Начальная школа. Русский язык
Бобик, Булька, Бим, Барбос букве задали вопрос…
Когда перелистываешь “Космические прописи”, становится немного жаль, что уже умеешь писать и нельзя поучиться этому заново.
Первые сюжетные прописи, созданные на основе новой развивающей ассоциативной методики, превращают нелегкий и кропотливый труд по освоению каллиграфии в увлекательную творческую игру.
Сегодня об этих прописях, выпущенных недавно издательством “АСТ-ПРЕСС”, рассказывают их авторы – Ольга СОБОЛЕВА, ст. преподаватель кафедры русского языка Таганрогского государственного педагогического института, и Василий АГАФОНОВ, научный сотрудник Таганрогского радиотехнического университета.
се началось с постижения несложной методической истины: игра не должна быть случайным или факультативным элементом в процессе обучения ребенка. Игра – естественная и самая эффективная форма обучения, в том числе обучения навыкам письма. И мы решились составить новые прописи.
Как и все прописи на свете, они предназначены для того, чтобы научить ребенка писать. Но в то же время не похожи ни на какие другие. Прописи не простые, а “космические”.
Благодаря идее космического путешествия к звезде Альфа Вита первая встреча с письменными буквами превращается в увлекательную и полезную игру. Именно первая встреча во многом определит отношение ребенка к процессу письма и к собственной письменной речи. Задача прописей – не только сформировать навыки письма, но и создать оптимистическую учебную установку, включить эмоционально-образную память и ассоциативное мышление на первом этапе работы с буквами.
Успех реален, если взрослый человек (мама, папа, учитель) согласится принять условия игры. Игра – сюжетная. Принят сигнал с далекой неизвестной звезды, и капитан Ученый Кот набирает детский экипаж для полета к ней. Подойдут семилетние и шестилетние, можно подняться на борт космического корабля и в пять лет, если не слишком страшно. Итак, “берите космические ручки, открывайте космические прописи и… летим!!!”
Каждая планета на пути к таинственной звезде – прописная буква, а вокруг каждой планеты вращается ее спутник – строчная буква. И живут на этих планетах инопланетяне из букв… Есть еще астероиды: “ы”, “ь”, “ь”.
Чтобы совершить посадку на любую планету, спутник или астероид, нужно очень точно описать определенную траекторию. Конечно же, эти траектории совпадают с очертаниями письменных букв!
Но все это позже. А вначале – тренировочные полеты: по прямой, и с поворотами, и по кругу, и даже фигуры высшего пилотажа.
Если какой-нибудь девочке (и даже мальчику!) в космосе очень страшно, они могут представить себе, что катаются на льду и их коньки так же, как корабль в космическом пространстве, выписывают простые и сложные траектории или что они вышивают тоненькой ниточкой по белому, как тетрадный лист, полотну. Впрочем, в космосе рядом с опытным капитаном – Ученым Котом – тоже достаточно уютно.
Вот только тексты на бортовом компьютере прочтет не любой первоклассник, а только тот, кто еще до школы быстро и ловко скользил по печатным строчкам. Но ничего страшного не случится, если тексты, набранные печатными буквами, прочитает вслух “взрослый играющий”.
Каждая страница разделена невидимыми границами на три части.
Первую часть занимает изображение планеты, ее спутника и шуточный текст рядом с этим изображением. В этом тексте обыгрываются либо особенности написания буквы, либо значения слов, которые не могут без нее обойтись.
Это может выглядеть вот так:
Фрагмент 1.
Эта планета – одна из самых красивых, но полна необычайных неожиданностей. Не торопитесь совершать посадку. Сначала полюбуйтесь ею издалека.
У жителей здесь несговорчивый характер. Они любят говорить: “Нет! Не надо! Не нужно!”
А вы какие слова говорите чаще всего?
Или так:
Фрагмент 2.
Однажды девочка [[smpbold]]ля так завертела свою юлу, что та улетела в космос и превратилась в планету [[smpbold]]. И все на этой планете вертятся как юла. [[smpbold]]ркие такие!
А севера на этой планете вовсе нет – везде юг. Не замерзнете, не заболеете! И пилюли глотать не надо!
А еще вот так:
Фрагмент 3.
Может быть, вы подумали, что на планете Я живут одни выскочки и все якают: “Я! Я! Я!”? Вовсе нет! Или что здесь едят только яблоки и ягоды? Тоже нет. Просто на вопрос “Кто поможет?” каждый всегда отвечает: “Я!”
Постарайтесь не просто прочесть ребенку текст, а вместе с ним разобраться, почему именно на этой космической странице напечатан именно этот текст. Обратите внимание малыша на все слова текста, в которых есть буква, именем которой названа планета. Сопоставьте образ печатной буквы и ее “письменной сестры”.
Вторая часть страницы отдана освоению новой траектории. Сначала отдельные элементы, затем буквы, потом, уже после совершения посадки, – слоги, слова и предложения. Последовательность на каждой странице соблюдается очень строго! Но зато во всем остальном – никакой строгости. Мы говорим совершенно серьезно: “Ведь это игра!” И если не получается сесть на “упрямую” планету с первого раза (или даже с десятого), не беда! Космические ручки всегда под рукой, а дополнительные тренировки капитан Ученый Кот только приветствует. Так что главное условие игры – не забывать, что мы играем, а не выполняем какую-то обязательную работу. Ожидание отрицательного результата – “меня поругают, что не сразу посадил корабль” – разрушит весь эмоциональный контекст прописей.
Обращаем ваше внимание еще на два важных момента!
Первый. Элементы букв предлагаются детям в такой последовательности, чтобы по возможности обеспечить чередование нагрузки на разные группы мышц руки. Это снижает утомляемость мышц и одновременно повышает скорость письма.
Второй. На многих страницах вы обнаружите особую строку, которую мы условно называем “плавающей” или “ступенчатой”: в пределах одной строки, высота которой уменьшается в несколько этапов, ребенок пишет буквы (или их элементы) разной величины.
Преимущество такой методики в том, что у ребенка 5-7 лет мелкие мышцы рук, отвечающие за рисование и письмо, недостаточно развиты и скоординированы и ему легче “освоить букву”, если на первом этапе обучения ее зрительный образ по размеру больше, чем это предусмотрено требованиями каллиграфии, а моторика воспроизведения этого образа не требует слишком большого напряжения именно мелких мышц. Не случайно рисунки детей в этом возрасте отличаются размашистостью: им трудно изобразить мелкие детали. Ступенчатая строка дает возможность постепенно “привыкнуть” к букве. В конце такой строки, на ее последней ступеньке, ребенок пишет несколько букв, размер которых меньше, чем предусмотрено каллиграфией, стараясь в точности сохранить и передать образ буквы. Зато на следующей, “обычной”, строке ему почти легко: ведь буквы стали крупнее!
Кто хочет, может выучить стихотворение-шутку:
Бобик, Булька, Бим, Барбос
Букве задали вопрос:
“Помоги понять нам все же,
Чем мы все всегда похожи?”
Буква им дала ответ:
“Тем, что без меня вас нет!
Но я знаю вас с начала,
А с конца и не видала”.
Ступенчатая строка используется в начале путешествия и при приближении к планетам и спутникам со сложной траекторией посадки (то и дело переходя с методической терминологии на язык фантастики, мы пытаемся включить вас, дорогие взрослые, в эмоционально-образное пространство учебной игры).
