search
main
0

Месяц гагары. Книжные новинки для национальных школ

Этномир: образование и культура. Сборник научно-методических работ. Ханты-Мансийск, 2007. :: Черных Л.А., Чевис М.Г. Использование национально-регионального компонента в образовательном процессе современной сельской школы. Учебно-методическое пособие. Елец, 2006. :: Малиновская С.М. Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном пространстве. Томск, 2007.

Этномир: образование и культура. Сборник научно-методических работ. Ханты-Мансийск, 2007. 307 с.

«Конец августа. Месяц гагары. Скоро начнется новый учебный год, и необходимо отвезти детей в школу. Вся наша большая семья в сборе. Путь не всегда гладкий: планируешь одно, на деле бывает другое. Нужно преодолеть ряд препятствий, которые, будем надеяться, не станут преградой для нашей дружной семьи» – такими словами учитель открывает урок по охотоведению и рыболовству, разработка которого опубликована в книге. Да, для средней полосы России урок не совсем, скажем так, обычен. Другое дело, когда ты на Крайнем Севере, когда с этими промыслами напрямую связано самосознание и восприятие мира твоего народа, и его надо поддерживать и сохранять. Уроки по охотоведению и рыболовству предполагают прежде всего умение правильно собраться в дорогу, взяв самое нужное и необходимое. Попутно дана географическая информация о маршруте. Надо четко знать правила безопасности передвижения на водных средствах (заводить мотор с выключенной скоростью, не перегружать лодку, не плавать по шуге и ледоходу, не делать резких движений). Желательно посматривать по берегам, стараясь найти подходящую осину для обласа. Облас имел большое значение в жизни остяка, поясняет учитель. Это народное судно ханты, лодка-долбленка, бесшумно скользящая по воде, управляемая только одним веслом. Лодку делают, учитывая свой вес. Заготовку лучше выбирать в мае, когда появляются почки. В перерывах между долблением дерево лучше накрывать, чтобы не давало трещин, и работать над ней лучше в тени. Облас играл еще и ритуальную роль, в нем хоронили…

Другие этапы урока – ночлег, игра в сбор ягод, рыбалка, священное место, изучение обычаев и, конечно, охота. Одновременно в «путешествии» происходит изучение нужной рыболовецкой терминологии, родного языка и, конечно, всяких охотничьих секретов.

Сборник состоит из нескольких разделов. Первый посвящен нормативно-правовой базе образования коренных и малочисленных народов Севера. В нем приведены основные законы Ханты-Мансийского автономного округа об образовании (в том числе о национально-региональном компоненте, о языках коренных и малочисленных народов, проживающих на территории округа). Во втором разделе собраны статьи разных авторов, посвященные самым разным аспектам развития системы образования коренных малочисленных народов Севера. Другие разделы содержат конкретные методические разработки, рассказывают о юбилярах и известных деятелях образования ХМАО – Югры. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев, нравов, на основе устного народного творчества признано одной из актуальных проблем современности.

Черных Л.А., Чевис М.Г. Использование национально-регионального компонента в образовательном процессе современной сельской школы. Учебно-методическое пособие. Елец, 2006. 60 с.

С авторами можно согласиться: равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. Поэтому вопрос о роли и месте образования в новых социально-экономических условиях вполне закономерен. Мы нуждаемся в уточнении понятия «образование» как фундаментальной категории, а также содержания образования, его принципов, его сущности, взаимосвязи, особенностей реализации в образовательных учреждениях. Кроме того, как заявляют авторы, мы не имеем права слепо копировать какие-то западные модели образования. Нельзя разрушать многовековые традиции отечественной школы, одной из задач которой всегда было воспитание гражданина, патриота, носителя традиций, обычаев, культуры своего народа.

В книге несколько глав. Первая – «Проблема национального воспитания в общественно-педагогической мысли России: из истории вопроса». Речь идет о воспитании патриотизма. О воспитании вообще, поставленном на службу народу. Дан краткий обзор педагогических взглядов Ломоносова, Радищева, Хомякова, Аксакова, Ушинского, Льва Толстого, Сухомлинского и других педагогов. Что касается современных ученых, то авторы не обошли стороной работы известного филолога и литературоведа Всеволода Троицкого, посвященные предназначению такого школьного предмета, как литература. Задача школы – это прежде всего работа по формированию национального самосознания, развитию индивидуальных, самобытных качеств человека, по самосовершенствованию и освоению окружающего мира, духовно-нравственное обогащение личности. Вторая глава – «Об основных подходах к использованию национально-регионального компонента в образовательном процессе современной сельской школы». Сельская школа неспроста привлекает внимание авторов. Для современного села она единственное, пожалуй, учреждение, где идет духовно-нравственное развитие социума. Конечно, есть еще семья, но это уже несколько другое… Школа – неотъемлемый элемент духовной жизни села. Именно сельская школа обладает наибольшими «возможностями организации педагогического процесса на основе использования богатого национального наследия». Авторы книги приводят и обосновывают основные задачи сельской школы в реализации национально-регионального компонента, которые не потребуют никаких изменений в принятых образовательных стандартах. Третья глава посвящена литературному краеведению в системе школьного образования. Четвертая ставит своей задачей определить примерное содержание национально-регионального компонента сельской общеобразовательной школы. В пятой главе читателю предлагается примерная программа факультативного курса «Литературное краеведение». (Елец, как известно, знаменит литературными именами, но, собственно, любая школа может найти известных земляков-писателей и взять за основу исследование их творчества, его связей с малой родиной.) В шестой – программа элективного курса «Сенявины и наш край». Сенявины – липецкий дворянский род, давший России знаменитых флотоводцев. В седьмой главе содержится программа комплексной летней экспедиции «От села к селу. Палаточный лагерь юных краеведов».

Малиновская С.М. Социокультурные и педагогические основания разработки национально-регионального компонента в современном образовательном пространстве. Томск, 2007. 215 с.

В этой книге рассматриваются педагогические, социально-экономические предпосылки разработки национально-культурных компонентов в современном образовательном пространстве. Монография предназначена для учителей национальных школ северных регионов Сибири, студентов, аспирантов педагогических вузов, преподавателей и управленцев. Первая глава посвящена анализу и роли педагогических и социально-психологических функций национально-региональных компонентов образовательных стандартов. Вторая глава называется «Этнологическое образование малочисленных народов сибирского региона». Третья – «Педагогические технологии реализации национально-культурных компонентов в современном образовательном пространстве». Имеется список литературы и приложения – архивные документы по истории образования в Сибири.

Автор считает, что в отличие от официальной педагогики этнопедагогика не знает коллективных форм воспитания и исключает создание каких бы то ни было детских коллективов, поэтому возможности реализации этнопедагогического опыта в детских садах или школах оказываются существенно ограниченными. Отсутствие коллективных форм воспитания предполагает и отсутствие профессии этнопедагога. Педагогами оказываются все взрослые. Для этнопедагогики характерно неразрывное единство обучения и воспитания, «что недостижимо во всех без исключения искусственных образовательных системах». Традиционная педагогика тоже предполагает и обучение, и воспитание, но она также имеет и третью составляющую – контроль за их ходом. «Этнопедагогика в этом смысле абсолютно гармонична, в ней нет тотального контроля за активностью подрастающего поколения, а имеющиеся ограничения не имеют директивного выражения». Этнопедагогика эффективно использует, какой бы народ мы ни взяли, два стремления ребенка, определяющих его поведение: подражание деятельности взрослых и активное познание окружающего мира. Особое место в этнопедагогике занимал труд.

Трудовые навыки не остаются без применения. Автор приходит к выводу, что для создания образовательных программ национальных школ необходимо решить несколько задач. Первая – сохранение и возрождение историко-культурного наследия северных народов, вторая – ревитализация (возвращение к жизни) их духовных ценностей и идеалов на уровне школьной программы. Необходим жесткий и дифференцированный подход в разработке программ для отдельных школ. Нужно учитывать количество старожилов, представителей коренной национальности, характер расселения и поселения, в котором находится школа, возможность и необходимость сохранения традиционного уклада. «На сегодняшний день совершенно очевидно, что создать отдельные школы для коренных жителей Сибири невозможно, – рассуждает автор. – Поэтому оптимальным вариантом представляется последовательное создание комплексов поликультурного образования на основах гуманизации и гуманитаризации учебного процесса с целью формирования культуры межнациональных отношений».

Материалы «Навигатора» подготовил Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте