Педагоги дошкольного образования постоянно находятся в поисках новых средств и способов воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Перед ними стоит задача современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, развитие представлений об окружающем мире, обучение нормам поведения. Огромная роль в этом процессе принадлежит практической деятельности, в которой участвует сам ребенок, где он получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Одним из способов взаимодействия детей с окружающей средой является метеоплощадка, создание экологического пространства, оборудованной метеостанции, которая дает возможность проводить систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в природе. Это новый вид предметно-пространственной развивающей среды для детей.На территории нашей дошкольной группы школы №2094 создана прекрасная метеостанция с составляющими ее метеодомиком (так ласково называют дети метеорологическую будку) и приборами: термометром, дождемером, флюгером, барометром, компасом, ветряным рукавом и солнечными часами. Организация этого участка обеспечивает возможность общения детей и взрослых, проведения наблюдений, экспериментов. Она позволяет детям самим проводить исследования с доступными материалами, находить и получать ответы на многочисленные вопросы: как? почему? каким образом? Каждый раз познание всего окружающего разворачивается как увлекательное путешествие, от которого дети получают не только радость, но и приобретают опыт. Именно таким образом у них формируются элементарные представления о погоде и ее значении в жизни каждого из нас. Дети с удовольствием участвуют в этих процессах, увлекательно рассказывают нам, родителям, о своих открытиях и наблюдениях, тем самым привлекая взрослых поощрять и поддерживать их любознательность, помогать им в наблюдениях и экспериментах.В гостях у ребят были начальник Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Виктор Васильевич Смирнов и заместитель начальника департамента Елена Васильевна Никулина. Они ознакомились с детской площадкой метеорологии, отметили хороший уровень представленных пособий.Метеоплощадка позволяет решить целый ряд поставленных задач:- знакомство с профессией метеоролога;- знакомство с приборами-помощниками;- обучение снятию показаний с приборов и сравнение между собой;- знакомство детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и его содержимым;- формирование представлений о четырех частях света;- формирование представлений о значении погоды в жизни человека;- работа с картой погоды и дневником наблюдений;- составление прогноза погоды;- приобретение простейших представлений о температуре воздуха, о направлении и силе ветра;- знание примет, пословиц и поговорок о природе.Работа, проводимая на метеостанции, позволяет с первых ступеней обучения вводить детей в увлекательный мир «исследователя». Играя, они с полной серьезностью относятся к тому, что их деятельность нужна всем окружающим в детском саду. Ведь после проведения метеонаблюдений можно посоветовать, как одеться на прогулку, узнать, можно ли есть мороженое в холодную погоду, какая связь между температурой воздуха и одеждой человека, можно ли высаживать растения в открытый грунт, от чего зависит посадка. В процессе наблюдения за небом в ясный и пасмурный день, рассматривания облаков разной формы пробуждается детская фантазия – облака напоминают образы; происходит художественно-эстетическое развитие ребенка. При наблюдении за ветром дети учатся определять его силу с помощью рукава.Исследовательская деятельность на метеостанции помогает детям проявлять любознательность, развивать наблюдательность, уметь делать выводы, учит самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы.В прошедшем учебном году воспитанники подготовительной группы, участвуя в межрайонной научно-практической конференции «Время открытий», готовили проект «Как осень с зимой встречается» на практических материалах, полученных в работе с метеоприборами.Метеостанция, с красиво оформленной экологической тропинкой, ведущей к участку, помимо своего прямого назначения стала изюминкой нашего сада, что вызывает неподдельный интерес со стороны как детей, так и родителей. А вся продуманная и слаженная работа воспитателей организована и направлена таким образом, чтобы показатели активности детей и растущий интерес к наблюдениям не только не снижались, но, напротив, возрастали и набирали обороты с каждым днем.Людмила БУТУК,мама воспитанника дошкольной группы школы №2094
Комментарии