Ученикам задаются вопросы, исключающие однозначный ответ (да или нет), это действенные вопросы, побуждающие к размышлению.
Например.
Вопросы, побуждающие открытию в теме нового, неизвестного. Данные вопросы моделируют интерес учеников к предмету, активизируют любознательность и воображение:
– Если исчезнут все зеленые растения на Земле, что произойдет?
– Почему люди не летают как птицы?
-Что произошло бы с человеком, если он смог дышать и под водой?
Вопросы на более глубокое осмысление темы. Вопросы подобного рода помогают сконцентрировать и расширить важные, ключевые идеи изучаемой темы. А также данные вопросы помогают установить взаимосвязь между изучаемыми и изученными ранее явлениями, процессами и понятиями:
– Что объединяет эволюционные взгляды Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина?
– Для чего человеку нос?
– Если бы человек не был биосоциальным существом, то что бы с ним произошло?
– Почему стенки внутренних органов образованы гладкой мышечной тканью, а язык поперечно-полосатой мышечной тканью?
Вопросы рефлексивного характера, направленные на личностное восприятие, осмысление темы учеником (по типу: что заставляет тебя так думать или как ещё мы можем это доказать?):
– Почему говорят, что в здоровом теле – здоровых дух? Аргументируйте свой ответ.
– Расскажи больше о взаимосвязи мышления и трудовой деятельности.
-Что такое жизнь? А как об этом скажет химик или поэт?
Прием “Круг точек зрения”.
Суть: дать школьникам возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, в зависимости от выданой им роли. Общение строится на основе командной работы. В результате общения ученики отвечают на один вопрос по разному, с разных точек зрения.
Подробнее:
На уроке дана проблемная ситуация: загрязнение реки из-за аварии на сахарном заводе. Часть непереработанных отходов попала в реку, вызвала гибель рыб.
Роли:
№1 – директор предприятия,
№2 – экологический контроль,
№3 – мастер смены,
№ 4 – корреспондент местной газеты.
Теперь, когда у каждого своя роль, давайте посмотрим на проблемную ситуацию, каждый вначале даст оценку произошедшей ситуации, а затем, учитывая вашу роль, запишите на своих листках по одному воросу, которые задали бы вам остальные три участника, чтобы прояснить данную ситуацию.
Например, вы – директор предприятия (участник № 1). Запишите один вопрос, который задал бы вам экологический контроль, мастер смены и корреспондент местной газеты по проблемной ситуации. Прередайте свои вопросы однокласснику по часовой стрелке.
Затем, в классе происходит смена ролей: теперь участник № 1 не директор предприятия, а корреспондент местной газеты.
Прием “Круг точек зрения” – это круг новых ролей в зависимости от полученных вопросов и различные ответы, с точки зрения новой роли. Дети учатся активно слушать друг друга, сопереживать, строить взаимные пути решения выхода из сложившейся ситуации, а гланое – прием позволяет каждому школьнику посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.
КУБ
Куб – фигура с шестью сторонами и с разными заданиями на каждой стороне куба. Ученик выполняет выпавшее ему упражнение.
Фразы на кубе:
– проиллюстрируйте это,
– задайте об этом вопрос,
– свяжите это с чем-то ещё,
– какое это имеет значение?
– сравните с другими предметами,
– опишите это.
Данный прием позволяет сформировать умение изучать явления, факты, процессы и события с различных сторон.
Алла Головенькина, учитель биологии, заместитель директора средней школы №1 города Нурлат Республики Татарстан, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»
Фото из личного архива автора
Комментарии