В образовательных учреждениях Северного округа столицы проводится большая целенаправленная и системная работа по обновлению существующих экспозиций и созданию новых музеев.
Благодаря творческой инициативе, активности руководителей и активистов школьных музеев в образовательных учреждениях округа (школы №№227 (3), 744 (2), 662 (2), 1224 (2), 727 (3), 1315 (2), 683 (3), 212 (3), 848 (3), 167 (2), 692 (2), 211 (2), 694 (5), 149 (2), 706 (2), 739 (2), 614 (2) (вспомогательная), 1252 (3), 157 (2), 216 (3); ЦО №№1474 (2), 1601 (4); гимназия №201 (2), МХШ «Радость» (2) создаются музейные комплексы по нескольким (2 и более) направлениям – военно-исторические, краеведческие, истории школы, этнографические, декоративно-прикладного искусства, мемориальные, комплексные, политехнические, исторические, палеонтологические, истории развития образования.Активисты школьных музеев в 2010-2011 учебном году участвовали в различных районных, окружных и городских конкурсах, конференциях, викторинах, олимпиадах по туристско-краеведческому, военно-патриотическому направлениям, в окружных викторинах «Символы Государства Российского» и «Россия – Родина моя!», посвященных Дню России, в окружной празднично-игровой программе «Город, в котором я живу!», посвященной Дню города.Школьники принимали участие в таких мероприятиях в рамках XII фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», как: окружной этап городской конференции участников туристско-краеведческого движения «Из дальних странствий возвратясь…»; окружной этап Московского городского конкурса «Юный экскурсовод»; окружной этап городской конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество»; окружной этап городской олимпиады по школьному краеведению, окружной этап III культурологического фестиваля «Пою мое Отечество» в рамках IV открытого межрегионального конкурса исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся «Культура и дети»; окружной этап городского конкурса «Отечественная война 1812 года. Великие победы народов России на ратных полях Отечества»; окружная интеллектуальная программа «Битва под Москвой»; окружной этап регионального конкурса школьных сочинений «Моя семья», посвященный 66-летию окончания Второй мировой войны; окружной конкурс компьютерных презентаций «Дети мира детям войны» среди учащихся Северного округа, посвященный 66-й годовщине Победы советских войск в Великой Отечественной войне и 70-летию обороны Москвы; окружной конкурс сочинений и рефератов «Дети мира детям войны» среди учащихся Северного округа, посвященный 66-й годовщине Победы советских войск в Великой Отечественной войне и 70-летию обороны Москвы.На городском смотре-конкурсе «Эта главная должность – учитель!» в рамках XII фестиваля «Юные таланты Московии» округ представляли победители окружного этапа смотра-конкурса музеев – школы №№1223,184, 1125, 1784, 220, 739, 2043, 216, 526, 1525, 1884, 1029. По итогам II место занял актив музея «5-я гвардейская минометная Калинковическая дивизия» (школа №220); III место – актив музея «Во имя Родины», (школа №1252).На городском конкурсе для вновь открытых школьных музеев «Первые шаги» Северный округ представляли победители окружного этапа – активы музеев образовательных учреждений №№1159, 223, 614 (вспомогательная), ЦО №1601, первого МКК, где по решению жюри I место заняли актив музея «Солнечный мир», школа №1159, актив музея «Салют, Победа» специальная (коррекционная) школа VIII вида №614, актив музея «Русский дом», детский сад №1823; II место – актив музея «Первый московский кадетский корпус», 1-й МКК; III место – актив музея Д.М.Карбышева и его времени, школа №223.Положительно то, что на протяжении 4 лет активисты музеев Северного округа занимают призовые места в городской олимпиаде по московской топонимике. В этом году наш округ защищали команды школы №1223 и ЦО №1601, занявшие I и II места в окружном этапе и завоевавшие почетные призовые (II и III) места на городской олимпиаде.Учащиеся образовательных учреждений Северного округа активно занимаются поисковой деятельностью. На базе музеев работают детские поисковые группы по сбору информации, соответствующей направлению деятельности музея. Например, поисковый отряд «Высота имени Д.