Быстрое развитие технологии, средств коммуникации, резкое увеличение количества информации, обрушивающейся на человека в ХХI веке, требуют новых подходов в обучении и воспитании будущих поколений. В перспективе эти тенденции будут только усиливаться. Тот факт, что развитие новых принципов обучения значительно отстает от развития общества, что необходимо обучать учащегося мыслить системно и формировать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни, как основную задачу системы образования отмечал еще в 20-е годы ХХ века известный английский философ А.Н.Уайтхед. Наиболее четко и коротко концепцию системы образования ХХI века сформулировал доктор А.Урбански, вице-президент Американской ассоциации учителей: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению» (Урбански, 1996).
Основная функция мышления – анализировать причины явлений и процессов, происходящих в природе и обществе, выявлять закономерности, их порождающие, и, используя полученные знания, находить новые идеи в проблемных ситуациях – в тех ситуациях, когда нет готовых способов действия. В результате учебного процесса должны быть сформированы следующие мыслительные способности:1. Умение анализировать ситуации, то есть устанавливать причинно-следственные связи, обнаруживать скрытые зависимости и связи; умение обосновывать и рассуждать, умение предвидеть последствия.2. Умение интегрировать и синтезировать информацию, то есть умение организовывать информацию и делать выводы.3. Чувствительность к противоречиям, постановка и решение проблем.4. Дивергентное мышление – это гибкость, беглость, оригинальность.5. Богатое воображение.Системное мышление – это способность человека учитывать все аспекты системного подхода, иначе говоря, воспринимать и мыслить всесторонне, целостно, видеть окружающую реальность в ее многогранности, учитывать влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от мышления ребенка, которое является нерасчлененным и синкретическим. Важно, чтобы человек сохранил способность творчески и системно осмысливать окружающую его действительность и осуществлять позитивные преобразования с учетом всего комплекса возможных, в том числе и отдаленных, последствий. Таковы современные требования к успешной личности. В связи с этим одним из важнейших аспектов образования будет являться формирование системного мышления. В практической деятельности системное мышление проявляется в умении: рассматривать объекты и явления окружающего мира как системы в их развитии и взаимосвязи; анализировать ситуации, то есть уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявлять противоречия, решать проблемы; обнаруживать скрытые зависимости и связи; интегрировать информацию, делать выводы, позволяющие предвидеть последствия.Принято считать, что системное мышление является наиболее выигрышной чертой диалектического мышления. На системном подходе основана система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), она подразумевает доскональное изучение системы, которую надо улучшить. Как показывает опыт моей практической работы, приемы развития системного мышления, разработанные в соответствии с этой теорией, успешно применимы к урокам английского языка.С точки зрения развития системного мышления объекты и явления, входящие в некую систему, нужно рассматривать как самих по себе, так и в связи с множеством иных явлений и объектов. Понятно, что ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть абсолютно все связи практически невозможно и теоретически бессмысленно. Для решения реальных задач человеку достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели и используются понятия системного подхода. Альтернатива системному мышлению – предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними, внешних и внутренних.На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.Примером такого метода является мультисенсорный подход, который очень эффективен. В его основе лежит теория множественного интеллекта, разработанная ГовардомГарднером (Великобритания). Этот метод основан на принципе: «Если ребенок не учится тому, чему вы учите, смените метод и учите ребенка так, как он может выучить!» C его помощью можно эффективно задействовать три канала восприятия одновременно: слух, зрение, осязание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого обучающегося во время урока, будь то аудиал, визуал или кинестет.Например, в игре «Угадай фрукт/овощ» учащийся должен назвать фрукт или овощ по запаху, размеру или цвету.Известно, что дети любят рисовать. Так почему бы не совместить изучение языка с рисованием? Я даю ученикам задание нарисовать комнату своей мечты и описать ее своему соседу, после чего сосед описывает «свой райский уголок». В этом задании мы развиваем разговорную речь, также учимся работать в парах.В своей работе я использую различные истории, игры, рифмовки и песни, основанные на движении, способствующие развитию ассоциативной памяти учащихся. В движении активизируются навыки говорения, происходит повторение лексического материала в произвольной форме. Многочисленное повторение доводит навык до автоматизма. На уроках я использую и физкультминутки, отражающие принципы этого метода.Изучение иностранного языка успешно позволяет использовать приемы развития системного мышления. На уроках я использую ряд заданий, которые развивают лексические, коммуникативные навыки, умение работать в команде и успешно формируют умение системно мыслить. Эти задания можно выполнять индивидуально, в парах или группах.Упражнение «Собери объект»Учащиеся собирают объект из частей. Это задание может успешно применяться для школьников любого возраста. Младшие школьники могут с удовольствием собирать картинки, игрушечные предметы, относящиеся к определенной тематической группе, собирать предмет из деталей, называя и описывая их на английском языке. Старшие учащиеся собирают части слов, предложений, реплики диалогов, части текстов. Данные упражнения очень полезны, так как развивают способность создавать из разрозненных частей (подсистем) объект (систему).Пример простейшего задания: учащимся предлагается картинка человека или животного и набор картинок с частями тела. Необходимо назвать части и собрать полное изображение.Упражнение «Составь иерархию частей системы»Методика выполнения упражнения. На столе разложены заранее подготовленные рисунки. На первом рисунке изображена система, например дом. На остальных рисунках, расположенных в хаотическом порядке, – подсистемы: крыша, комнаты, мебель, часть мебели…Ребенку нужно составить (правильно разложить рисунки) иерархию частей (система – подсистема – подподсистема – подподподсистема). Проще говоря, это упражнение прекрасно развивает как лексические навыки по изучаемой теме, так и способности к анализу – синтезу. По возможности следует использовать вместо рисунков разобранные на части разнообразные предметы.Варианты заданий:Земля, Россия, Волгоград, Мамаев курган, памятник «Родина-мать зовет», голова памятника.Город, улица, дом, квартира, комната, предмет мебели.Шкаф с одеждой, пальто, рукав, пуговица, нитки.Упражнение «Составь иерархию надсистем»Это упражнение обратно предыдущему. Нужно расположить хаотично расположенные объекты от наименьшего к наиболее общему (наднадсистема – надсистема – система).Методика проведения упражнения.Это упражнение проводится аналогично упражнению 2. Даны рисунки дерева и в хаотичном порядке: часть леса, лес, тип ландшафта, страна. Учащемуся нужно расположить объекты в правильном иерархическом порядке для данной системы (в нашем случае дерево) и объяснить свой выбор.Примерные задания:Задание 1. Ученик и его надсистемы: класс, школа, город, страна, планета… Задание 2. Шкаф: мебель, квартира, дом, улица, квартал, город, страна…Упражнение «Что здесь простое, а что составное?»Методика выполнения упражнения: учащимся предлагаются рисунки с парами простых и составных предметов (или сами предметы, по возможности).Учитель спрашивает, чем отличаются предметы в указанной паре.Шкаф с одеждой – это система? В этой системе и одежда, и сам шкаф – подсистемы. А пустой шкаф? Это простой объект, но и его можно рассмотреть как систему частей.Примерные задания (пары предметов):Тетрадный лист, тетрадь и набор тетрадей.Помидор и овощной салат.Сдутый шарик и надутый шарик.Вода и квас.Пустая катушка из-под ниток и катушка с нитками.Вода и суп.Вода и лед.Упражнение «Докажи, что один предмет – это много»Методика выполнения упражнения.Учащимся предлагается объект (система). Нужно «разобрать» его на части, назвав его детали или компоненты. Младшим детям очень хорошо предложить реальные предметы и дать возможность на практике разделить предмет на части (игрушечный дом, транспорт, разборная кукла и т. д.). Цель: дети сами должны убедиться, что любой предмет состоит из частей (разных или одинаковых).Примерные задания:Задание 1. Назовите части дома. (Крыша, стены, окна…)Задание 2. Из чего состоит лошадь? (Голова, тело, ноги, шея, хвост, грива, копыта…)Задание 3. Мы решили приготовить к празднику торт. Что нам понадобится? (Масло, мука, яйца, сахар, соль…)Упражнение «Найди целое по ее части, или Метод Шерлока Холмса»Методика выполнения упражнения.Учащимся дается деталь или часть объекта. Задача – определить и описать целый объект. Вариантов может быть много. Например, вишня может быть частью дерева, вишневого варенья, ягодного пирога и т. д.Примерные задания: Задание 1. Стул (мебель, интерьер, магазин, изделия столярной мастерской…).Задание 2. Лист бумаги (книга, настенный календарь, блокнот, тетрадь, пачка писчей бумаги…).Упражнение «Назови целое по его частям»Методика выполнения упражнения.Дано несколько деталей или частей. Требуется предложить варианты целого объекта. Требуется найти С.Примерные задания:Задание 1. Деревья, кусты, трава, ягоды, грибы. (С: лес, парк, роща, тайга, бор, джунгли.)Задание 2. Голова, руки, глаза, туловище. (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет.)Можно обратить внимание детей на тот факт, что чем больше называется подсистем (деталей), тем меньше выбор варианта целого (системы).Упражнение «Продолжи уменьшение и увеличение до предела»Методика выполнения упражнения.Дан объект (система). Называют предмет и просят составить два ряда: в сторону уменьшения размеров до предела и в сторону увеличения размеров тоже до предела.Например, дана система «дерево»: дерево – ветка – лист – клетка – ядро клетки – хромосомы – ДНК – гены – молекулы – атомы – ядра атомов – элементарные частицы – кварки (мельчайшие «кирпичики» мироздания).Теперь в сторону увеличения размера: дерево – лес – ландшафт – материк – Земля – Солнечная система – созвездие – Галактика – Метагалактика – Вселенная.Это называют «системным лифтом».Можно показать учащимся, что подобное рассмотрение (увеличение и уменьшение размеров) можно начинать с любой системы, конечный результат (Вселенная и кварки) будет тот же….Комната – квартира – дом – город – район – область – страна – материк…Так можно «погулять» по всем частям Вселенной. Ребенок должен понять, что мир бесконечен и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения, и вверх, и вниз.Упражнение «Что посередине»Методика выполнения упражнения.Дан большой и маленький объекты (подсистема и надсистема). Требуется назвать объект (определить систему), находящийся посередине.Примерные задания:Задание 1. Колесо – ? – транспорт (автомобиль, трамвай, велосипед , поезд, мотоцикл).Задание 2. Лист – ? – дерево (ветка).Правильных ответов может быть много. Можно предложить учащимся самим придумать подобные задания.Вопросы на понимание состава систем:Продолжи ряд: ноготь, палец, ладонь…Продолжи ряд: спица, колесо…Продолжи ряд: буква, страница…Назови самую большую систему, которая тебе известна.Назови части вооружения рыцаря (шлем, копье, меч…).Найди лишнее слово, назови, по какому признаку (критерию) оно лишнее:Сазан, щука, лещ, камбала, карась, сом.Акула, треска, кит, камбала, минтай, салака.Рожь, овес, пшеница, ячмень, кукуруза, сорго, тимофеевка, клевер, помидоры.Придумайте сами несколько рядов с одним-двумя лишними объектами.Что общего у ежа, елки, швейной машинки? Что общего у паровоза, дома, корабля?Вопросы на понимание системного эффекта1. Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (Разделение функций – одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения…)2. Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, воспроизведение субстрата, опыление…)3. Зачем люди живут деревнями, строят города?4. Зачем детей в школе объединяют в классы?5. Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга?Задания на умение находить главное1. На Землю прилетел инопланетянин и хочет знать о Земле все. Расскажи ему самое главное десятью фразами (10 мыслями).2. Проанализируйте сказку (любую) на предмет возможности исключения из нее каких-то персонажей. Кого можно исключить, кого нельзя исключить? 3. Из каких главных частей состоят стол, велосипед, чайник, холодильник, лампочка? Как связаны между собой эти части?4. Без каких компонентов можно сварить суп, а без каких нельзя?Практика показывает, что детям проще назвать предмет, чем описать его признаки. Я часто прошу детей в течение ограниченного времени записать по группам слова (существительные, глаголы, прилагательные), которые у них ассоциируются с определенной темой или определенным понятием. Очень часто группа прилагательных оказывается самой малочисленной. Нам всем известно, что прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной, яркой и красочной. Я хотела бы поделиться некоторыми упражнениями и заданиями, которые использую в своей практике. Они помогают детям расширить и обогатить свой словарный запас прилагательными, активно использовать их в речи. Все тренировочные упражнения можно условно разделить на три группы. Прилагательные отрабатываются на уровне словосочетаний, предложений, расширенных высказываний или ситуаций.Задание «Подбери прилагательные». Нужно назвать предметы, явления и др., которые могут характеризоваться сразу всеми этими прилагательными:а) loyal, considerate, supportive – a friend.Задание «Ступеньки». Необходимо построить ступеньки из слов по восходящим или нисходящим признакам.Это упражнение помогает не только усваивать синонимичные ряды прилагательных и их антонимы, а также расширить словарный запас учащихся. Конечно, количество ступенек зависит от уровня подготовки ученика.Пример задания:BoilingHotWarmCoolColdFreezingРаздели слова по категориям:Tall longElephant snakeDinosaur trainHouse mouseMountain pencilTrain giraffeМожно предложить учащимся составить предложения или небольшой рассказ с полученными словосочетаниями.В заключение хочется добавить, что при использовании на уроках иностранного языка некоторых приемов формирования системного мышления ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс системного мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других. Для педагога знание и применение современных тенденций в методике обучения английскому языку позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной. Обучение системному мышлению помогает выполнить основную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.Вероника ВЛАДИМИРОВА, учитель английского языка частного образовательного учреждения «Средняя школа «Родник», Волгоград
Комментарии