search
main
0

Место встречи автора и читателя. Формирование умения оценивать литературно-художественное произведение

Вчерашнему выпускнику уже недостаточно уметь действовать только по указке, ему необходимо самому предпринимать шаги, связанные с построением своего жизненного пути. Происходящие в жизни изменения требуют от учащихся устойчивой и ясной жизненной позиции, способности к анализу и оценке всего происходящего. Благодатная среда для формирования умения оценивать, по моему мнению, – уроки литературы.

Оценка произведения свидетельствует о том, что оно не безразлично учащимся. Представляя собой соединяющее звено между писателем и читателем, между литературой и жизнью, оценка способствует переносу прекрасного из литературы в действительность, в практическую и духовную жизнь ученика. Нравственно-эстетический опыт писателя, запечатленный в произведении, ученик соотносит со своим жизненным опытом. Оценка художественного произведения позволяет ученику разделить или отвергнуть авторское мировосприятие, в литературных героях увидеть и оценить себя, а в себе обнаружить и оценить черты героев. Все это дает право говорить об огромном воспитательном потенциале оценочного подхода учащихся к художественным произведениям, так как для эстетической оценки является обязательным отражение в ней представлений личности о ценностях – социальных, идейно-нравственных, эстетических.Таким образом, если ученик на уроке умеет дать оценку произведению и отраженным в нем жизненным явлениям, включает произведение в свой жизненный и культурный контекст, то он сумеет в дальнейшем разобраться в реалиях жизни, оценить свою деятельность, деятельность окружающих, сложившуюся ситуацию, явления окружающей жизни.Задачи:1) оснащать учащихся теоретическими и методическими средствами, помогающими им самостоятельно строить адекватный, но не тождественный авторскому образец поведения;2) разработать систему формирования умения оценивать литературно-художественное произведение:а) создать образовательную среду, способствующую постижению авторского принципа видения, порождающую собственную оценку произведения и отраженных в нем жизненных явлений;б) создать дидактические средства, способствующие формированию умения оценивать.Эстетическая оценка проявляется на разных уровнях. Она может быть выражена как в непосредственной эмоциональной реакции на художественное произведение (нравится – не нравится), так и в форме эстетического суждения. В эстетическом суждении синтезируется способность читателя воспринимать, переживать и осмыслять художественные произведения, проявляется умение на основании личных впечатлений и объективных критериев выявлять их истинную ценность и высказывать отношение к ним в форме аргументированного доказательства.Этапы формирования умения оценивать литературно-художественное произведениеI. Первоначальная оценка произведения берет начало с момента, когда книга попадает в руки читателя. Интерес к произведению вызывают имя автора, название, жанр.II. В ходе непосредственного чтения происходит обогащение первоначальных представлений о произведении, формируется эмоциональное отношение к прочитанному, складывается впечатление о книге и ее оценка в самой общей форме: нравится – не нравится.III. Анализ литературно-художественного произведения способствует осознанию пережитых эстетических чувств. На этом этапе ученик констатирует ценность художественного произведения: отмечает его идейную, нравственную, эстетическую значимость, аргументирует свое мнение, оформляет обоснованное суждение о художественном произведении.Интерпретация – синтез личностного восприятия и того понимания, которое сложилось в сознании многих поколений.Задача учителя – ознакомить учащихся с тем, что накопило человечество.Для достижения поставленной задачи требуется создание поля интерпретации. Этому служат:1) учебники и учебные пособия;2) конкретная методика преподавания;3) психологическая, профессиональная готовность учителя.Считаю роль учителя в создании поля интерпретации ведущей, так как учитель должен способствовать тому, чтобы личностная оценка текста не превратилась в субъективистскую. Учащиеся должны знать, что любой художественный текст – это единая замкнутая структура:- Смысловой комплекс (идейно-художественное содержание).- Знаковая (художественные средства, род, жанр, композиция, ритм, звук и т. д.).Первозадача интерпретации – обнаружение в тексте сигналов (знаков). Учитель должен помочь обнаружить эти сигналы, показать, как они противопоставляются, группируются.Выполнение этой задачи способствует проникновению в авторский замысел, познанию того, по каким законам строится произведение. Основным средством для решения поставленной задачи считаю индивидуально-коллективные задания, в основе которых лежит идея проблемного обучения. Такие задания ставят ученика в позицию исследователя, способствуют развитию индивидуального стиля деятельности, т. к. учащимся предоставляется самостоятельность.Решению поставленных задач также способствует непрерывность литературного образования, которое связано с последовательным усилением самостоятельности учащихся от класса к классу.5-й класс – переход от литературного чтения к изучению литературы.6-9-е классы – изучение литературы как искусства слова.5-8-е классы – обучение эстетическому анализу.9-й класс – интерпретация текстов.10-11-й классы – усвоение художественного мира писателя в историческо-культурном аспекте.Основной задачей в работе с учащимися в 5-6-х классах определила обучение письменному и устному отзыву на самостоятельно прочитанное произведение. Решение этой задачи начинаю с составления памятки, помогающей выполнить данную работу. Далее использую прием троекратного повторения:1) ученик – первоначальный вариант самостоятельно выполненного задания (как выполнил?);2) учитель – образец выполнения задания (как надо?);3) ученик – усовершенствованный вариант ответа (что прошло мимо меня).Выбранный вид работы способствует формированию умения видеть авторскую позицию и умения формулировать собственную точку зрения. Все данные умения базируются на умениях выделять главное, сравнивать, обобщать.Система занятий, способствующая формированию умения оценивать литературно-художественное произведение в старших классах:1. Установочная лекция:- таксономия целей;- мотивация;- ход изучения.2. Обучающе-тренировочные уроки (см. приложение 1):- акцентное вычитывание;- самостоятельная работа в группах с использованием инструкционных карт, памяток, индивидуальная работа.В итоге – индивидуально-коллективное задание.3. Семинар (см. приложение 2).4. Консультация.5. Контрольно-обучающие зачеты.6. Письменная работа (отзыв, рецензия, сочинение).Большую роль в процессе формирования умения анализировать играют памятки по анализу эпизода, стихотворения; составлению отзыва, рецензии (см. приложение 3).Устная и письменная речьОвладеть данным умением помогают такие формы работы:1) дать оценку ответа товарища;2) поставить вопрос к устному высказыванию товарища, к абзацу статьи, к целому произведению;3) дать развернутый ответ;4) устное рисование;5) различные виды пересказа;6) составить конспект, тезисы прослушанной лекции, прочитанной статьи;7) написать доклад, реферат на заданную тему (с использованием памятки; без нее);8) написать сочинение.Темы сочинений для старшеклассников стараюсь подбирать такие, чтобы они способствовали формированию личностной позиции ученика.Критерии оценивания уровня сформированности умения оценивать литературно-художественное произведение«5»- верно сформулированы все проблемы произведения;- верно прокомментированы проблемы;- верно сформулирована позиция автора;- этически корректно сформулировано собственное мнение, приведены аргументы;- при оценке произведения верно отмечены его достоинства.«4»- сформулированы не все проблемы произведения;- есть незначительные фактические ошибки, связанные с пониманием проблем произведения;- верно сформулирована позиция автора;- этически корректно сформулировано собственное мнение, приведены аргументы;- есть незначительные недочеты при оценке произведения.«3»- допущены фактические ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблем произведения;- есть фактические ошибки, связанные с пониманием авторской позиции;- сформулировано собственное мнение, но не приведены аргументы;- не дана оценка произведению.«2»- не сформулированы проблемы произведения;- в качестве комментариев цитируется сам текст;- позиция автора не сформулирована;- собственное мнение заявлено лишь формально (согласен, не согласен с автором);- не дана оценка произведению.​Татьяна БАРМАТИНА, учитель русского языка и литературы, директор средней школы №6 города Нефтеюганска, Ханты-Мансийский автономный округПриложение 1Урок по повести Булгакова «Собачье сердце» (2 часа)Цели:- учить работать с текстом, отбирать нужные для анализа эпизоды;- развивать умение оценивать литературного героя, его действия;- способствовать формированию гражданской позиции, воспитывая чувство ответственности за свои действия.Ход урока1. Вступительное слово учителя: Читая ваши работы, не могла не согласиться, что мир Булгакова сложен и разнообразен, а поэтому зовет еще и еще раз прикоснуться к нему. Произведения Булгакова помогают разобраться во многих вопросах сегодняшней жизни. Об этом тоже говорят ваши работы.Выдержки из учебных работ1. Мир Булгакова очень сложен и многообразен, но читать книги этого писателя интересно, потому что многие проблемы, поставленные им в произведениях, не решены до сих пор.2. Читала Булгакова со смехом. Но это смех сквозь слезы. Как узнаваемы многие стороны жизни, показанные им в повести «Собачье сердце». Шариковы живут и до сих пор, как это ни печально.3. Повесть заставила задуматься о том, как не потерять свою человеческую сущность, не превратиться в Шарикова. Кто же имеет право называться человеком (в полном смысле этого слова)?Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Булгакова. Тему урока вы поможете определить сами.2. Эвристическая беседа1. Что вы ждете от сегодняшнего урока? Хотели бы понять, в чем смысл названия повести? Можно ли считать Шарикова человеком? Почему таких, как Шариков, много в нашей жизни?2. Какое впечатление произвела на вас повесть «Собачье сердце»?Первоначально повесть называлась «Чудовищная история». Написанная в 1925 году, она была напечатана только в 1987-м. Каменев, ознакомившийся с рукописью по просьбе издателя журнала «Недра», вынес приговор: «Печатать ни в коем случае нельзя».Так почему же повесть до сих пор привлекает внимание читателей, литературоведов, кино- и театральных режиссеров?Как вы считаете, какие проблемы ставит Булгаков в повести?Примерные ответы детей- Что такое человек? Какова его сущность?- Проблема ответственности человека за свои действия.- Проблема взаимоотношений интеллигенции с представителями нового времени.Учитель: Какая из них вам кажется наиболее важной? Почему?Ученики: Вторая, так как в наше время эта проблема наиболее актуальна. Из-за безответственности происходит много бед.Учитель: Итак, тема урока: Проблема ответственности человека за свои действия.Что лежит в основе повести?Ученики: Эксперимент Преображенского.Учитель: Давайте дадим оценку эксперименту Преображенского. Что для этого нам нужно знать?Ученики:- Цель.- Средства.- Результат.Учитель: Случайно ли Булгаков выбирает слово «эксперимент»?Какова цель эксперимента?Можно ли эту цель считать благом?Что послужило материалом для эксперимента?Ответы учеников.Учитель: Что же было получено в результате эксперимента? Давайте попытаемся дать оценку Шарикову с позиции Преображенского и с позиции Швондера.Ученики: Преображенский считает, что Шариков – это существо крайней степени невежества («вы стоите на самой низшей ступени развития… все ваши поступки звериные»). Шарикову претит все, что связано с соблюдением определенных норм поведения, по которым узнается культурный человек. Он отчаянно отбивается от всего, что вводит человека в рамки приличия. Его органическая недоразвитость отпечаталась в любимых занятиях: спать днем в кухне на полатях, грызть семечки, выпить водочки, ходить в цирк. Общее мнение профессора отразилось в словах: «Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?»С позиции Швондера Шариков – это человек, который имеет равные социальные права с профессором, потому что он является представителем «победившего класса». Шариков имеет право на документ, удостоверяющий личность, на жилье, на прописку, а образование, уровень культуры, его занятия – это уже не главное.Учитель: Давайте посмотрим кадр из кинофильма, позволяющий увидеть нам Шарикова.Итак, чья же оценка вам кажется верной, Преображенского или Швондера?Кто же перед нами?Ученики:Биологически Шариков – человек. Но его поведение говорит о самой низшей ступени человеческого развития.Шариков примитивен. Он нагл и груб. Прежде чем заявлять о своих правах, человек должен их заслужить делами.Человека отличает от животного не только то, что он ходит на двух ногах. Его отличает уровень культуры, способность к внутреннему духовному развитию, чего лишен Шариков. Поэтому прав Преображенский.Учитель: Итак, мы видим, что у профессора была благая цель, но для ее осуществления Преображенский выбрал живой человеческий материал. Каков же результат? Как сам профессор относится к своему эксперименту?Ученики: Он считает, что Шариков опасен, сейчас он стреляет кошек, а потом, кто знает, об этом страшно подумать. Поэтому он из Шарикова снова делает собаку.