Сячина» за время своей работы нашел 10 медальонов на местах боев в Ярцевском районе Смоленской области. Благодаря активному сотрудничеству с советом школьного музея боевой славы 242-й стрелковой дивизии школы №185 были найдены родственники 80 погибших, считавшихся без вести пропавшими. Разыскивая могилу своего прадеда, ушедшего на фронт из военкомата района Сокол и погибшего на подступах к Берлину, руководителю музея школы №185 Константину Тимченко посчастливилось познакомиться с жителем Берлина, который помог найти место захоронения и связаться с поисковиками, официально занимающимися перезахоронениями братских могил. Представители германских властей пригласили всех родственников погибших однополчан – ветеранов на торжественное мероприятие по перезахоронению останков погибших на воинском мемориале для советских солдат с отданием воинских почестей. Финансирование расходов взяла на себя немецкая сторона. На торжественном мероприятии, посвященном Дню Героев, Константину Тимченко был вручен памятный знак для передачи немецким поисковикам как символ признания и дальнейшего сотрудничества.Актив музея школы №213 в рамках работы над проектом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» ведет активную переписку с германским фондом EVZ «Память, ответственность, будущее», чтобы узнать о военной судьбе своих родственников и защитить светлую память героев войны от тех, кто сегодня пытается пересмотреть многие страницы истории. Такое международное сотрудничество дарит теплоту, возвращает память и делает мир лучше!Учащиеся школы №706 (музей боевой славы 11-й Городокской стрелковой дивизии) на протяжении 10 лет ведут кинолетопись о женщинах – ветеранах 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района Москвы, которая за участие в битве за Москву получила звание Гвардейской. Актив музея к 70-й годовщине Битвы за Москву создает фильм-воспоминание очевидцев тех событий.На базе музеев образовательных учреждений САО работают детские поисковые группы по сбору информации, соответствующей направлению музея. Активисты работают с музейными предметами, составляют легенды, работают в музейных архивах. Совет музея школы №224 в рамках работы над проектом «Книга Памяти» уже несколько лет сотрудничает с Российским государственным военным архивом, чтобы рассказать правду своим сверстникам о войне, героями которой являются их деды и прадеды.Работа актива военно-исторического музея школы №223 в Центральном историческом архиве Москвы помогла реализации масштабного проекта по истории и местам грузинских поселений в Москве. Итог работы – обобщение и структурирование большого объема материала по данной проблематике.Совет музея школы №1252 «Во имя Родины» собрал материал о советских летчиках, совершивших воздушный таран в небе Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. и об испанских летчиках, совершивших такой же подвиг во время Великой Отечественной войны.Углубленное изучение отечественной истории оказывает воздействие на формирование идеалов молодежи, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к Родине, своему народу, воспитывает патриотизм, а приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и нужными, какую бы профессию в будущем ни избрали школьники.Совет музея школы №1315 в этом учебном году помог семье ученика школы Михаила Меринова найти захоронение его прадеда Виктора Ткаченко, погибшего в 1945 году, о котором родственники пытались узнать в течение всего послевоенного времени. С помощью общества «Мемориал» активисты музея установили место службы участника Великой Отечественной войны и точное место захоронения.В ходе подготовки к празднованию 70-летия Битвы за Москву по сложившейся традиции школьники совместно с педагогами, сотрудниками центра, ветеранами, органами власти Северного округа активно участвовали в акциях по уходу за воинскими захоронениями, памятниками, обелисками и мемориальными досками «Чистый обелиск», «День памяти и скорби», «Память, высеченная в камне». В дни государственных праздников, памятных дат учащиеся и педагоги образовательных учреждений совместно с советом ветеранов проводят митинги, линейки, чествование ветеранов. Цель проведения торжественных мероприятий – способствовать расширению знаний о событиях той войны и великом подвиге советского народа, привлечение внимания к сохранению исторической памяти, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.Открываются новые мемориальные доски, памятники. 17 декабря 2010 года в школе №668 состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь присвоения образовательному учреждению имени Героя Советского Союза В.Кислякова, который стал первым моряком-североморцем, удостоенным этой высокой награды. В гимназии №1592 создан военно-исторический музей, посвященный блокадному Ленинграду. Активисты музея тесно сотрудничают с ветеранами ВОВ, пережившими блокаду. Итогом дружеских встреч стало совместное решение о создании памятника «Защитникам Ленинграда», который планируется установить на территории гимназии.На городском слете представителей образовательных учреждений, носящих почетные имена Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, Северный округ представляли школа №668 имени Героя Советского Союза В.Кислякова, школа №167 имени Героя Советского Союза Л.Говорова, гимназия №201 имени Зои и Александра Космодемьянских. Грамоту и ценный подарок получил ученик школы №167 Владислав Иванов, занявший 2-е место в исторической викторине. Команда гимназии №201, выступившая с видеопрезентацией, была отмечена памятным подарком.Проектно-исследовательская деятельность учащихся становится неотъемлемой частью жизни школьного музея. Все чаще активисты школьных музеев принимают участие в окружных и городских конкурсах и конференциях детских исследовательских работ. Вот уже несколько лет подряд учащиеся школ №№149, 220, 1223, 1252, 425 становятся победителями городского этапа конференции «Отечество» в рамках фестиваля «Юные таланты Московии», одерживают победы на всероссийском уровне, получая президентские гранты поддержки одаренной молодежи. Не стал исключением и 2011 год. Учащаяся 9-го класса школы №149 Людмила Емельянова вошла в состав московской команды на Всероссийском конкурсе, а учащиеся 9-го класса школы №425 Максим Максимчук, Андрей Тюрин, Алексей Венедиктов выиграли финал Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации с работой «Служебные собаки в период Московской битвы», они получили сертификат на участие в профильной туристско-краеведческой смене во Всероссийском детском оздоровительном лагере «Смена».В этом учебном году на базе школы №185 был открыт музей истории развития образования Северного округа – результат поисковой и исследовательской работы образовательных учреждений округа, Центра патриотического воспитания, Северного окружного управления образования, Совета ветеранов педагогического труда. Каждый этап образования Северного округа столицы представлен там архивными документами, свидетельствами очевидцев и фотографиями в альбомах, экспонатами на стендах и в витринах экспозиции. Музей стал площадкой для встреч ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда, молодых специалистов и педагогов.Использование инновационных форм работы значительно повышает качество творческих работ, способствует формированию у учащихся навыков работы в команде, созданию школьных интернет-газет, результативному участию в патриотических мероприятиях, трансляции музейно-педагогического опыта, реализации межпредметных проектов.Ярким примером инновационной формы работы стало составление и издание нескольких томов окружной Книги Памяти, в которой отражены многолетний поиск коллективов образовательных учреждений округа, историческая память, которая объединяет прошлое и настоящее. Мы используем возможности сегодняшнего дня – кино, фото, Интернет, видео совместно с традиционными школьными и музейными формами работы. На сайтах школ округа есть раздел, посвященный работе музеев. В школе №694 и ЦО №1601 уже созданы виртуальные музеи, где все посетители могут ознакомиться с музейными предметами в инновационной (информационной) форме, которая содержит изображение экспонатов с сопроводительной и разъяснительной информацией.В школе №1252 с углубленным изучением испанского языка имени Сервантеса введена новая методика закрепления материала, получаемого в результате изучения истории страны на уроках и после проведенных экскурсий в музее. Каждый желающий может проверить свои знания по пройденной тематике, нажав кнопку «Пуск», высвеченную на экране большого телевизора, установленного в музее «Во имя Родины», и ответить на поочередно появляющиеся вопросы. В конце опроса на экране высвечиваются полученная экзаменуемым оценка и информация о количестве правильных ответов на заданные вопросы.В настоящее время проходит апробацию тест по теме «Битва за Москву», в планах разработка программы по всем битвам Великой Отечественной войны, изучаемым в курсе истории и представленным в экспозициях музея. Примечательно то, что сами учащиеся принимают активное участие в подборе материалов для составления тестов.В большинстве музеев образовательных учреждений налажена связь с солдатами, офицерами и родственниками погибших солдат локальных воин, что актуально на сегодняшний момент. Для учащихся школ проводят встречи с военнослужащими по призыву на территории воинской части для практического ознакомления с жизнью, бытом и обучением военнослужащих, организуют походы, экскурсии по местам боевой славы Подмосковья и других регионов Российской Федерации. На базе музеев образовательных учреждений идет работа по воспитанию толерантного отношения к культуре различных национальностей, особенностям языка и традициям.