search
main
0

Метеостанция на селе? Да!

Сельская школа становится центром, где согласуются разные цели и разные запросы личности, общества, государства. Для этого Мегапроект “Развитие образования в России” предлагает программы подготовки кадров и реструктуризацию сельских школ. Как это получается, рассказывает руководитель Самарской стратегической команды Галина ГОЛУБ.

се программы подготовки кадров мы сделали под четко обозначенную конкретную проблему – надо делать то-то, люди не умеют, как их научить. В области приоритетом объявлено компетентностно-ориентированное образование, предъявляются новые требования к школам и педагогам, а они, как правило, не владеют необходимыми технологиями. Также возникает проблема, как школе налаживать взаимодействие с местным сообществом. Соответственно появляется еще одна программа подготовки.
Мы работаем с разными категориями слушателей, в первую очередь у нас прошли обучение все директора образовательных центров. Центр – это крупная сельская школа 11-летка, у которой есть филиалы, зачастую только с начальным образованием. В старших классах возможно профильное обучение. Чтобы поддерживать новую структуру, в округе появились ресурсные центры. Они начали работу три месяца назад. Мы отбирали и готовили для них кадры на основе конкурса, и система обучения была жесткой. Тогда ясного представления о том, что такое ресурсный центр, не было. В старой структуре было методическое объединение, оно служило посредником между СИПКРО (институт повышения квалификации) и школой. То есть выбора, где повышать квалификацию, у сельского учителя не было. К тому же он должен был уехать для того, чтобы пройти эти курсы, но ведь ваучер оплачивает только обучение. А питание, проживание, а корова, а дети?
Ресурсный центр изучает спрос учителей и директоров на услуги по повышению квалификации и предложения всего, что есть на региональном рынке, а в будущем и за пределами региона. И он организует повышение квалификации на месте. Учителям теперь не надо ехать в Самару. Сегодня уже очевидно, что в будущем ресурсный центр будет влиять и на формирование самих программ. В его составе и Центр социопсихологической поддержки, и Центр мониторингового образования. Идея, что подготовка кадров опережает некие организационные изменения, оказалась вполне нормальной. Обычно бывало наоборот, и в итоге получали в принципе старую деятельность под новой вывеской.
Еще одна категория слушателей – педагоги. Здесь мы не рискнули бросаться в массовое повышение квалификации, а отобрали те педагогические технологии, которые позволят учителю формировать необходимые компетенции, причем поняли, что нужно обучать не одного человека, а команду. Слушатели прошли уже 4 семинара. Первый был ориентировочный, мы пытались прийти к общему пониманию, что такое компетентностно-ориентированное образование. А затем технологии и метод проектов, чтение и письмо для развития критического мышления, дебаты, портфолио. В школы, где работают эти педагоги, мы постоянно ездим с консультациями. Там начались реальные изменения в организации учебного процесса. Например, стало ясно, что в метод проектов многое не вмещается: надо переделывать образ жизни школы. Сейчас есть три варианта таких перемен.
Вот один из них. Уроки плюс две в году десятидневные проектные сессии. Во время сессий ученики самостоятельно работают над проектами. Такими, как своя метеостанция или интернет-кафе. Учителя на это время превращаются либо в руководителей проектов, либо в консультантов, либо в ведущих групп. Проектов может быть несколько, все идет от запросов детей, родителей и местного сообщества. Все наши программы модульные. Теперь мы ожидаем увеличения числа выпускников сельских школ, способных самостоятельно строить свою жизненную стратегию, и снижения безработицы среди сельской молодежи.

Ирина ДЕМИНА
Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте