search
main
0

Метапредметный урок: первые шаги

​Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Плохо, что учитель зачастую далек от понимания сути метапредмета и того, как можно применять метапредметный подход на уроках. А у меня уже есть собственный опыт работы при построении метапредметного урока.

Логика конструирования такого урока представлена в различных современных педагогических теориях. Мне близок взгляд Юрия Громыко, отраженный в книге «Метапредмет. Проблема». Я преподаю историю, и проблемное изучение истории и обществознания на современном этапе развития педагогической науки я считаю одним из самых перспективных. Основная цель моих уроков – показать на разном учебном материале, каково строение и основные принципы процесса проблематизации (интеллектуальной технологии, обеспечивающей выявление отсутствующих знаний в различных научных и практических областях). Шаг 1 – постановка проблемы (в этом технология преподавания метапредмета «Проблема» близко смыкается с методом образовательных проектов). Вот несколько вариантов проблемных уроков:     «Свобода в творчестве А.С.Пушкина». Это тема урока обществознания, где свобода – одна из основных философских категорий. В этом случае мы видим, как тесно переплетается тема занятия с курсом литературы.    «Проблема величия Петра Первого». Тема урока истории, на котором большое внимание приходится уделять этимологии и значению термина «величие». Подобные методики используются, как правило, на уроках русского языка. Итак, метапредмет позволяет свободно выходить за рамки отдельно взятой учебной дисциплины. Это расширяет кругозор школьника и делает урок более эффективным. Еще одна способность, которую развивает метапредмет «Проблема», – способность понимания. Шаг 2 – подборка культурных образцов, то есть текстов, на основании которых будет выстраиваться урок. Условие одно: культурные образцы должны представлять порой совершенно разные точки зрения, противоречащие друг другу, однако вполне обоснованные и доказанные. Например, урок «Свобода в творчестве А.С.Пушкина» выстраивается на основе анализа отрывков из произведений «Цыгане» и «Капитанская дочка» (свобода в понимании Алеко и Гринева приобретает разный смысл). Тема «Проблема величия Петра Первого» вполне раскрывается на основе исследований историков Соловьева и Ключевского. Знание, а главное, понимание чужой позиции позволяет формировать свою собственную. Для меня, как и для любого педагога, очень важно правильно подобрать источники, культурные образцы, а также сформулировать к ним вопросы, ответы на которые окажутся совершенно противоположными. Например, Соловьев говорит о том, что Петр, безусловно, прорубил окно в Европу, сделал Россию процветающим государством. Ключевский же заявляет, что Россия стала не более чем обезьяной Европы. Преподавание метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. Этот навык чрезвычайно важен для процесса социализации школьника и, вне всякого сомнения, пригодится ему в повседневной жизни, это одна из важнейших, на мой взгляд, задач, которую должна решать современная школа. Групповая форма работы резко увеличивает объем мыслительной и коммуникативной активности, самостоятельно осуществляемой детьми на занятиях, при этом активизируются процессы рефлексии. Однако все это может существовать, если с учащимися идет постоянная работа по обучению их коммуникации в условиях коллективной постановки проблемы. Без этого групповая работа оказывается фиктивной, так как, даже сидя в группе, учащиеся фактически работают индивидуально. От учителя полностью зависит эффективность управления процессом работы в детской группе, поскольку учитель должен работать с множеством различных версий, показывать школьникам принципиальные логические различия между ними. Методические особенности преподавания метапредмета «Проблема» существенно меняют профессионализм учителя. Что касается ученика, то наиболее заметный антропологический результат обучения работе с проблемами на метапредмете – развитие рефлексивности и многомерности мышления ребенка, а также усиление процессов его самоопределения. В нашем Центре образования №2030 идет активная работа по разработке сценариев подобных уроков, поэтому все желающие поближе познакомиться с этой образовательной технологией могут посетить открытые уроки и мастер-классы наших преподавателей. Л.ТИТАРОВА, учитель истории Центра образования №2030

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте