Казань, тебя люблю я. Ты – сердце Татарстана. И в эту песнь мою Вложу все без обмана. Люблю я Кремль твой, Часы на Спасской башне И твой народ простой С душою нараспашку.
Эти замечательные искренние стихи о своем городе написала Лена Чернова, ученица 11-го «А» класса русско-татарской школы №55 города Казани. «Я сердце подарю тебе, моя столица», – признается девочка.
Достаточно полистать небольшой сборник детских стихов, изданный школой к 30-летию Московского района Казани (это один из 7 административных районов столицы Татарстана), чтобы увидеть, какая колоссальная работа проводится с ребятами по воспитанию у них чувства любви к своей Родине, без лишнего пафоса, но с внутренней потребностью делать что-либо для своего города, своей земли и людей, на ней живущих, по формированию у детей толерантного сознания. Это закономерно: в Казани проживают представители более 70 национальностей, а в целом по республике и того больше – 105.
«Мы хотим быть одной семьей»
Александр Герцен писал: «… Значение Казани велико: это место встречи и свиданий двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их видите на каждом перекрестке; здесь сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру». И как продолжение этой мысли – эссе учительницы русского языка и литературы 55-й школы, финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года-2003» Татьяны Першагиной, в котором каждое слово западает в душу: «В мире семь чудес света. Восьмое у каждого свое. Для меня – это мой город, древняя и вечно юная Казань. Как прекрасна она! Немного на свете городов, насчитывающих тысячу лет. Прошли века, оставив неизгладимый след в облике города, сделав его одним из интереснейших городов Восточной Европы. Казань окутала свое прошлое поэтической вуалью и окружила множеством сказаний и легенд…»
Действительно, история этого уникального города, омываемого водами тихой Казанки и величавой Волги, с «иглами тонких минаретов, чашами синих куполов» являет собой многосложное, словно татарский орнамент, сплетение русских и татарских влияний, образец сосуществования и взаимодействия очень разных национальных культур. И в самой обычной школе Казани, где учится более 1100 ребят, эта идеология лежит в основе всех образовательных программ.
– Наша задача – удовлетворить потребности родителей различных категорий и, конечно, готовить для общества людей, которые бы стали настоящими гражданами своей страны, а для этого надо воспитывать в национальных традициях. Все мероприятия у нас в школе проходят и на татарском, и на русском языках, а вообще мы стремимся к тому, чтобы быть одной семьей, – говорит директор школы Любовь Романова.
Прогулка по Московскому району
6-й «Б» класс во главе со своей классной руководительницей, уже упомянутой мною Татьяной Першагиной, придумал очень интересное мероприятие – прогулку по своему родному Московскому району с последующим описанием увиденного в коллективной творческой работе. В детских очерках очень хорошо схвачено главное: деления на «своих» и «чужих» нет и никогда в Татарстане не было. Есть святые для всех места – парк Победы, торжественно открывшийся в год 50-летия Победы над фашистской Германией, Вечный огонь, Кизический мужской монастырь с 300-летней историей и некрополь, где покоится прах деда Льва Николаевича Толстого, Ильи Андреевича Толстого, казанского губернатора в 1815-1820 годах… И есть люди, «которые принесли славу и честь родному городу». Например, Иван Михайлович Симонов – основатель казанской астромической школы, профессор и ректор университета в середине ХIХ века, участник кругосветной экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, во время которой была открыта Антарктида; Аркадий Аполлонович Чертов, казанский долгожитель, проживший 105 лет, участник заграничных походов Суворова…
Шестиклассники пишут: «Хочется верить, что скоро в парке будет создана мемориальная зона, которая увековечит память наших знаменитых земляков».
Дети обыгрывают имя своего района, названного в честь столицы, «красивой и яркой могучей Москвы». Здесь есть даже своя Тверская улица, на которой стоит «золотая школа №55, где все учатся на «пять».
