Оснастить компьютерами школьные библиотеки. Все. Обязательно. Иначе отстанем от жизни. Звучит это громко и гордо, если перефразировать слова классика. Только реальная жизнь такова, что сказать-то все легко, а сделать далеко не так просто, как кажется. Проблемы автоматизации школьных библиотек обсуждаются повсеместно. Регионы решают их по-своему.
В рамках президентской программы «Дети России» и проекта «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации» осуществляется оснащение школьных библиотек страны компьютерной техникой. Уже в течение этого учебного года каждая школьная библиотека получит компьютер и встанет перед широким выбором пакетов прикладных программ для автоматизации библиотечно-информационных процессов своей школы. Журнал «Школьная библиотека» – в рубриках «С компьютером – на ты» и «Медиатека в школе» уже несколько лет публикует материалы, касающиеся вопросов автоматизации и информатизации школьной библиотеки. Опыт деятельности «продвинутых» библиотек показывает, что рынок АИБС (автоматизированных библиотечно-информационных систем) сегодня в достаточной степени определен. Основные программные средства, используемые ныне в Российском библиотечном сообществе, таковы: ИРБИС (разработчик – Государственная публичная научно-техническая библиотека), «Библиотека» (разработчик – МГУ им.М.В. Ломоносова), «МАРК» (разработчик – НПО «Информ-система»).
Существует еще по крайней мере десяток систем, используемых в библиотеках образовательных учреждений. Ныне они сами осуществляют этот выбор, и порой он случаен, непродуман, малоэффективен.
Понятны плюсы и минусы самостоятельности в этом отношении. Я САМ(А) выбрал(а), сам(а) и работаю с системой, сам(а) отвечаю за ее производительность. Это плюс. А все-таки объективно минусов здесь гораздо больше, первый и самый главный – несовместимость автоматизированных библиотечных систем в разных образовательных учреждениях друг с другом и как следствие – невозможность обмена информацией.
Библиотекарь должен быть осмотрителен в выборе системы, нужно осознание того, какими возможностями обязан обладать пакет программ для решения библиотечно-библиографических задач, какие функции он должен выполнять.
После принятия принципиального решения о приобретении компьютерной системы рекомендуется в качестве первого шага прибегнуть к помощи квалифицированного технического специалиста с целью проведения семинаров по компьютерной грамотности для библиотечного персонала, который так или иначе будет связан с ЭВМ. Семинары следует специально ориентировать на потенциальное использование компьютеров как пользователями, так и библиотекарями. Такой преподаватель в идеальном варианте должен быть опытным специалистом, консультировавшим в данном аспекте другие библиотеки.
Затем следует посетить одну – две библиотеки, уже поставившие компьютерные системы. Такие посещения позволят увидеть в действии различное оборудование и детально изучить опыт других школьных библиотек в компьютеризации. Это поможет познакомиться с компьютерными концепциями и терминологией, сведя к минимуму возможные опасения, всегда связанные с инновациями и большими покупками.
Опытнейшие представители библиотечного мира, библиотечные метры, указывают, что в регионах, где могут происходить сбои в подаче электроэнергии, необходимо в качестве подспорья вести традиционный книжный каталог для поиска вручную, когда отключается электроэнергия.
Ввод новых поступлений в базу данных вашей программы – лишь начальный, самый первый этап работы, ибо библиотека – сложный механизм со своей весьма непростой технологией. Частичная компьютеризация библиотечных процессов уже, безусловно, дает достаточно много в том случае, если электронный каталог существует на весь книжный и журнальный фонд библиотеки: становится простым делом выдача библиографических справок, рекомендательных списков литературы по определенным темам из расчета всего массива изданий, имеющихся в данном фонде.
В этой связи важно понимать, как должна быть организована информационно-поисковая система электронного каталога.
Автоматизированная поисковая система для пользователя, как правило, построена так, что потребитель информации имеет возможность найти нужные ему издания по максимально малому количеству известных ему реквизитов, определяющих издание. Традиционные карточные каталоги предусматривают поиск изданий по индивидуальному автору (первому, второму, третьему), заглавию или фамилии редактора, если издание не имеет автора, по персоне (то есть по фамилии деятеля науки, просвещения, литературы, искусства, политики и т.д.), в части случаев – по наименованию издающей организации, когда речь идет о научных трудах, ученых записках, материалах конференций институтов, университетов, академий и пр.
Практически этим и ограничены возможности библиографического поиска в традиционном карточном алфавитном каталоге. Для поиска по отраслям знаний формируется уже другой – систематический – каталог, требующий дополнительного массива карточек, больших трудозатрат по его ведению и редакции. Тогда как поиск нужных изданий в электронном каталоге предусматривает гораздо более широкие, можно сказать, всесторонние, возможности. Профессионал-библиотекарь, библиотекарь-практик знает, что читатель порой помнит заглавие книги или даже часть его, забывая об авторе; бывает, что ищущему издание известен лишь год его выпуска и примерная тема, раскрытая в нем. Библиотекарь, используя традиционный карточный каталог, в таком поиске будет практически беспомощен. Опытный библиограф, безусловно, найдет нужное издание, но разыскание будет длительным и кропотливым.
А вот поисковый аппарат электронного каталога должен обладать настолько широкими возможностями, чтобы поиск был произведен быстро даже в самых сложных случаях. Информационно-поисковая система электронного каталога обязана предусмотреть наличие максимально большого количества поисковых полей, среди которых обязательно следующее:
1) автор(ы),
2) заглавие или его часть (для поиска по заглавию даже при наличии автора),
3) редактор(ы) (для поиска издания даже при наличии автора),
4) составитель(и) (для поиска издания даже при наличии автора),
5) год издания,
6) издательство(а),
7) тема,
8) рубрика,
9) ключевое слово.
В этом случае поиск будет широк, многогранен, многоаспектен, поможет потребителю точно выявить из всего потока информации необходимые ему источники.
Однако основная идея компьютеризации для самой структуры конкретной библиотеки – комплексный подход. Наибольший эффект от автоматизации библиотечно-информационных процессов (производительность и комфортные условия труда, оперативность и качество библиотечно-информационного обслуживания) может быть достигнут в случае перевода на автоматизированный режим всего технологического комплекса библиотечно-библиографических работ, вплоть до издательской деятельности, если таковая представляется нужной школьной библиотеке (почему бы нет: печать списков новых поступлений, маленьких указателей литературы по особенно актуальным темам – вещь и интересная, и нужная). Ведь автоматизация есть способ повышения оперативности библиотечной деятельности и увеличения объемов подобного рода сервиса.
Главная же цель компьютеризации, о которой порой забывают библиотечные работники за каждодневными делами и проблемами, – объединение в конечном счете мирового библиотечного информационного потока, а именно корпоративная каталогизация и систематизация литературы, при которой библиотека, получившая издание первой, первой же его и описывает и систематизирует, все остальные держатели книжных фондов могут пользоваться результатами проделанного уже труда.
Доступность же библиографических, а впоследствии и полнотекстовых баз через глобальные сети невиданно развернет мировое пространство для позитивного познания мира. Именно поэтому очень важно сейчас, на первом этапе автоматизации библиотечно-библиографических процессов в библиотеках школ, объединить свои усилия, воспользоваться единой автоматизированной библиотечно-информационной системой, которая позволит уже на втором витке развития автоматизированных технологий перейти к обмену данными, начать корпоративные действия в направлении научной обработки литературы (каталогизации, систематизации).
В 2001 году был создан Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ. Его задача – внедрение технологии корпоративной каталогизации библиотек России с использованием централизованного Сводного электронного каталога и существенное сокращение совокупных затрат библиотек страны на библиографическую обработку публикуемой литературы и ретроспективную каталогизацию изданий, а также на стандартизацию библиографической записи и улучшение качества записей в электронных каталогах библиотек страны.
Центром были решены следующие задачи:
– Создан базовый аппаратно-программный комплекс для корпоративной каталогизации библиотек в удаленном режиме на базе системы OPAC-Global.
– Создано ядро Сводного каталога на базе каталогов РГБ и РНБ с регулярным ежемесячным обновлением.
– Создана система авторитетных файлов, включающая файл предметных рубрик РНБ и файл коллективных авторов.
– Формируется сеть пользователей Сводного каталога для заимствования записей.
– Началась удаленная каталогизация в Сводном каталоге по принципу «первой книги».
– Создан хозяйственный механизм и организационно-правовое обеспечение работы Сводного каталога.
Один из позитивных моментов автоматизации работы библиографа – «объективность», «идеологическая отстраненность», «независимость» компьютера. При выборе литературы для пользователя он вычислит все, что касается заданной темы вне идеологических или иных взглядов на эту тему конкретного человека. И читатель сможет познакомиться с разнообразными точками зрения на интересующий его вопрос.
Много и глубоко размышляют сейчас над определением смысла библиотечной работы; библиотечная общественность формулирует вопрос, касающийся «целеполагания Библиотеки». В журнале «Американские библиотеки» был сформулирован ряд постулатов под названием «Как библиотеки могут быть полезны стране. Двенадцать путей к цели». Здесь, в частности, говорилось о том, что одна из неписаных функций библиотеки – «дарить покой». Библиотеки издавна внушали и внушают людям благоговение. Почти так же, как церкви и другие святые места, «они могут создавать для вошедших физическое ощущение мира, уважения, смирения и гордости». Человек априори испытывает в библиотеке духовное наслаждение. Возможно, потому что библиотека – могучая метафора объединенного мира, который мы так часто видим разделенным. Библиотеки учат быть терпимыми к чужому мнению, учат уважительному отношению к соседям по планете. И компьютерная «независимость» отбора источников сослужит здесь свою службу.
Наличие хорошей библиографической базы данных в школе позволяет решить следующие задачи:
полноценная, разносторонняя подготовка к учебным занятиям (получение библиографической справки, просмотр, оценка и выбор необходимой литературы, видео- или медиаматериалов по теме занятия);
качественное повышение профессионального уровня (получение оперативной информации о выходящей в стране методической и педагогической литературе, новых медиасредствах; работа в телекоммуникационной сети с базами данных крупных библиотек) других интересных отраслевых библиографических организаций;
ведение научно-педагогических исследовательских работ (вхождение в большие базы данных, применение квалиметрических методов исследования, сбор информации, сортировка данных, на основании этого – подготовка различных видов таблиц, схем, графиков, отчетов, других документов).
Важнейшим направлением реализации программы «Информационная система учебного книгоиздания» было формирование централизованной электронной базы данных по учебной литературе и создание на ее основе каталогов на традиционном бумажном и электронном носителях, обеспечивающих заказчиков полной и достоверной информацией об имеющейся на рынке образовательной литературе.
Татьяна ЖУКОВА, президент «Русской школьной библиотечной ассоциации»; Лариса КОРШУНОВА, зам. главного редактора журнала «Школьная библиотека»
Комментарии