search
main
0

Место в иерархии. Администрирование пользователей: глобальные настройки

В CMS Joomla* существуют две большие группы пользователей: внешние (Public Frontend) и внутренние (Public Backend). Первые имеют доступ только к фронтенду, то есть они могут регистрироваться на сайте, получать доступ к закрытым для неавторизированных юзеров страницам сайта и так далее. Вторым же доступны как закрытые разделы, так и к админ-панель. Типичным внутренним пользователем является Администратор.

Комментарий «УГ»*См. также статьи Сергея ЗОЛОТУХИНА «Школьный сайт на Joomla», №20, «Админчасть», №21, «Меню Администратора», №23, «Компоненты, модули, мамботы», №24, 2008 год.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Для Public Frontend и Public Backend существует внутреннее разделение ролей.

Для создания нового пользователя в бэкенде перейдите по ссылке Пользователи на панели быстрого доступа или в пункте меню Сайт выберите вкладку Пользователи. Откроется окно Управление пользователями (рис. 1).

По умолчанию на сайте создан один пользователь – Администратор. Для создания нового пользователя нажмите на кнопку Новый панели инструментов. В окне Пользователь: Добавление заполним поля Полное имя, Имя пользователя, E-mail, Новый пароль, Проверка пароля (рис. 2). Будьте внимательны при заполнении полей, связанных с паролем – информация в базе данных шифруется, и никто, даже суперадминистратор, не сможет узнать данный пароль. Восстановить его в случае утраты можно будет, лишь заполнив соответствующую форму при нажатии на гиперссылке Забыли пароль? В этом случае конфиденциальная информация высылается на адрес электронной почты. Но если вы работаете локально, с помощью Денвера, то способов восстановления пароля не существует.

Следующее поле Группы разделяет пользователей на внешних и внутренних, а также добавляет ролевую модель управления сайтом. Для фронтенда доступны следующие роли:

registered – зарегистрированный пользователь, получающий доступ к закрытым страницам сайта; посетители имеют право добавлять ссылки на сайт, но не могут добавлять статьи;

author – пользователи с правами автора могут создавать и редактировать свой контент сайта; также эти посетители могут определять, были ли их статьи опубликованы на сайте;

editor – редактор имеет возможность добавлять свой контент и редактировать статьи других пользователей;

publisher – публикатор; пользователь в этой роли может публиковать контент на сайте, а также скрывать статьи.

Не забывайте, что пользователи, роли которых находятся выше в иерархии ролей, могут просматривать, редактировать и удалять информацию пользователей, имеющих более низкий статус. Это означает, что член группы editor может просматривать и редактировать информацию, созданную пользователем группы author или registered. А роль publisher предоставляет право изменять информацию, созданную registered, author и editor. Тем не менее никто из группы внешних пользователей не имеет доступа к админпанели Joomla.

Группа пользователей бэкенда представлена следующими ролями:

manager – пользователи с данной ролью обладают правами пользователей publisher и дополнительно получают ограниченный доступ к админпанели: они могут подтверждать регистрацию пользователей, выполнять базовое обслуживание сайта – управлять разделами, категориями и перемещать статьи из одной категории в другую;

administrator имеет право устанавливать и удалять расширения, изменять шаблон сайта, менять разметку страницы и модифицировать права любого пользователя с более низким уровнем доступа. Администраторы не имеют права редактировать учетную запись суперадминистратора, изменять общие настройки сайта, делать массовую рассылку почты;

super administrator обладает максимальным уровнем доступа к системе Joomla; данного юзера можно сравнить с пользователем Administrator в Windows или с пользователем root в Linux. Действия суперадминистратора ничем не ограничены; первоначально его учетная запись создается при установке Joomla.

Как и в случае с пользователями фронтенда пользователи бэкенда, роли которых находятся выше в иерархии, могут просматривать, редактировать и удалять информацию пользователей с более низким статусом, в том числе и юзеров фронтенда.

Внизу мы видим кнопку Блокировать пользователя. Если зарегистрированный пользователь блокирован, то он не имеет возможности авторизоваться на сайте. В правой части экрана расположено поле выбора редактора пользователя. Если задать значение этого поля, то пользователь получит в свое распоряжение определенный редактор. В противном случае будет использоваться редактор по умолчанию (разница между ними незначительна). Для завершения процедуры регистрации нового пользователя в бэкенде нажмите кнопку Применить.

Модуль регистрации, поставляемый в стандартной комплектации, имеет значительные ограничения в использовании. Существуют другие, более функциональные модули, но о них мы поговорим в других статьях. Однако даже стандартный вариант дает обширное представление о распределении ролей в CMS Joomla.

Подобное распределение делает систему масштабируемой, гибкой и легкой для внедрения. Особенно полезно использование групп при создании школьного сайта. Совсем не обязательно, чтобы поддержкой сайта занимался один человек, да еще из педагогического состава. Роль авторов статей могут выполнять школьники, создающие, например, статьи для школьной электронной газеты, сообщающие результаты научно-исследовательской работы, ведущие постоянную рубрику новостей и так далее. Другие же ученики, из числа «продвинутых», могут получить возможность редактирования статей. При этом пользователи не имеют доступа к админпанели и настройкам системы. Окончательной доводкой статей и публикацией их на сайте может заниматься ответственный из числа учителей.

Некоторые настройки регистрации пользователей существуют и в глобальной конфигурации системы. Для перехода к ним нажмите на кнопку Глобальная конфигурация панели быстрого доступа или перейдите в меню Сайт, пункт меню Глобальная конфигурация (рис. 3).

Рассмотрим значения полей глобальных настроек. Вкладка Сайт управляет общими настройками. Если в поле Сайт выключен значок установлен в положении Да, то при попытке загрузки сайта на странице будет выводиться текст из поля Сообщение при выключенном сайте. Эта опция полезна, если вы решили обновить содержание и не хотите, чтобы пользователи видели рабочие моменты этого процесса.

Если в процессе работы сайта произошла ошибка, связанная с функционированием хостинга, то она будет сопровождаться сообщением, указанным в поле Сообщение при системной ошибке. Поле Название сайта предназначено для редактирования названия портала.

Целый ряд полей управляет авторизацией посетителей на сайте. Неавторизованные юзеры могут видеть ссылки на закрытые разделы. Для этого установите значение поля Показывать ссылки неавторизованным в значении Да. В любом случае незарегистрированные посетители не могут просматривать закрытые разделы. Если вы хотите, чтобы посетители могли самостоятельно регистрироваться, то установите переключатель Авторизация на сайте в положение Да. В противоположном случае регистрировать их будет пользователь с ролью administrator или super administrator. Поле Требовать уникальный e-mail включает механизм подтверждения регистрации юзера через электронную почту. Тогда система отправит письмо на указанный почтовый ящик со ссылкой активации. Параметры пользователя сайта дают возможность выбирать текстовый редактор. Для этого поля рекомендуется установить значение Нет, чтобы пользователи не путались в названии редакторов.

Следующее поле – Режим откладки сайта. При включенном режиме Администратор может просматривать системные сообщения о работе скриптов РНР, базы данных и так далее. Данные параметры оказывают огромное влияние на производительность и безопасность сайта, поэтому редко активируются на сервере развертывания.

Вкладка Содержимое управляет выводом информации при создании статей (значения полей разъяснялись в предыдущих статьях). Рекомендуется установить ваши пользовательские значения в данной закладке, а затем продублировать их при публикации контента.

Подменю Сервер отображает настройки сервера. Одна из полезных опций данной панели (при условии, что ваш PHP поддерживает эту функцию) – GZIP-сжатие. Это происходит следующим образом: передаваемая страница «на лету» сжимается и передается по сети уже в сжатом виде, а браузер распаковывает ее непосредственно на компьютере. Весь процесс происходит прозрачно для пользователя, который почувствует лишь ускорение доступа к сайту, что не может не понравиться. Однако нагрузка на сервер при этом возрастает. Если вы по каким-либо причинам ограничены в количестве запросов на сервер, то лучше оставить поле без изменений. Поля Время жизни сессии на сайте и Время жизни сессии в панели управления ограничивает сроки сессии для пользователя и Администратора соответственно. После указанного значения посетителю или Администратору необходимо будет вновь пройти процедуру авторизации.

Если установить значение Да в поле Запоминать страницу Админцентра при окончании сессии, то при последующей авторизации админ перейдет на последнюю посещенную страницу предыдущей идентификации. Значения остальных полей лучше оставить без изменений.

Вкладка Метаданные используется для написания ключевых фраз, позволяющих продвигать сайт в поисковых запросах. Если при создании статей вы оставляли незаполненным поле Описание (Description) вкладки Метаданные, то для индексации в поисковиках используются метаданные из глобальных настроек.

Чтобы разрешить отправку писем с сайта (например, массовую рассылку или отправку сообщений с подтверждением регистрации пользователя), вам необходимо отредактировать параметры почты. Наиболее быстрый способ отправки почты – функция PHP mail. Однако впоследствии мы изменим данный выбор для использования специального компонента массовой рассылки почты. Если ваш провайдер предоставил доступ к SMTP-серверу, задайте его конфигурацию в полях Использовать SMTP-авторизацию, Имя пользователя SMTP, Пароль доступа к SMTP, Адрес SMTP-сервера.

Параметры кэширования, доступные во вкладке Кэш, позволяют включить кэширование страниц, ускоряющее процесс вывода страниц так, что для генерации страницы не производится запрос к базе данных. Если запрошенная страница уже была сгенерирована для другого пользователя на протяжении последних 900 секунд (по умолчанию), в браузер будет отправлена кэшированная версия. Кэширование может существенно повысить производительность сайта, однако у него есть недостаток – необходимость записи в каталог cache. На многих web-узлах данная возможность ограничена, поэтому перед включением кэширования поинтересуйтесь у вашего хостинг-провайдера, можно ли это делать.

Вкладка Статистика позволяет включить сбор статистики. Лучше отключить здесь все значения, так как впоследствии мы будет использовать другой компонент.

Альтернативный вариант будет вам предложен и для организации SEO – продвижения сайта в поисковых запросах. Управление им осуществляется при помощи вкладки SEO. Обратим внимание на пункт Дружественные для поисковых систем URL (SEF). Данные параметры позволяют создавать виртуальные папки для различных разделов и категорий так, чтобы браузеру казалось, что URL не содержит параметров. Например, если эта функция выключена, то URL, предоставляющий доступ к определенному разделу, будет выглядеть так:

http://www.school.ru/index.php?option=com_content&view=category&id= 33&Itemid=53

Все эти параметры – элементы URL после знака «?» – сбивают с толку поисковую машину. Если же опции поисковой машины включены, то URL будет выглядеть уже иначе:

http://www.school.ru/content/view/12/26/

Правда, помогает ли такой вид URL продвижению – вопрос дискуссионный. Кроме того, на удаленном сервере хостинг-провайдера с включением опции дружественного URL могут возникнуть проблемы.

В завершение нажмите кнопку Применить для сохранения параметров глобальной конфигурации.

Сергей ЗОЛОТУХИН, начальник Центра дистанционного обучения Курского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте