search
main
0

Методические этюды. Диалог на равных

Понятие «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать: находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или с кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодиалог учителя и ученика.

Характеристика взаимного обучения:

а) это специальная форма организации познавательной деятельности;

б) обучение имеет конкретные и прогнозируемые цели;

в) главная цель – создание комфортных условий обучения, когда ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Суть интерактивного обучения – учебный процесс организуется таким образом, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания.

Учащиеся имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познавания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактив предполагает создание на уроке атмосферы особой доброжелательности и взаимной поддержки.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими.

В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся: критически мыслить, анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссии.

При интерактивном обучении организуются: индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.

При интерактиве применяются: исследовательская проектная работа, ролевые игры, работа с документами, работа с различными источниками информации, творческие задания.

Формы интерактивного обучения: «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления (полученные ранее на уроках или в житейском опыте).

Обсуждаемые темы на интерактивном уроке не должны быть узкими или закрытыми.

При обсуждении правовых аспектов предметом группового обсуждения может стать, например, спорная законодательная норма (альтернативная служба: миф или реальность), судебное решение или фрагмент документа (Конституция, Уголовные, Гражданский, Семейный, Трудовой кодексы).

С учащимися 5-6-х классов уместно начинать с наиболее простых форм групповой работы («вертушка», «большой круг», «аквариум»).

Эти формы позволяют учащимся выразить свое мнение, взгляд и оценку, а также, услышав аргументы партнера по игре, отказаться от своей точки зрения или изменить ее.

Интерактив требует не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению.

Наиболее простая форма групповой работы – «большой круг»:

1-й этап – группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему;

2-й этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик самостоятельно, индивидуально на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы;

3-й этап – по кругу каждый зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикуя) и проводит голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» применяют в тех случаях, когда возможно быстро определять пути решения вопроса.

«Аквариум» – форма диалога, когда учащиеся обсуждают проблему перед лицом общественности. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести диалог по проблеме.

Ольга СЕВЕРИНА, учитель обществознания, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте