Специальные приемы правового, гражданского образования существенно обогащают современное обучение. Скажем, законотворческая учебная деятельность является универсальной и чрезвычайно эффективной составляющей педагогического процесса. Это условное название большой группы упражнений, в основе которых лежат знания, умения и ценности совместного принятия взвешенного ответственного решения, разрешения общих проблем путем создания, принятия и соблюдения правил, норм, стандартов.
В результате учащиеся приобретают необходимые знания, умения по созданию правового пространства в классе, школе, вне школы. Получают гражданские и правовые навыки. Создается атмосфера взаимного уважения участников образовательного процесса, снижается уровень конфликтности, уменьшаются проблемы дисциплины. Сообща подростки размышляют о правилах, нормах, стандартах, что способствует их пониманию сложных, но важных правовых концепций.
Дети учатся подчинять свои частные личные интересы общему благу. Знания, умения, ценности, которые осваивают учащиеся в ходе законотворческой учебной деятельности, крайне необходимы для современного человека, полноправного гражданина, желающего принимать активное участие в жизни общества и быть не только законопослушным, но также знать наиболее эффективные и гуманные способы обеспечения личной и общественной безопасности, снижения уровня насилия и устойчивого развития всех и каждого.
Существует множество примеров приемов и упражнений законотворческой учебной деятельности, среди них можно выделить следующие:
1. Составление индивидуальных и общих правил безопасности: в кабинете химии, на уроке физической культуры, в походе, по пути из дома в школу, при ледоставе и т.д.
2. Составление правил, норм взаимодействия, условий эффективного сотрудничества при выполнении определенных действий в группе, в классе, в школе и т.д.
3. Выделение критериев, создание стандартов ожидаемой деятельности, примерных моделей оценивания, соответствующих различным уровням демонстрации знания и т.д.
4. Достижение соглашения и оформление его в письменном виде как средства разрешения частных и общих конфликтов, споров.
5. Составление уставов, конституций класса, школы, билля о правах детей, положений о детском омбудсмене и т.д.
Можно продолжить список приемов и упражнений законодательной учебной деятельности. Их достаточно много, и для учителя важно осознать, что использование подобных заданий резко повышает эффективность педагогического процесса.
Следующие примерные методические рекомендации помогут организовать законотворческую учебную деятельность:
1. Обнаружение проблемы.
Учитель представляет проблемную ситуацию для учащихся, которые должны обнаружить проблему. Он помогает найти и понять ее. Данный этап является мотивирующим для последующей деятельности.
2. Определение проблемы.
Учащиеся и учитель углубляют понимание проблемы и дают ее ясное, понятное, по возможности полное описание.
3. Определение способов разрешения проблемы.
Учитель организует мозговой штурм проблемы и создает список возможных способов ее разрешения.
4. Исследование способов разрешения проблемы.
Учащиеся и учитель обсуждают и анализируют их, выделяют наиболее приемлемые и эффективные.
5. Составление свода правил, норм. Создание стандартов.
Результаты оформляются в виде свода правил, норм, стандартов, которые впоследствии принимаются. Процедура принятия правил обсуждается.
6. Соблюдение или действие свода правил, норм, стандартов.
Учащиеся и учитель принимают обязательство соблюдать принятые правила, использовать стандарты в практике.
7. Анализ и оценка ранее принятых правил, стандартов.
После определенного времени следует вернуться к ранее принятым правилам и проанализировать, оценить их, если нужно, внести коррективы, дополнения. Подведите промежуточные итоги.
Не забывайте, что создание, принятие и соблюдение правил, норм, стандартов – это открытая деятельность, требующая тщательной предварительной подготовки, настойчивости, честности, смелости и постоянного обращения к уже действующим правилам и их уточнения, только тогда данная учебная деятельность окажется полезной.
При этом учителю важно обратить внимание на ключевые методические вопросы, раскрывающие цели, задачи, методы, важнейшие условия и оценивание данного вида деятельности. Учителю всегда стоит задать несколько вопросов, чтобы глубже осмыслить, что и зачем мы делаем, какую цель преследуем, каков ожидаемый результат, каково значение принимаемых правил, как оценить их пользу, какие значимые условия следует принять во внимание, каков уровень сопровождения со стороны учителя требуется, чтобы учащиеся смогли принять решение и оценить его.
Чтобы правила, нормы, стандарты приобрели “товарный вид” или четкие очертания, с учащимися следует составить условия составления хороших правил. Они могут выглядеть следующим образом:
1. Правило должно быть ясным и понятным.
2. Правило должно быть точным и конкретным.
3. Правило должно касаться всех и применяться ко всем одинаково.
4. Правило не должно нарушать закон.
5. Правило должно отражать законные цели.
6. Правило должно соблюдаться.
Законотворческая учебная деятельность сможет оказать решительное действие на качество образовательного процесса, радикально оздоровить отношения между учителями и учащимися, поможет увидеть перспективы личностного роста и общественного развития в рамках жизненного правового пространства.
Юрий АНТЮХОВ,
учитель истории и граждановедения
Орел
Комментарии