В округе активно развиваются связи по обмену опытом по патриотическому воспитанию с представителями государственных и общественных организаций из субъектов РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Учащиеся образовательных учреждений посещают эти города, изучая историю Великой Отечественной войны на местах боевых сражений. В рамках межрегионального сотрудничества проводятся научно-практические конференции, посвященные разгрому немецко-фашистских захватчиков под Москвой, среди которых «Рубежи боевой славы Подмосковья», «Историческое значение разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой», «Взаимодействие педагогических коллективов и общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны». В работе конференций активно принимают участие ветераны округа, ближнего Подмосковья, Лобни, Твери, Зеленограда.Педагоги и руководители музеев школ Северного округа приняли активное участие в Московском городском конкурсе программ военно-патриотического воспитания обучающихся среди воспитателей и преподавателей образовательных учреждений под девизом «Растим патриотов России». По результатам конкурса в номинации «Моя программа социального действия» первое место занял социальный педагог школы №1252 Виктор Штокало; в номинации «Военно-патриотическое воспитание на уроках основ военной службы» второе место занял старший воспитатель КШ №1702 Анатолий Степанов; в номинации «Подготовка воспитанников военно-патриотических клубов к службе в Вооруженных силах» на третьем месте старший воспитатель КШ №1702 Владимир Артемьев.В городском конкурсе «На лучшую организацию музейно-педагогической работы» в номинациях «Педагогическая инновация», «Визитная карточка», «Учебно-исследовательская работа» Северный округ представляла команда школы №1252 и по итогам конкурса заняла III место.В течение всего учебного года проходил городской смотр-конкурс «Кубок Героев» на лучшую организацию патриотического воспитания в государственных образовательных учреждениях Департамента образования. По итогам смотра-конкурса Северное окружное управление образования заняло I место в Москве. В номинации «Лучший военно-патриотический клуб (объединение) по организации патриотического воспитания» первое место у школы №185; в номинации «Лучший военно-исторический музей по организации патриотического воспитания» на втором месте школа №694; в номинации «Лучшее государственное образовательное учреждение по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» школа №184 заняла второе место.Для распространения передового опыта для руководителей школьных музеев в минувшем учебному году были проведены окружные семинары «У памяти нет границ» (школа №2043), «Повышение роли семьи в патриотическом воспитании» (школа №216), «Образовательно-воспитательная деятельность школьного музея» (школа №694, ЦО №1474).На сегодняшний день гражданской солидарности в многонациональной столице чрезвычайно актуально формирование представлений о совместимости общероссийской и этнической идентичности, самосознания о большой и малой родине. Детские объединения дополнительного образования, возглавляемые, как правило, социально активными, творческими, ищущими педагогами, объединенные в сеть, становятся реальной силой не только в образовательном, но и в социокультурном пространстве. Активные участники мероприятий – учащиеся, которые по большому счету слабо мотивированны, но, видя успех своих товарищей, втягиваются в работу, при этом у них появляется интерес к новым знаниям, к различным видам конкурсов. Школьники совместно с руководителями музеев организуют и проводят экскурсии, составляют план работы, помогают в оформлении экспозиции.Анализируя результаты работы школьных музеев, мы выяснили, что в составе активов больше 50% – дети из неблагополучных, неполных и многодетных семей, недостаточно владеющие русским языком, замкнутые, стеснительные, испытывающие трудности в общении, с дисциплинарными проблемами и отстающие в учебе. В результате деятельности школьных музеев учащиеся расширяют круг общения, повышают свой интерес к техническим и гуманитарным предметам, становятся более активными, у них формируются чувство сопричастности истории, гордость за подвиг своих предков, ответственное отношение к старшему поколению.
Комментарии