Вообще исторические и культурные связи между Казанью и Москвой – интереснейшая многоплановая тема. Когда школьники пишут: «Люблю я Кремль твой, Часы на Спасской башне» – эти слова могут касаться как одной, так и другой столицы. К ним обеим в равной степени относится эпитет «белокаменная». Корни близости архитектур уходят в седую древность. Вот одна удивительная вещь, о которой я узнала, будучи в Татарстане. Главной соборной святыней средневековой Казани была мечеть Кул Шариф – огромный белокаменный храм с восемью минаретами, украшенный булгарской каменной резьбой. Но храм этот до наших дней не сохранился. Как утверждают некоторые историки, прототипом храма Василия Блаженного, построенного, как известно, в честь взятия Казани, является именно разрушенная мечеть Кул Шариф.
Что сближает Абдуллу Алишу и Евгения Баратынского
Статус русско-татарской школы обязывает уделять самое пристальное внимание реализации принципов развития национального самосознания учеников. Классы татарского языка хорошо оборудованы, в некоторых кабинетах имеются творческие лаборатории. А учителями ведется большая работа по обновлению методики преподавания татарского языка в русскоязычных классах и классах национальных.
В школе действует музей татарского писателя, соратника Мусы Джалиля – Абдуллы Алиши. Сын крестьянина, мелиоратор по профессии, он стал писателем по призванию, посвятив свое творчество детям. До Великой Отечественной войны поступил в Казанский государственный педагогический институт, но не успел его окончить. Он сидел в концлагерях в Литовской ССР, Чехословакии, Германии. Был казнен гитлеровцами в августе 1944 года в возрасте 36 лет…
Абдулла Алиша оставил большое наследие – рассказы, стихотворения, сказки, которые заняли значительное место в татарской детской литературе. «О, Родина! Душа моя – с тобой, и каждый вздох – тебе!» – в этих строках поэта смысл его жизни. Отрадно, что юные жители Казани, обучающиеся в 55-й школе, не забывают настоящих своих героев. Они проводят в музее экскурсии, читательские конференции, уроки мужества, встречи с интересными людьми. В этом году вышла в свет книга воспоминаний об Абдулле Алише, которую составила женщина, долгие годы возглавлявшая школьный музей писателя, Ильсияр Галеевна Сункишева.
Радует и то, что спрос на произведения Абдуллы Алиши и Габдуллы Тукая, Достоевского и Пушкина, других русских и татарских классиков растет, заверяет Дамир Шакиров, директор государственного Татарского книжного издательства.
Если в 55-й школе музей татарского писателя, то в соседней 34-й – современника и поэта А.С.Пушкина Евгения Баратынского.
Школы взаимодействуют в работе по формированию этнокультурной среды, ознакомлению детей с традициями народов России, расширению их кругозора, введению в национальную и мировую культуру. Педагоги уверены, что из всех душевных качеств самым необходимым и неизменным является духовная терпимость, взаимопонимание и взаимопрощение. И это качество они очень спокойно, не торопясь, но уверенно вырабатывают в своих детях.
Надежды Павла
Образовательные стандарты Республики Татарстан имеют свой региональный компонент, который включает в себя часы на изучение татарского языка. С одной стороны, вариативная часть этим почти и ограничивается, но с другой – без знания татарского языка и литературы здесь просто нельзя. «Не выполнять региональный компонент мы не можем. Как же так: татарин знает русский язык, а русский татарского – нет?» – рассуждает учитель года России (именно так называют своего словесника в родной школе) Татьяна Юрьевна. Ей, учителю высшей категории, дипломанту республиканских конкурсов авторских программ и Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» на реализацию всего задуманного не хватает, как она говорит, часов в сутках, впрочем, так же, как и ее инициативным коллегам. Детям, наверное, тоже не хватает, потому что загружены они, что называется, под завязку. Начиная с 1-го класса они изучают новые интересные предметы, такие, как история культуры и риторика, основы экономической и правовой культуры, информационные технологии, эвристика, ритмика, техническая графика и основы дизайна, второй иностранный (французский) язык. Не случайно 7 лет назад этому учебному заведению присвоен статус школы с экспериментальными (профильными) классами.
Один из культурных и экономических центров Поволжья – «светозарная Казань» – сегодня требует именно таких подходов к образованию. Наверняка они позволят Павлу Шиверских, ученику 10-го класса, осуществить свои надежды:
Светлая Казань,
родной мой город!
Я так мало сделал для тебя!
Впереди вся жизнь,
а я так молод,
Все смогу и сделаю любя!
Ирина КАМИНСКАЯ, Казань
Комментарии