Третья часть страницы – прежде всего развивающая. Здесь и построенные из элементов буквы “неожиданные” рисунки, с которыми нужно “что-то сделать”, и самые разнообразные задания, тоже напрямую связанные с письменными буквами и апеллирующие к эмоционально-образному, ассоциативному мышлению ребенка, пробуждающие его фантазию и воображение. Эта часть каждой страницы, к удовольствию детей, достаточно непредсказуема и прячет до поры до времени немало сюрпризов. Надеемся, что ребенок с радостью придумает и выполнит “смешные рисунки” из букв и их элементов, прочтет шуточные стихи о буквах и первых орфографических правилах в своей жизни, найдет сбежавшую букву, разгадает смысл каламбуров и так далее.
Третья часть страницы бывает такой:
Фрагмент 4.
Нарисуйте букву эту,
Как она идет по свету.
Где она – там вечный бой,
Всюду крики: “Ой-ой-ой!”
Но зато с ней дружат чайки,
Без нее не сделать гайки,
Без нее не сваришь чай…
Что за буква? Отвечай!
Кульминационный момент игры – посадка на планету Алфавит, самую близкую к звезде Альфа Вита. Последние страницы “Космических прописей” ваш ребенок “проведет” на этой планете. Капитан Ученый Кот подарит каждой букве веселое стихотворение и рисунок. Но рисунки не раскрашены, а стихи для скорости напечатаны на машинке: ведь букв 33!
Однако к подаркам нужно относиться серьезно! Поэтому мы предлагаем ребенку раскрасить рисунки и переписать стихи от руки как можно красивее. Обратите его внимание на то, что теперь он больше не копирует “письменные тексты”, как на предыдущих страницах, а заменяет печатные буквы письменными, как бы переводя каждую букву из одного образа в другой. Мы старались, чтобы стихи получились забавными и неожиданными и этим привлекли бы внимание к букве и помогли зафиксировать ее в памяти.
Например, о букве “Д”:
На диване чемодан.
Тяжело тебе, диван!
Собиралась “Д” в дорогу,
Села в поезд – поезд дрогнул!
Вот теперь ребенок проверит, не зря ли он проделал такой долгий путь и побывал на стольких планетах, помнит ли, какие траектории описывал космический корабль, не забыл ли все сложности посадки на каждую планету и каждый спутник.
Когда доберетесь до последней страницы, можно устроить праздник на планете Алфавит – с чтением стихов, выставкой рисунков и новыми играми, которые придумают сами члены экипажа.
А после праздника при желании можно и пролистать прописи от конца к началу, как бы совершая обратный путь, – вспомнить самые интересные и “смешные” задания, по пути “приземлиться” на пять-шесть планет, с которыми во время путешествия было больше всего хлопот. На этот раз посадку можно совершать, пользуясь чистым тетрадным листом, положенным рядом с космической страницей.
Таким образом, все задания – от “палочек” до списывания текстов, набранных печатными буквами, – связаны общим сюжетом и постоянным персонажем – Ученым Котом.
Новые прописи созданы на основе ассоциативной методики с использованием принципа фантастической аналогии. Образный мир прописей учит ребенка воспринимать и создавать самому неожиданные ассоциации, усваивать новое через нестандартную аналогию, через эмоционально-оценочную установку.
Весь материал прописей – это десятки связанных друг с другом ассоциаций и в то же время одна сложная ассоциация, фантастический мир, построенный по законам аналогии.
Не разрушайте обычными, принятыми на уроке формулировками поэтический образ буквы, не ломайте привычными методами контроля хрупкий мир, созданный в этих прописях, – мир, который позволит ребенку учиться письму легко и весело, получая радость и удовлетворение не только от результата, но и от самого процесса учения.
Известно, что психика человека, и ребенка в особенности, неизбежно сопротивляется всему обязательному. Помня об этом, мы попытались уйти от дидактизма: веселые и полные космической романтики приключения в прописях позволяют ребенку все время оставаться самим собой.
Заниматься по “Космическим прописям” с равным успехом могут все – первоклассники, которые учатся по любым программам и учебникам, и те, кто только готовится ими стать. В любом случае их ждет “учение с приключением”.
Комментарии