search
main
0

Методические приемы для активизации мышления учеников.

Ученикам задаются вопросы, исключающие однозначный ответ (да или нет), это действенные вопросы, побуждающие к размышлению.

Например.

Вопросы, побуждающие открытию в теме нового, неизвестного. Данные вопросы моделируют интерес учеников к предмету, активизируют любознательность и воображение:

– Если исчезнут все зеленые растения на Земле, что произойдет?

– Почему люди не летают как птицы?

-Что произошло бы с человеком, если он смог дышать и под водой?

Вопросы на более глубокое осмысление темы. Вопросы подобного рода помогают сконцентрировать и расширить важные, ключевые идеи изучаемой темы. А также данные вопросы помогают установить взаимосвязь между изучаемыми и изученными ранее явлениями, процессами и понятиями:

– Что объединяет эволюционные взгляды Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина?

– Для чего человеку нос?

– Если бы человек не был биосоциальным существом, то что бы с ним произошло?

– Почему стенки внутренних органов образованы гладкой мышечной тканью, а язык поперечно-полосатой мышечной тканью?

Вопросы рефлексивного характера, направленные на личностное восприятие, осмысление темы учеником (по типу: что заставляет тебя так думать или как ещё мы можем это доказать?):

– Почему говорят, что в здоровом теле – здоровых дух? Аргументируйте свой ответ.

– Расскажи больше о взаимосвязи мышления и трудовой деятельности.

-Что такое жизнь? А как об этом скажет химик или поэт?

Прием “Круг точек зрения”.

Суть: дать школьникам возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, в зависимости от выданой им роли. Общение строится на основе командной работы. В результате общения ученики отвечают на один вопрос по разному, с разных точек зрения.

Подробнее:

На уроке дана проблемная ситуация: загрязнение реки из-за аварии на сахарном заводе. Часть непереработанных отходов попала в реку, вызвала гибель рыб.

Роли:

№1 – директор предприятия,

№2 – экологический контроль,

№3 –  мастер смены,

№ 4 – корреспондент местной газеты.

Теперь, когда у каждого своя роль, давайте посмотрим на проблемную ситуацию, каждый вначале даст оценку произошедшей ситуации, а затем, учитывая вашу роль, запишите на своих листках по одному воросу, которые задали бы вам остальные три участника, чтобы прояснить данную ситуацию.

Например, вы – директор предприятия (участник № 1). Запишите один вопрос, который задал бы вам экологический контроль, мастер смены и корреспондент местной газеты по проблемной ситуации. Прередайте свои вопросы однокласснику по часовой стрелке.

Затем, в классе происходит смена ролей: теперь участник № 1 не директор предприятия, а корреспондент местной газеты.

Прием “Круг точек зрения” – это круг новых ролей в зависимости от полученных вопросов и различные ответы, с точки зрения новой роли. Дети учатся активно слушать друг друга, сопереживать, строить взаимные пути решения выхода из сложившейся ситуации, а гланое – прием позволяет каждому школьнику посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.

КУБ

Куб – фигура с шестью сторонами и с разными заданиями на каждой стороне куба. Ученик выполняет выпавшее ему упражнение.

Фразы на кубе:

– проиллюстрируйте это,

– задайте об этом вопрос,

– свяжите это с чем-то ещё,

– какое это имеет значение?

– сравните с другими предметами,

– опишите это.

Данный прием позволяет сформировать умение изучать явления, факты, процессы и события с различных сторон.

Алла Головенькина, учитель биологии, заместитель директора средней школы №1 города Нурлат Республики Татарстан, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

Фото из личного архива автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте