик.Далее пришли к единому мнению, что для того, чтобы создать действительно системную деятельность по формированию предприимчивых качеств, необходимо, чтобы обучение предприимчивости было сквозной интегрированной по всей учебной программе темой, а не просто дополнительным предметом или внеклассной деятельностью.Так, изучив прием «НГОК-НКОГ», на каждом из уроков учитель просил зашифровать определенную формулу или тему.Ментальные карты стали применять на уроках работы над ошибками.Теперь каждый из педагогов творческой группы разрабатывает серию занятий по развитию определенных компетенций. Занятия проигрываем на членах рабочей группы, думаем, что надо добавить, изменить.Резюмируя, скажем: в рамках обучения педагогов в сфере обучения предприимчивости в течение всей жизни необходимо развивать, дополнять и постоянно совершенствовать их компетенцию. ​Елена НЕВЕДРОВА, замдиректора по учебно-воспитательной работе гимназии №12, почетный работник общего образования РФ, Ленинск-Кузнецкий городской округ, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте