search
main
0

Методическая служба, или Обыкновенное чудо

В школе №1514 с 2021 года реализуется весьма эффективный проект. В нашем комплексе 10 подразделений (школы и детские сады, 7000 учеников, 800 работников, из которых 400 – педагоги). В подразделениях поначалу существовали разные воспитательные традиции и образовательные уклады. Перед руководством учебного комплекса встала нетривиальная задача с многоуровневым условием: с одной стороны, ввести стандарт воспитательной и образовательной деятельности и, следовательно, добиться высоких результатов обучающихся, а с другой – сохранить лучшие традиции и достижения каждого подразделения, помочь воспитателям и преподавателям адаптироваться к новым условиям, наконец, достичь важного принципа «из множества – единство».

В 2017-2019 годах происходило выстраивание управленческой вертикали в образовательном комплексе, а учителя из бывшей гимназии посещали уроки своих новых коллег и подмечали их сильные и слабые стороны, консультировали, помогали, иногда не встречая должного понимания со стороны преподавателей и воспитателей присоединенных школ, поскольку эти консультации и помощь носили скорее спонтанный, несистемный характер. Возникла необходимость привнести в процесс взаимопомощи учителей системные решения и действия, управленчески продуманные, спланированные и организованные на должном уровне. Чтобы реализовать данную насущную потребность, в школе №1514 и была создана специальная служба, которая призвана оказывать всем учителям, воспитателям и работникам дополнительного образования методическую поддержку в каждодневной работе.

Основной замысел методической службы заключается в том, чтобы школа смогла не только увидеть результаты своей работы, но и отследить сам процесс образовательной деятельности. Мы исходили из гипотезы, что изучение и работа над образовательным процессом позволят не только более точно прогнозировать результаты, но и улучшать их.

Структура и организация методической службы вписаны в управленческую вертикаль школы №1514. Руководителем методической службы является заместитель директора по содержанию образования, ответственным за отбор, обучение, консультирование, инструктирование методистов – старший методист школы. На уровне подразделений школы методическая служба осуществляет свою работу через методистов. К кандидатам в методисты предъявлялось несколько требований: хорошая динамика образовательных результатов учащихся, опыт работы в сфере образования не менее пяти лет, первая или высшая квалификационная категория.

В основание работы методической службы положен принцип «нет учителя без методиста». Поэтому число методистов в школе более 40. Второй принцип – психологический и профессиональный комфорт в отношениях методистов и учителей. Руководство службы обеспечивает на этой основе хороший психологический климат и деловой настрой в работе методических групп учителей. Основное подразделение методической службы школы – методическая группа учителей (от 6 до 10 коллег при одном методисте), как правило, одного предмета (или начальной школы), но иногда и двух родственных предметов.

В обязанности методиста входят посещение и анализ уроков закрепленных за ним учителей, проведение с учителями занятий по совершенствованию уроков (дидактическая структура урока, подбор вида урока, эффективность урока), непосредственная помощь в подготовке уроков. Методисты также отвечают за подготовку к проведению и последующий анализ независимых диагностик, помогают (и контролируют) учителям в работе с электронным журналом. Учебная нагрузка методиста ограничена 18 часами, обязательное посещение уроков (не менее 4 в неделю) стоит в его недельном расписании, работа методиста оплачивается.

Таким образом, методическая служба, с одной стороны, стала реальным инструментом помощи учителям, а с другой – весьма важным средством внутришкольного контроля. Особое значение методической службы раскрывается при работе с молодыми педагогами, которые больше других нуждаются в сопровождении.

В течение 2022-2023 учебного года происходило становление методической службы. В первом полугодии члены управленческой команды школы (директор и все его заместители) с целью диагностики наиболее распространенных проблем и поиска кандидатов в методисты посетили большое количество уроков учителей из разных подразделений, как опытных и заслуженных, так и молодых и проблемных. Затем были создан проект структуры службы и разработаны документы, регламентирующие ее деятельность. В течение января-февраля 2023 года были подобраны кандидаты в методисты, прослушавшие затем подготовительный учебный курс о дидактике современного урока, наиболее распространенных образовательных технологиях, в котором были обозначены выявленные проблемы и пути их решения, сформулированы задачи методической службы на 2023-2024 учебный год.

Летом 2023 года методическая служба была укомплектована и в августе приступила к работе. Руководитель методической службы осуществляет постоянное взаимодействие и управление методической службой. Раз в 5-6 недель проходят очные собрания методической службы, на которых ставятся очередные задачи, подводятся итоги и происходит обмен мнениями между методистами по вопросам, связанным с их деятельностью.

Коротко скажем о результатах за прошедшие неполных четыре месяца работы методической службы школы, чтобы обосновать подзаголовок статьи.

За это время были обучены необходимым методическим компетентностям более 40 методистов, а ими в свою очередь – около 400 педагогических работников непосредственно в школе.

За это время было посещено, проанализировано, обсуждено с коллегами более 600 уроков в начальной школе и по всем предметам основной и средней ­школы.

Практически прекратились жалобы родителей на качество обучения, а ведь от этих жалоб администрация школы страдала несколько последних лет.

Удалось почти все уроки вывести на приемлемый дидактический и предметно-методический уровень.

Наконец, учителя школы почувствовали плечо товарища. Активизировалась профессиональная жизнь. Начались, казалось бы, давно забытые разговоры в учительской о сути педагогической профессии, своих находках, о развитии школы.

По-новому, и вновь оптимистично, в нашей школе зазвучит старое и почти забытое обращение «С Новым годом, дорогие товарищи!».

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, руководитель методической службы школы №1514, учитель истории и обществознания

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте