search
main
0

Место жительства – улица. МОТ предлагает сменить адрес

Люда живет в соседнем доме. Ей двенадцать лет, но выглядит она, как первоклашка. Потертое пальтишко, рваные колготки. Люда – молчаливая, робкая девочка, и ее почти каждый вечер можно застать у дверей ближайшего магазина. Люда попрошайничает и все, что ей подадут, приносит домой, матери-алкоголичке. По определению Международной организации труда (МОТ), Люда – работающий уличный ребенок, поскольку попрошайничество – одна из форм рабского труда.

Труд уличных детей носит нерегулярный, непостоянный характер, ему свойственно отсутствие четких норм и договоренностей. Распространены ситуации, когда дети работают артелями с наличием старшего (проституция) либо нанимаются группами к неформальному работодателю (строительство дач, работа на приусадебном участке). Исследования МОТ в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельской и Волгоградской областях дали в целом сходную картину распределения уличных детей по видам работ: на первом месте стоят попрошайничество, проституция, разгрузочно-погрузочные работы, работа сторожем, сбор утиля. Что касается гендерного распределения работающих уличных детей, то оно соответствует общеевропейским показателям: девочки составляют 25 процентов от общего числа детей, мальчики – 75. Мальчикам свойственен тяжелый, опасный труд, в то время как девочки чаще всего подвергаются сексуальной эксплуатации и работают в сфере торговли и обслуживания.

Среди причин детского труда на первом месте стоят проблемы семьи. Именно распад семьи в результате хронической безработицы, крайней нужды, алкоголизма и болезней можно считать основной причиной попадания детей в уличную среду для занятий запрещенным трудом. Кроме того, важную роль играет стремление детей к «яркой» жизни, к дорогим, красивым вещам.

В рамках проекта МОТ по борьбе с детским трудом и его наихудшими формами в Санкт-Петербургском Центре содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» реализуется программа «Всесторонняя модель реабилитации работающих уличных девочек».

– В нашей организации есть психологи, врачи, социологи, – говорит директор центра Людмила Величко. – Основным этапом мы считаем этап 2001-2002 годов, когда отрабатывались технологии психологической поддержки девочек, поддержки семьи, творческого развития личности. Всего в проекте участвовали двести девочек. Сначала с ними проводилось собеседование, результаты которого легли в основу обобщенных социально-психологических характеристик безнадзорных девочек. Почему это было необходимо? Только зная социально-психологический портрет наших подопечных, можно было отработать тот блок технологий, который потом лег в основу реализации проекта. С учетом полученных характеристик началось формирование групп по творческим интересам, создание программы реабилитации. При вовлечении девочек в проект основным был принцип добровольности, он же работал при распределении в группы по творческим интересам.

Изучение семей девочек и разработка программы семейной реабилитации базировались на результатах социологического опроса девочек и родителей: состав семьи, состояние здоровья, отношение к учебе, досуг, ценности, отношение к алкоголю и наркотикам и т.д.

На основе полученных данных картина сложилась следующая: 6 процентов девочек бросили школу и не учатся более двух лет; 4 процента работают постоянно на нескольких работах, чтобы выжить; 12 – работают периодически; 18 – содержат себя и своих братьев и сестер; 20 процентов вовлечены в проституцию.

– Каков психологический портрет девочек?

– У них снижены показатели логического мышления, присутствуют некритичность, беспечность, импульсивность, надежда на разрешение жизненных ситуаций без применения усилий. Школа являлась для них источником напряжения и дезадаптации. В свободное время 17 процентов из них не знали чем заняться, 13 процентам родители не позволяли заниматься тем, чем бы они хотели, 25 процентов не могли проводить время так, как хотели бы, из-за отсутствия денег.

Что касается отношений в семье, то 46 процентов девочек чувствовали себя в ней неуютно, 7 процентов сталкивались с непониманием, 32 – конфликтовали с родителями, 11 – не доверяли своим близким.

По данным медиков центра, 60 процентов девочек имели ослабленное здоровье и 40 – хронические заболевания. У 4 процентов девочек возникала мысль о самоубийстве, у 2 – была попытка суицида.

Когда мы изучили отношение девочек к нравственным ценностям, то выяснилось, что 90 процентов из них хотят иметь хороших друзей, хорошую работу, 35 – хотят жить в хорошей семье, 40 – мечтают о любви. Когда речь зашла о средствах достижения цели, то оказалось, что только 51 процент считает, что нужны способности, сильная воля, хорошее образование, трудолюбие, а 20 – удача, везение, 30 – умение приспосабливаться, 20 – красота.

Поскольку наш центр профориентационный, то мы по-своему подходили к программе реабилитации. На наш взгляд, дети, оказавшиеся в кризисной ситуации, нуждались в формировании профессиональных планов. Для реализации проекта мы взяли несколько площадок. К примеру, в Василеостровском районе это был интернат, где в проекте участвовали дети от 10 до 12 лет. Занятия проводились по развитию творческих способностей в керамике. Что показательно, когда преподаватели начинали с детьми работать и просили сделать рисунок, то изображение на многих из них просто потрясало: черное солнце со слезами на глазах. Дети находились в глубочайшем стрессе. Психологи разработали специальную программу реабилитации, куда включались тренинги, сказкотерапия и т.д.

В Калининском районе мы работали на базе подросткового клуба с детьми от 15 до 18 лет. Проводились занятия по росписи дерева и ткани. В этой группе было много девочек из неполных многодетных семей, и большинство из них сожительствовали с мужчинами вдвое старше себя. Поэтому приходилось проводить не только семейную, но и психотерапию.

– Вы упоминали о программе семейной реабилитации.

– В каждом районе с семьями девочек работали психотерапевты и семейные психологи. Задачей программы было изучение семьи, анализ типов семейного воспитания, причины нарушений и нормализация семейных отношений. Картина этих семей такова: 100 процентов из них относятся к группе риска, 70 – неполные, многодетные, малообеспеченные. 50 процентов семей имели доходы ниже прожиточного минимума, 33 – едва превышающие прожиточный минимум.

– Каковы результаты программы?

– Полный курс реабилитации прошла 81 девочка. Результаты курса психологической коррекции следующие: у 61 девочки улучшились взаимоотношения со сверстниками, у 30 повысилась школьная успеваемость, у 12 девочек, бросивших школу, появился интерес к учебе. 16 девочек поступили в учреждения профессионального образования.

Сегодня у «Вектора» накоплен большой опыт по программам реабилитации безнадзорных детей. В работу включаются муниципальные власти, социальные педагоги школ, медики. Это позволяет объединить усилия в борьбе за ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте