Он проходил четыре дня, его участниками стали более пятисот учителей из многих регионов страны. Почти тридцать модераторов – теоретиков и практиков образования – делились с педагогами своим опытом, знакомили их с новыми эффективными технологиями и, что особенно ценно, давали готовые инструменты, которыми можно пользоваться для достижения наиболее высоких результатов.
Прикладная составляющая фестиваля высочайшая – это отмечали в своих отзывах почти все участники. Но не менее важен и другой момент: многие учителя здесь, на фестивале, возможно, впервые задумались об уровне своей компетентности, посмотрели на свою деятельность через призму педагогической теории и методики: «Правильно ли я ставлю цель урока? Оптимально ли я использую пространство урока для достижения этой цели? Не трачу ли я даром драгоценные минуты? Способен ли я быстро сориентироваться, если урок пошел не по тому сценарию, который предполагался?» Не важно, что ответил на эти вопросы каждый из участников, главное, что каждый захотел расти в профессиональном отношении.Для многих поиск ответов на сложные вопросы о выборе подходов, методов и технологий продолжится уже после фестиваля, на практике. И это замечательно. Значит, задача фестиваля – будить мысль, заставлять учителей совершенствоваться и расширять свои горизонты – решена успешно. Точки роста у каждого намечены свои, но несомненно, что рост будет. Кроме того, есть и «побочный» продукт фестиваля: завязались деловые и дружеские контакты, родились новые идеи, которые обязательно выльются в интересные совместные проекты.Начинался фестиваль, как всегда, большим праздником, который устроили организаторы в честь гостей, приехавших из самых разных уголков земли. Помимо педагогов Татарстана, в фестивале участвовали учителя и вузовские преподаватели Пермского края и Ставрополья, республик Поволжья, Московской и Кировской областей, Самары, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана, Эстонии, Белоруссии, Австрии и Германии, США.По традиции гостей приветствовали первые лица Республики Татарстан, Казанского федерального университета и Елабужского института КФУ – бессменного организатора фестиваля. Председатель республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки Юрий Петрович Прохоров также приветствовал собравшихся. Приведу небольшую цитату: «Сегодня российским школам как никогда нужны яркие новаторские педагогические идеи. Нужны учителя, остро чувствующие потребности времени и способные вывести наше образование на качественно новый уровень, обеспечивающий ему мировую конкурентоспособность». Юрий Петрович также отметил, что инновационный характер образования положен в основу Стратегии развития образования в Республике Татарстан «Киличек – Будущее», причем на ее реализацию ежегодно направляются немалые средства, в том числе для поощрения педагогического поиска и освоения новых педагогических технологий.И действительно, учителя Татарстана активно осваивают новое. На фестивале особенно видно, насколько они мотивированы и активны. Многие, впервые побывавшие на фестивале по направлению муниципалитета (это считается формой поощрения, но бесплатная путевка дается учителю лишь раз), на следующий год приезжают сюда за свой счет, потому что все затраты окупаются с лихвой. На нынешнем фестивале были учителя, приезжающие в Елабугу не только во второй, но в пятый и шестой раз. Приезжают много лет подряд не только педагоги Республики Татарстан. Команды учителей из Перми и Невинномысска тоже рекордсмены ФШУ – и это ярче всего свидетельствует о высоком уровне Елабужского форума.Впервые в рамках фестиваля была организована летняя школа для студентов выпускных курсов педагогических вузов и ссузов. В ней приняли участие студенты из Татарстана, Чувашии, Удмуртии и Белоруссии, Кирова, Самары. Будущие педагоги получили уникальную возможность пообщаться с ведущими экспертами в области образования, специалистами отечественных и зарубежных вузов, учителями-практиками, имеющими серьезные достижения в своей профессиональной деятельности.Секреты мастеровЗа четыре дня фестиваля было проведено более ста мастер-классов. Одновременно они проходили на 8‑10 площадках. Выбрать было нелегко. В помощь учителям на сайте Елабужского института КФУ опубликовали аннотации мастер-классов и необходимую информацию обо всех модераторах. Организаторы подготовили спецвыпуск университетской газеты, благодаря которому участники фестиваля могли «познакомиться» с модераторами, впервые приехавшими в Елабугу. Для этого редактору Мавлиде Сираевой пришлось заранее потрудиться: интервью с гостями проходили по скайпу и электронной почте.Были среди модераторов и знакомые, многим полюбившиеся лица. Среди них Лидия Козинец, кандидат педагогических наук, заведующая филиалом кафедры педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Ее семинары-практикумы традиционно собирают много слушателей. Нынешний семинар был посвящен методике обобщения инновационного педагогического опыта белорусских учителей-новаторов, участников республиканского профессионального конкурса, который проходит в Белоруссии еще более масштабно, чем в России. Учителя, побывавшие на мастер-классе Лидии Александровны, признаются, что он заставляет их по-новому взглянуть на цель учительских конкурсов, объективно оценить свои компетенции, помогает сориентироваться в богатстве уже апробированных технологий и выбрать то, что подходит для работы.Доктор педагогических наук, профессор Университета Техаса в Эль-Пасо Марат Чошанов, два года подряд приезжавший в Елабугу лично, в этом году провел мастер-класс «Вызовы в подготовке учителей XXI века» в режиме онлайн. Необычный мастер-класс, вопреки опасениям организаторов, собрал большую аудиторию.На мастер-классе Сергея Кочережко, учителя истории гимназии №1 Самары, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года-2015», слушателям вовсе не хватило места. Но никто не ушел, учителя стояли вдоль стен и в дверях, настолько важно было многим услышать слово успешного практика. Сергей Сергеевич поделился своим мнением о ФГОС, историко-культурном стандарте, рассказал о своем опыте проведения открытых уроков истории. Несмотря на то, что современные образовательные стандарты ставят учителя в определенные рамки, ФГОС не регулирует содержание учебного занятия, не навязывает выбор основного источника знаний на каждом уроке, форму его проведения и планирования. По мнению Кочережко, это говорит о свободе мысли учителя. Например, сам Сергей Сергеевич современный учебник истории воспринимает не как хранилище знаний, а как навигатор, и ко всем терминологическим и хронологическим новшествам относится спокойно. Чего и пожелал коллегам. По его мнению, требование вместо понятия «Киевская Русь» употреблять «Древнерусское государство» не отменяет права использовать этот термин при объяснении некоторых исторических нюансов. Учитель года дал своим коллегам совет не забывать бесценный педагогический опыт предыдущих поколений: «Педагогика не возникла из ниоткуда – она развивалась на протяжении многих лет. Это и составляет наше наследство, нужно не только знать о нем, но научиться его использовать».Мастер-классы практикующих учителей всегда вызывают повышенный интерес участников фестиваля. Многие хотят послушать коллег, которые, находясь в тех же, что и большинство педагогов, жестких рамках, смогли добиться бОльших результатов, вырваться за эти рамки и получить признание сообщества. Так, учителя математики и информатики пришли на мастер-класс Ольги Рычковой, учителя математики школы поселка Кобра Кировской области, победителя конкурса «Учитель года России-2015», не только за опытом. Многим хотелось посмотреть, чем отличается победитель от обычного учителя. Любовь Калугина, учитель физики и информатики Сиренькинской средней школы Альметьевского района Республики Татарстан, выразила, наверное, общее мнение: «Просто поразительно, как Ольга Валерьевна излагает свои мысли. Как у нее все стройно, логично, продуманно. Я не могла поверить, что учитель такого высокого уровня работает в простой сельской школе. У нее, несомненно, каждый предметник найдет, чему поучиться».Интерес биологов вызвал мастер-класс кандидата педагогических наук, магистра экологии и природопользования, учителя биологии и экологии московского лицея «Воробьевы горы» Александра Колоскова. Ученый курирует учебно-исследовательскую и экспериментальную деятельность своих воспитанников в области космической биологии во Дворце детского и юношеского творчества. Вместе с коллегами Александр Колосков готовит школьников к участию в международных выставках, конкурсах и конференциях. Выступления должны быть итогом исследовательской работы учащихся. Александр Колосков рассказал об организации космобиологических экспериментов. Например, один из его воспитанников, ученик четвертого класса, предложил отправить в космос куколок бабочек. На Землю вернулись живыми не все, но у выживших сформировались конечности, крылья. Куколки пробыли в состоянии невесомости 12 дней, по прибытии на Землю стали бабочками, но поскольку самцы и самки вылуплялись в разное время, это не позволило «космическим бабочкам» создать потомство. Это лишь один эксперимент, а их можно проводить множество.Колосков рассказал о проектах для школьников, которые увлекаются космонавтикой, и в завершение лекции дал советы тем, кто хотел бы полететь в космос: «Для начала обязательным условием является высшее образование. Чаще всего космонавтами становятся инженеры и летчики, реже – врачи-биологи. Сейчас к физическому состоянию не предъявляют таких строгих требований, как раньше, но быть в хорошей физической форме все же необходимо».Ярмарка педагогических технологий и инструментовВ Елабугу учителя едут, зная, что там они могут не только ознакомиться с передовыми технологиями (это можно сделать и в Интернете), но и опробовать их, «примерить» понравившееся на себя. Не случайно практико-ориентированные занятия вызывают большой интерес. ТРИЗ-педагогика уже третий год подряд пропагандируется на ФШУ. В этом году мастер-классы по внедрению ТРИЗ-технологий проводили Евгения и Светлана Гин. Все инструменты, которые они продемонстрировали в ходе интерактивных занятий, может использовать на своих уроках любой предметник.Веб-квесту как средству повышения эффективности обучения посвятила свой мастер-класс кандидат филологических наук, доцент факультета татарской и сопоставительной филологии Елабужского института КФУ Римма Камаева. Если квест в большей степени представляет собой игру, то термин «веб-квест», введенный в 1995 году американским ученым Берни Доджем, – задания с элементами игры. И в том и в другом случае процесс должен привести учащихся к определенному результату. Для закрепления знаний, полученных в ходе занятия, аудитория была разделена на 4 команды, каждая составляла свой веб-квест для определенного класса. К примеру, одна из команд выбрала тему «Сказки» для работы на уроках татарской литературы в 5‑м классе. В результате участники предложили множество оригинальных идей по внедрению данного метода в школе.Учитель биологии, победитель конкурса «Учитель года-2015» Эстонии Светлана Сухомятникова рассказала о том, как сделать обучение в школе интереснее с помощью мобильных технологий, ознакомила коллег с концепцией BYOD (Bring Your Own Device), то есть с концепцией использования личных устройств, например, смартфонов, в образовательных целях. Участники мастер-класса освоили создание интерактивных плакатов, виртуальной доски, онлайн-опросов и другие способы организации учебной деятельности. «Мы по-новому взглянули на, казалось бы, уже привычное средство связи: в нашем кармане лежит не просто телефон, а целая научная лаборатория!» – поделилась своими впечатлениями одна из слушательниц.Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Дрезденского университета Юлия Койнова-Цельнер известна многим учителям. Ее занятия неизменно собирают аншлаги. В этот раз в Елабуге она рассказала о кооперативном обучении как о способе взаимообучения. «Давайте будем учить детей обмениваться знаниями и посредством такого обмена получать новую информацию», – призвала она. Мастер-класс начался с вопроса, который Юлия Койнова-Цельнер адресовала всем участникам: «Кто из вас хоть раз в неделю использует на уроке групповую форму работы?». Коллектив разделился на две группы: оказалось, одни учителя активно реализуют данную форму работы с учащимися, а другие считают, что такая форма подачи учебного материала малоэффективна. Юлия Койнова-Цельнер провела тренинги, которые наглядно демонстрировали дидактический принцип обучения: «я думаю – мы обсуждаем – мы презентуем». Задачи, которые ставила перед учителями модератор, показали, что характер группового взаимодействия различен, но эффективен в развитии у ребенка личностных, социальных и предметно-информационных компетенций. В развитии таких компетенций Юлия Койнова-Цельнер видит отличие кооперативного урока от групповой работы: «Важно, чтобы в коллективе ребенок не только учился взаимодействовать с другими, обмениваться знаниями и опытом, но и выполнять серьезную индивидуальную работу», – подчеркнула модератор. Многие участники мастер-класса отметили, что основной причиной неэффективности групповой формы работы в школе является то, что дети не в равных пропорциях выполняют данные им задания, «одни учащиеся отсиживаются, а другие делают». Юлия Койнова-Цельнер высказала и свое мнение: «Дело в том, что некоторые одаренные дети находят решения, но зачастую не могут их объяснить в силу своих психологических особенностей. Одаренность каждого ребенка нужна обществу, поэтому важно развивать в учащихся социальные компетенции и принцип «ты делишься с нами, мы – с тобой». Мастер-класс произвел на участников фестиваля большое впечатление. Каждому была дана возможность высказать свое мнение и поделиться опытом. Мастер-класс закончился интересным высказыванием модератора: «Я – учитель, не актер, а режиссер-постановщик урока. А вся структура и содержание обучения зависят лишь от желания ученика».Сложность выбораМногие участники отмечали, что на ФШУ представлены самые разные подходы к обучению и методы взаимодействия с учащимися. Так, Ольга Игоревна Донецкая, доцент кафедры зарубежной лингвистики Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, сотрудник Центра развития компетенций UNIVERSUM, руководитель Немецкого центра образования, науки и культуры, директор Высшей школы иностранных языков и перевода, представила свои «Три кита дидактики». Второе название ее мастер-класса – «Что такое хороший урок». По словам Ольги Донецкой, каждому педагогу необходимо выделить три основных принципа, на которые он будет опираться при построении урока. Они являются отражением педагогического мировоззрения. Каждый учитель должен заглянуть в себя и определиться, что для него самое главное. «Мой урок – это ООО: Оптимизм, Одухотворение, Обогащение!» – говорит Ольга Донецкая. Оптимизм – это безопасная, комфортная психологическая среда. Учитель должен пробудить в ученике веру в себя, в свои силы, содействовать свободе выражения, реализации творческого потенциала. Одухотворение – это мотивация. Ученик должен получать удовольствие от урока, видеть изменения в себе, вдохновляться работой учителя. Обогащение – это эффективность и результативность обучения. Педагогу необходимо проводить рефлексию с учащимися, чтобы ученик понимал, как много нового он узнал, чему научился. Нельзя тратить время детей впустую, готовя бесполезные и скучные уроки, потому что время – самый ценный ресурс. Урок должен проходить как яркое запоминающееся событие, оставляя глубокий след в душе ребенка. По мнению модератора, для того, чтобы получить «хороший урок», учителю необходимо строить грандиозные планы, искренне верить в собственное предназначение. «Грандиозность ваших целей должны осознавать вы сами, а не общественность! Ведь гораздо важнее быть идеалистом и одухотворенной личностью, чем перфекционистом. И помните, что образование – это бесконечный импульс обогащения души!» – напомнила Ольга Игоревна. С ее мастер-класса учителя уходили одухотворенными.Награждены достойныеВ последний день фестиваля состоялось подведение итогов, торжественное награждение самых активных участников и победителей заранее объявленных конкурсов. Победителями конкурса «Педагогическая ситуация» стали Зинфира Вагизова, Наталья Лучкина (лицей №2 им. Академика К.А.Валиева г. Мамадыш), Надежда Шарипова (Октябрьская СОШ, Верхнеуслонский муниципальный район), Елена Чернышова (СОШ №3, Мамадышский муниципальный район), Язиля Баймуратова (СОШ №9, Елабуга).Партнером фестиваля – республиканским общественным движением «Татарстан – новый век» – был проведен конкурс на лучший проект «Наш дом – земля», направленный на реализацию и пропаганду принципов Декларации прав Земли. Призы победителям вручила председатель исполкома политсовета общественного движения Алсу Тарханова. Дипломы и подарки получили Надежда Шарипова, Лариса Капитонова, Марина Назарова. В номинации «За руководство научно-исследовательской работой учеников» награждены Галина Валисова, Альмира Гольцева (Бехтеревская СОШ Елабужского муниципального района) и Гюзель Валиева (Усалинская СОШ Мамадышского района). Памятным подарком «За интеграцию музея и школы в рамках образовательного процесса» отмечен проект Екатерины Надиной, учителя истории и обществознания лицея №2 Альметьевска.В конкурсе фотографий «Миг фестиваля» в социальной сети Инстаграм победителем стала Юлия Шишкина из Нижнекамска. За яркие творческие номера, которые стали украшением культурно-развлекательной программы фестиваля, некоторые из участников были отмечены памятными подарками.Кульминацией церемонии награждения стало объявление победителей Фестиваля школьных учителей-2016. В этом году оргкомитет выделил двух самых активных участников форума: Гульшат Фахрутдинову из гимназии №20 Казани (она стала обладательницей путевки в санаторий от республиканского комитета Профсоюза работников образования и науки и диплома Министерства образования и науки РТ) и Алину Низамову из Лениногорска, которая получила путевку на участие в следующем Фестивале школьных учителей за счет организаторов.В последний день звучало много теплых слов и благодарностей, признаний в уважении и любви. А главное, большинство педагогов обещали снова вернуться в Елабугу через год. Это значит, фестивалю жить, и, надеюсь, жить долго и счастливо!
Комментарии