Примитивизм Шарикова, его нахрапистость как «хозяина жизни» ведут к поступкам, которым он не отдает отчета.Учитель: Результат, как мы видим, отрицательный. Оказывается, не всегда благие намерения ведут к положительному результату. Преображенский исправил свой эксперимент. Но всегда ли это возможно в жизни?Ответы учеников.Учитель: Давайте обратимся к финалу повести. Как вы думаете, что хотел сказать Булгаков таким финалом?Ученики:Профессор вновь продолжает экспериментировать, его неутомимый мозг требует действия.Нет гарантии, что результат нового эксперимента будет положительным.Учитель: Значит ли это, что проблема ответственности человека за свои действия актуальна и в наше время? Как на этот вопрос отвечают современные авторы?Ученики:Проблема экологии, ставшая результатом безответственного отношения человека к миру природы, поднимается многими авторами, например, у В.Астафьева в «Царь-рыбе».Проблема уходящих деревень. Казалось бы, благая цель – строительство гидроэлектростанций, но результат плачевен. Об этом пишет В.Распутин в «Пожаре», «Прощании с Матерой».Роман Ч.Айтматова «Плаха» тоже поднимает проблему ответственности человека за свои поступки.Учитель: Режиссер фильма «Собачье сердце» В.Бортко в своем интервью отметил, что довольно сложно было найти актера на роль Преображенского, зато на роль Шарикова не составило никакого труда. Как вы думаете, почему?Ответы учеников.Учитель: От кого же зависит, быть или не быть Шариковым?Ответы учеников.Учитель: Какие правила, провозглашенные в повести Преображенским, вы бы взяли для себя?Ученики:На преступление не идите никогда… доживите до старости с чистыми руками.Не нужно искусственно фабриковать Спиноз.Каждый должен заниматься своим прямым делом.Домашнее задание – написать сочинение. Темы:1. Что открыла для меня повесть Булгакова «Собачье сердце»?2. Ответственен ли человек за свои деяния?3. Кому же принадлежит «собачье сердце»?Приложение 2Примеры заданий, нацеленных на личностное усвоение творчества И.С.Тургенева (10-й класс)Вопросы были предложены перед проведением урока-семинара по творчеству И.С.Тургенева на тему «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» и мы».1. Какую способность человека определяет Тургенев в качестве критерия в оценке человека? Согласны ли вы с ним?2. Достаточно ли для характеристики отношений человека к природе формулы Базарова «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? В чем ее сильная сторона, в чем ограниченность?3. Какой жизненный урок получил Базаров в родительском доме?4. Чем, по-вашему, можно объяснить отношение Базарова к искусству, к природе: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким пониманием их силы воздействия на человека? Разделяете ли вы взгляды Базарова на природу, искусство?5. Что определяет поведение Базарова и его взаимоотношения с людьми: ощущения, натура, теория или выработанный им нравственный кодекс? Разделяете ли вы его линию поведения?6. Свойственна ли Базарову доброта? Или он «волк» (по выражению Тургенева), бессердечный и безжалостно сухой? Как вы считаете, нужно ли быть таким в поведении с людьми?Приложение 3Правило-ориентир для оценки героя произведения1. Определи, главным или второстепенным является данный герой. Почему ты так считаешь?2. Определи, как к этому герою и его поступкам относятся другие герои произведения.3. Определи, как автор относится к этому герою. (Найди в тексте слова или детали, помогающие определить авторскую позицию.)4. Определи, согласен ли ты с точкой зрения автора.5. Дай свою оценку поступкам героя, сформулируй и обоснуй свою точку зрения.Правило-ориентир для оценки события, изображенного в произведении1. Определи, является ли это событие важным в произведении. Почему ты так считаешь?2. Определи, как к этому событию относятся герои произведения. Установи, какая связь между этим и другими событиями в произведении.3. Определи, какое значение этому событию придает автор произведения, найди подтверждение своим выводам в тексте.4. Определи свою позицию (согласен ли ты с мнением автора).5. Сформулируй и обоснуй свою точку зрения.Правило-ориентир для оценки произведения1. Определи тему произведения, проблемы, поставленные автором.2. Определи, являются ли эти проблемы актуальными. Обоснуй свою точку зрения.3. Найди точку зрения автора на поставленные проблемы.4. Определи, согласен ли ты с точкой зрения автора.5. Подбери аргументы.6. Сформулируй собственную точку зрения.7. Определи, в чем ценность данного произведения для читателей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте