search
main
0

Металлурги начинают и выигрывают

Что дает участие в федеральном проекте?

В конце апреля в колледжах и техникумах России прошел единый день открытых дверей в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Данный проект разработан Министерством просвещения Российской Федерации и включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. В этом году к проекту подключились десятки учреждений среднего профессионального образования по всей стране, многие из них станут центрами учебно-производственных кластеров.

Алексей Уколов


В Липецкой области в рамках проекта «Профессионалитет» будет создан машиностроительный кластер, в котором объединятся Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий и его базовый работодатель – Липецкий цементный завод. В создании учебно-производственного комплекса участвуют еще пять учреждений СПО области: Индустриально-строительный и Машиностроительный колледжи Липецка, Задонский политехнический техникум, Чаплыгинский аграрный колледж и Данковский агропромышленный техникум.

Один из главных бонусов, предусмотренных для участников проекта, – субсидия в размере 100 миллионов рублей, которую можно потратить на модернизацию образовательных программ, покупку нового современного оборудования и даже на ремонт учебных заведений. За примером далеко ходить не надо – в прошлом году одним из первых участников стартовавшего на тот момент проекта «Профессионалитет» стал Липецкий металлургический колледж. Он получил указанную сумму и направил ее на создание образовательно-производственного центра в металлургической отрасли промышленности. Его основными партнерами стали Липецкий политехнический техникум и Грязинский технический колледж, а базовым работодателем – Новолипецкий металлургический комбинат.

О том, как начинался проект, рассказывает директор Липецкого металлургического колледжа Алексей Уколов:

– В 2022 году мы стали одними из участников проекта «Профессионалитет» и прошли конкурсный отбор в числе первых 70 образовательных организаций СПО России. Мы представляли отрасль «Металлургия», в наш кластер вошли три образовательные организации, а базовым работодателем стал Новолипецкий металлургический комбинат, одно из ведущих предприятий нашего региона. Специальности, представленные в наших колледжах, связаны с металлургическим производством.

– Алексей Вячеславович, если не секрет, на что были потрачены 100 миллионов гранта, которые ваш колледж поучил из федерального бюджета?

– Все полученные средства пошли на обновление материально-технической базы учебного заведения. Закупили новое учебно-лабораторное оборудование, металлорежущие станки с числовым програм­мным управлением, интерактивную и компьютерную технику со специализированным программным обеспечением. Напомню, что к этой сумме добавилось и софинансирование регионального бюджета, вложившего 5 миллионов рублей, а также средства работодателя, давшего еще 10 миллионов. Важно отметить, что весь перечень закупаемого оборудования мы согласовали с экспертами от нашего работодателя. Нам подробно объяснили, какими знаниями должны обладать студенты колледжа при их трудоустройстве на металлургический комбинат. Соответственно, и все учебно-лабораторное и производственное оборудование было полностью закуплено под их требования к осваиваемым студентами навыкам и компетенциям.

Кроме этого, капитально отремонтировали 14 учебных кабинетов и мастерских, а также входную группу здания колледжа. В соответствии с требованиями федерального проекта мы должны были сдать колледж «под ключ», чтобы все было новое – и оборудование, и кабинеты, а также холлы, лестничные марши, фасад – все вплоть до вывески. Словом, здание было приведено в полное соответствие с требованиями.

– Сколько студентов у вас обучаются и какие основные специальности?

– В колледже 1800 студентов учатся очно и около 300 заочно. Есть общежитие, в котором мы предлагаем места для проживания иногородним студентам. К нам приезжают как из других регионов России, так и из других стран, например, недавно закончил обучение гражданин Турции. Основных профилей несколько, главный закономерно связан с промышленностью и металлургией, а самая востребованная специальность – «металлургия черных металлов». На нее в прошлом году у нас был самый высокий конкурс по количеству поданных заявлений – 3,9 заявления на одно место.

Второй по популярности я бы назвал специальность «техническое обслуживание электрического и электромеханического оборудования», здесь мы обучаем электромехаников. А на третьем месте – «обработка металлов давлением». Также у нас есть укрупненная группа, изучающая ИКТ. Специальность связана с информационными системами и программированием, на нее тоже высокий конкурс. В металлургическом производстве сегодня тоже используется программирование, и под этот запрос мы планируем адаптировать свою образовательную программу.

– Какие еще предъявлялись требования к участникам проекта, кроме ремонта и нового оборудования?

– Одно из основных требований заключается в том, что это должен быть колледж, который заручился бы поддержкой мощного работодателя – отраслевого партнера. С нашим работодателем нас связывают очень давние отношения. Колледжу более 90 лет, и создавался он как раз под запросы открывающегося металлургического комбината. Сегодня много наших студентов-выпускников работают на НЛМК на руководящих должностях, более 70 процентов всех выпускников традиционно трудоустраиваются на этот комбинат. Можно сказать, что традиции остаются и развиваются дальше.

Также наш индустриальный парт­нер мало того что вложился в финансирование в этом проекте, он еще учредил стипендию студентам и частично доплачивает педагогическим работникам колледжа, стимулируя студентов и преподавателей. Это привлекает высококвалифицированные кадры, а на выходе мы получаем профессионально подготовленных технических специалистов.

– Насколько важно для колледжа участие в этом проекте?

– Прежде всего у нас появились новые перспективы в развитии. Мы переработали свои образовательные программы под современные потребности работодателей. Кроме этого, изменили программы таким образом, что теперь можем давать студентам в рамках специальности не одну рабочую профессию, как это было раньше, а несколько. Это повышает конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда.

Например, возьмем специальность «металлургия черных металлов». После обучения выпускник становится техником, но если раньше он дополнительно получал одну рабочую профессию, например горнового, то сегодня может еще и получить квалификацию доменщика или стропальщика либо все три рабочие профессии вместе. В итоге, имея техническое образование и несколько рабочих профессий, выпускник становится универсальным и востребованным специалистом. Такую подготовку – базовая специальность плюс несколько универсальных рабочих профессий – мы планируем вести по всем специальностям.

Участие в проекте позволяет нам быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Например, сегодня появилась потребность в профессиях, связанных с машиностроением, это касается обработки на металлорежущих станках. Мы смогли получить лицензию, планируем обучать уже по этому направлению подготовки и также выбираем несколько специализаций. В этом году выпустим больше токарей, а в следующем, если потребуется – больше фрезеровщиков, быстро скорректируем программы и в итоге сможем динамично реагировать на потребности рынка труда. То, что программы ускоренные, позволяет нам выпускать востребованных для экономики региона специалистов за короткий промежуток времени. Это очень большой плюс.

Ну а в целом мы, конечно, очень довольны тем, как благодаря участию в проекте обновили свою материально-техническую базу. Теперь она у нас одна из лучших среди учреждений СПО страны.

Татьяна МАСЛИКОВА, Липецк, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте