Об ульяновской гимназии №33 нужно рассказывать долго и подробно, начиная с ее богатой истории. Школа набрала свой первый выпуск в 1954 году, гимназией стала 25 лет назад. Инновации в этой образовательной организации начались не вчера. Правильно будет сказать, здесь всегда работали и работают люди, которым неуютно в традиционных рамках.
Взять хотя бы директора Николая Михайловича Прокофьева. Он возглавляет гимназию с 1987 года! На мой взгляд, секрет стабильности и управленческого успеха в том, что Николай Михайлович считает каждого своего педагога «штучным товаром». Неудивительно, что учителя гимназии несколько раз становились победителями областного этапа конкурса «Учитель года России», а филолог Екатерина Владимировна Уба в 2006 году стала победителем всероссийского финала, затем заняла пост министра образования Ульяновской области. Она, кстати, не только работала, но и училась в 33-й. Как и Николай Михайлович, и многие педагоги.Какие же они, учителя 33-й гимназии? Это тема отдельного исследования. Назову одно из ключевых качеств – умение налаживать человеческие отношения с учениками. Не строго иерархические «я носитель знания – ты его потребитель», но дружеские и понимающие (конечно, без панибратства). Это то, что девятиклассники, с которыми я говорила, назвали «родные учителя», «особая атмосфера». Демократические традиции были заложены еще в 60-е годы, когда легендарный учитель физической культуры Иван Дмитриевич Балашов организовал первый школьный лагерь. Целое лето (!) ученики и учителя вместе жили в палатках. Учитель информатики, заместитель директора Альбина Нуруллова рассказывает: «Я училась в 70-е годы, когда лагеря уже не было, но атмосфера осталась. Мы ходили к учителям домой. Я, если надо было, в школе оставалась до 5-6 вечера. Это были учителя другой эпохи». «Вы тоже такие учителя?» – спрашиваю я. «Не знаю…» А мне кажется, такие же. Пусть нет такого лагеря, как в 60-е годы, зато есть день здоровья в сентябре памяти Ивана Балашова, много других мероприятий, которые делают школу привлекательной, а учеников – свободно мыслящими людьми. Например, проектной деятельностью в гимназии занимаются не совсем обычным образом. Называется «погружение в учебную задачу». Это попытка понять, чему дети реально научились в школе, а еще – отпустить их в свободный полет. В этом учебном году в течение двух дней «погружали» параллель седьмого класса. Как это выглядит? Объясняет учитель начальных классов, заместитель директора Ольга Глазистова: «Семиклассники и несколько старшеклассников приходят в актовый зал. Мы специально организуем разновозрастное общение. Мы им говорим: «Сегодня необычный день, вы отправляетесь в неизведанное под руководством старшеклассников. Семиклассники делятся на группы, в каждую группу входит старшеклассник. Делятся сами, мы, учителя, не вмешиваемся. Есть общее направление – «Путешествие». На его основе группы придумывают себе конкретные темы. Куда можно путешествовать? Записывают темы на доске, отсекая узкие и нереальные. Выбирают самое интересное, продуктивное. Например, у нас было путешествие в сон, в историческую эпоху, в школу будущего. Дальше решают, где искать материалы по темам. Открыты интернет-класс, библиотека, телевизионная студия. Цель – создать проект. И он создается днем в школе, вечером – в дистанционном общении с помощью социальных сетей. Утром ребята приходят, за два урока собирают что наработано. Представляют экспертам – педагогам, они дают советы, которые можно учитывать, а можно не учитывать. На 5-6-х уроках защита в актовом зале. Смотрим все проекты. Мы договорились, что учителя вообще не вмешиваются. Они ходят и наблюдают, заполняют рефлексивные листы. Смотрят, умеют ли дети взаимодействовать в группе, договариваться, если не получается…»Результат двух дней погружения в учебную задачу – многие полезные навыки (формирование которых отражено во ФГОС!), а еще налаживание дружеских контактов между младшими и старшими. Учителя начинают понимать, на что способны дети, чем интересуются по-настоящему.Есть в гимназии день самоуправления, сборы методом погружения под названием «Город солнца», потому что все ученики рисуют солнце на нескольких ватманах. Уже 10 лет ежегодно 9 января проводится день старшеклассника. Во время одного такого дня ребята разрабатывали правила школы. После обсуждения школьники пришли на заседание педсовета и смело отстаивали свои позиции. Например, такую: «Если ученик не отвечает, не надо сразу ставить ему «2», дайте возможность реабилитироваться». Или такую: «Не хочу, чтобы учитель меня при всех хвалил». Чтобы напитаться всем тем, чем богата 33-я ульяновская гимназия, надо в нее попасть и прожить некоторое время рядом с учителями и детьми. Вы поймете, что ту самую атмосферу, о которой говорили мне и педагоги, и ученики, создает даже обстановка, скамейки, сработанные родителями, портреты знаменитых историков, писателей, математиков в коридорах рядом с предметными кабинетами, они, кстати, появились в те времена, когда Екатерина Уба была здесь завучем… Или вот стена достижений – на ней закреплены папки со сменными листами, ученики с 1-го по 5-й класс вывешивают здесь самостоятельно информацию о своей жизни – мероприятиях, дежурствах, праздниках. Скоро подобная стена появится напротив – для старшеклассников. Что еще придумают гимназисты и их наставники? Что угодно. Ведь за традиционными рамками так много свободы!
Комментарии